Recipe.Ru

Статья. «Мотивация персонала как одна из функций внутрибольничного управления» (Т.В.Чернова, Н.В.Махинова, Г.Н.Кочубей) («ГлавВрач», 2007, N 2)

«ГлавВрач», 2007, N 2

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ВНУТРИБОЛЬНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Важнейшей задачей здравоохранения считается повышение качества и эффективности управления (менеджмента) в конкретных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). В свою очередь, если рассматривать внутрибольничный менеджмент с точки зрения его оценки, то наиболее значимым критерием, несомненно, будет являться кадровый менеджмент, в т.ч. имеющаяся система мотивации персонала. Целью данной работы являлось изучение мотивации персонала ЛПУ и поиск наиболее рациональных путей ее повышения. Мотивация — это готовность работника приложить значительные усилия для достижения целей организации, в результате чего он получает возможность удовлетворять как общественные, так и индивидуальные потребности. Мотивация в кадровом менеджменте понимается как процесс активизации мотивов сотрудников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Это результат сложной совокупности потребностей персонала, которые постоянно меняются. Руководитель всегда должен помнить о том, что даже прекрасно составленные планы или самая совершенная организационная структура не имеют никакого смысла, если кто-то из сотрудников не выполняет фактическую работу в организации. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: — выявление потребностей;
— формирование и развитие мотивов;
— управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей ЛПУ; — корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов. Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, Макклелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера. В 1984 г. Ф.Дутрио, М.С.Лебо, М.Сомон разработали модель оценки социальной и морально психологической обстановки в учреждении для решения проблемы усиления мотивации работников. Показателями оценки при этом должны быть следующие: — степень согласованности досрочной стратегии и текущих условий деятельности учреждения; — действенность социальной политики;
— степень материальной и моральной удовлетворенности трудом; — степень определения функций и ролей работника; — степень доступности для сотрудников информации об учреждении, уровень гласности; — гибкость оперативного руководства;
— отношение к инициативам отдельных сотрудников; — степень развития сотрудничества и взаимопомощи; — качество межличностных отношений;
— степень справедливости оценки работников; — степень заинтересованности работника в своем труде; — степень свободы выражения мнений и критики; — степень учета личных запросов.
Чем выше показатели, тем лучше социальная и морально-психологическая обстановки в учреждении. При оценке мотивации в ЛПУ значимыми могут быть следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в организации, хорошие условия труда, полноценный отдых во время отпусков (оплата путевок) и др. Материальная мотивация рассматривается не только как средство удовлетворения физиологических потребностей, но и как потребность в безопасности. В то же время величина оклада обычно рассматривается сотрудниками как отражение степени уважения со стороны руководителя и уровня занимаемого служебного положения. Выявлено, что большинство респондентов рассматривают рост оклада как показатель высокой оценки работника руководством. Однако известно, что прибавки к заработной плате зависят не от решений конкретного управленца, а от общей политики оплаты труда. Поэтому при оценке материальной мотивации необходимо разграничивать понятия «оклад» и «заработная плата». Почему происходит демотивация? Исследователи данного вопроса выделяют наиболее возможные факторы демотивации: — нарушение негласного контракта;
— не использование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам очень ценит; — игнорирование идей и инициативы;
