«Фармацевтическое обозрение», 2007, N 5
ПЕРСПЕКТИВНАЯ «ПАРАФАРМА»
В 2006 году российский рынок показал самый высокий рост в мире — он увеличился на 36 процентов и составил 12,3 млрд. долларов. Одним из «локомотивов» роста рынка стал аптечный сектор парафармацевтики, составивший 2,4 млрд. долларов (годовой прирост — 43 процента).
Комментируя эту тенденцию, директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк отметил, что теперь люди приходят в аптеку не только для того, чтобы победить свою болезнь, но и за здоровым образом жизни. В аптечных учреждениях стали покупать памперсы, детское питание, БАДы, косметику. Продажи парафармацевтики в общем объеме аптечных продаж составляют 18 процентов по России и 32 процента по Москве. Особо большими темпами растут продажи косметики, хотя в целом она пока занимает ничтожно малую долю: в среднем по России это всего лишь 4 процента, по Москве значительно выше — около 7 процентов. На данный момент косметика присутствует в 85 процентах аптечных учреждений России. Где-то ее больше, где-то меньше, что связано с потребностями рынка и привычками покупателей. Косметика в аптеках — это главным образом специализированные линии косметических средств, реализуемые через аптечные учреждения входящими в ТОП-10 производителями косметических средств: лабораторией «Vichy», компанией «Фора-Фарм», «Johnson & Johnson», лабораториями «Lierac», «La Roche-Posay», «Pierre Fabre dermocosmetique», НПО «Оздоровительные технологии», «Frenchi products», «Boots Healthcare», лабораторией «Garnier». В последнее время покупатель доверяет больше аптекам, нежели развалам на колхозном рынке, потому и приходит сюда за качественным товаром, говорит Сергей Шуляк. К сожалению, на данный момент ситуация с долей отечественных и зарубежных производителей в аптечных продажах косметических средств в точности повторяет ситуацию с лекарственными препаратами — она складывается отнюдь не в пользу россиян. Более 60 процентов косметических средств в аптечном ассортименте — импортные (а в Москве за счет продаж дорогостоящей косметики этот показатель достигает 70 процентов). Представляя доли ведущих фармдистрибьюторов по поставкам парафармацевтической продукции в аптеки Москвы, Сергей Шуляк сказал, что они отстают от рынка. Даже у лидеров доля продаж в «парафарме» существенно ниже доли продаж лекарственных препаратов. У «Протека», например, она составляет 14 процентов, что существенно ниже доли продаж компанией лекарственных препаратов. У «СИА Интернейшнл» ситуация еще хуже — компания поставляет в аптеки лишь 10 процентов от потребляемой парафармацевтической продукции. Эксперты объясняют это тем, что традиционные дистрибьюторы не приспособлены, «не заточены» под дистрибуцию парафармацевтики, где действуют несколько иные весогабаритные технологии и ассортиментные линейки. С другой стороны, есть традиционные дистрибьюторы, которые поставляют парафармацевтику в обычные магазины, на рынки, и они, в свою очередь, не приспособлены для дистрибуции парафармацевтики в аптеки. Они поставляют товар раз-два в неделю, в то время как аптеки привыкли получать товар на следующий же день после заказа. Интересно, что компании-дистрибьюторы с меньшим оборотом оказываются более мобильными и лучше реагируют на потребности рынка. Такие динамично развивающиеся компании, как «Катрен» и «Аптека-Холдинг», не отстают от своей доли продаж ЛС и стараются наиболее полным образом удовлетворить потребности аптек в парафармацевтике. Сравнивая крупные, как правило, брендовые аптеки с остальными, можно увидеть, что общий объем продаж в них различается в три раза. При этом продажи лекарственных препаратов лишь на несколько процентов больше, нежели в обычных аптеках, а прирост оборота в большей степени обусловлен увеличившимся объемом продаж парафармацевтики. И еще один фактор, по мнению Сергея Шуляка, убедительно говорит за необходимость увеличения продаж парафармацевтической продукции. Известно, что на ЛС существует строго регламентированная наценка, в отдельных регионах она распространяется на весь перечень лекарственных препаратов. Но на БАДы, «парафарму», косметику такой регламентации нет. Если по России наценка на лекарства составляет в среднем 30 процентов, то на косметику и парафармацевтическую продукцию она достигает 40 процентов. В целом, проведенный опрос показал перспективность парафармацевтики — в среднем 40 процентов руководителей изъявляют готовность развивать этот сегмент в своих аптеках, поскольку считают, что присутствие данной группы товаров приносит коммерческий эффект. При этом действует сложившийся стереотип, согласно которому «парафарма», косметика — это удел брендовых аптечных сетей. В фармбизнесе считают, что «36,6», «Ригла», «03» и другие конкурируют между собой и отнимают у остальных столь лакомый кусок парафармацевтики. Но проведенное исследование вскрыло один удивительный факт: на 90 процентах территории РФ брендовые аптечные сети не соперничают друг с другом, их доля на рынке пока не столь высока, чтобы обеспечить конкуренцию. Остальным аптечным учреждениям под силу составить им конкуренцию за счет расширения ассортимента, продаж парафармацевтики, утверждает Сергей Шуляк. Доля аптечных сетей пока не столь высока и составляет порядка 20 процентов рынка. Конечно, сети будут развиваться и далее, причем наиболее интересными территориями для них станут Урал, Сибирь, некоторые регионы Приволжского округа и Дальний Восток, прогнозируют эксперты. К 2010 году ТОП 10 аптечных сетей будет занимать порядка 60 процентов от оборота коммерческого рынка. До 2010 года ожидается устойчивый рост сегмента парафармацевтики, конечно, меньшими темпами, чем в прошлом году, но все равно с опережением общего роста фармрынка — примерно на 25-35 процентов ежегодно. Ожидается, что к 2010 году фармрынок вырастет в два раза, а «парафарма» — в три раза. Вот почему региональным аптекам не советуют «отсиживаться в тени» в ожидании прихода «большого брендового брата», а начинать действовать уже сегодня. Ведь уже сейчас им есть над чем работать, и есть что продавать.
Р.ШЕВЧЕНКО