— отсутствие чувства причастности к организации; — отсутствие ощущения достижений каких-либо результатов труда при отсутствии их признания руководством; — отсутствие профессионального и личного роста. Для выяснения существующей в учреждении ситуации, настроений, мнений, представлений и ожиданий работников зарубежные специалисты предлагают использовать письменное анкетирование при строгом соблюдении анонимности респондентов. В анкетах должны предусматриваться вопросы, касающиеся отношения сотрудников к своей организации, возможностей развития личности, наличия системы поощрения профессионально-квалификационного роста и оплаты труда. Проведенные многочисленные социологические исследования показали, что наибольший удельный вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем следуют — различные виды премий, возможность получения кредитов, материальная помощь и др. Для определения мотивационного потенциала врачей одной из крупных многопрофильных больниц были изучены результаты анкетирования в ходе, которого определяли следующие факторы: — побуждающие потребность к качественному труду; — способствующие удержанию сотрудника на данной работе; — мешающие достижению нужного результата в работе. Оценка проводилась по 11-балльной шкале (11 баллов — максимальная значимость). Среди факторов 1-й группы (всего — 25 факторов) наиболее значимыми были: — потребность материального обеспечения — 8,7 баллов; — желание повысить уровень материального комфорта — 8,0 баллов; — интерес к работе — 9,2 балла;
— любознательность, потребность заслужить уважение коллег — 8,3 балла; — чувство удовольствия от работы — 8,5 балла; — чувство возможности достижения успеха в работе. Самые низкие баллы были отмечены по следующим факторам: работа ради похвалы — 1,5 балла, желание войти в круг людей, окруженных ореолом исключительности — 3,2 балла. Среди факторов 2-й группы (всего — 13) наибольшие баллы набрали: — гарантированная зарплата — 9,2 балла; — интересная работа — 9,2 балла;
— личность руководителя — 8,7 балла;
— признание заслуг работника — 8,5 балла; — стабильность — 8,2 балла;
— профессиональный рост — 8,4 балла.
Самые низкие баллы во 2-й группе соответствовали факторам: социальные льготы — 3,1 балла и служебный рост — 3,4 балла. Среди факторов 3-ей группы 9 всего 12 факторов). Наиболее существенными были: отрицательное влияние работы на состояние здоровья — 7,5 баллов, невозможность проявить себя на работе и большой объем работы — 4,5 баллов, конфликты с пациентами — 5 баллов. Наиболее низкими баллами врачи оценили в этой группе факторов: задержки зарплаты — 2,1 балла и плохие условия труда — 1,5 балла. Как показали наши исследования, наиболее существенными факторами, влияющими на повышение мотивации врачей являются: — интерес к работе;
— потребность материального обеспечения; — личность руководителя.
Совершенно очевидна взаимосвязь первого и третьего факторов: личность руководителя определяет в значительной степени интерес к работе у сотрудников ЛПУ. Ведь именно руководитель ставит перед коллективом основные организационные и специфические цели и задачи, тем самым, формируя круг вопросов, непосредственно влияющих на профессиональную заинтересованность работников. Что касается потребностей медицинского персонала в материальном обеспечении, то, несомненно, степень значимости этого фактора определяется не уровнем заработной платы, а уровнем оплаты труда, который, в свою очередь, зависит от принятой системы стимулирования труда персонала. Способы улучшения системы стимулирования труда обычно классифицируют по пяти относительно самостоятельным направлениям: — материальное стимулирование;
— улучшение качества рабочей силы;
— совершенствование организации труда;
— вовлечение персонала в процесс управления; — нематериальное стимулирование.
При разработке эффективных методов стимулирования труда медицинского персонала в исследуемой больнице учитывался уровень выполнения трех составляющих: объема, интенсивности и качества выполняемой работы. Среди критериев оценки объема выполненных работ следующие: правильность оформления истории болезни и ежедневного ведения больного, количество выполненных процедур, количество дежурств, продолжительность операций, проведение экспертиз историй болезни и др., специфические для каждого конкретного отделения. Фактические данные при этом сравниваются с разработанными нормативными показателями для каждой службы. Интенсивность работы оценивается с помощью расчета так называемого «индексированного койко-дня». Это величина равна произведению числа проведенных койко-дней и коэффициента интенсивность — величина которого определена экспертным путем для каждого профильного отделения. И, наконец, качество выполненной работы оценивается известными методами внутрибольничной экспертизы. Кроме того, принята 3-балльная система оценки следующих параметров: профессионализма, дисциплинированности, соблюдения этических стандартов. Суммация приведенных критериев, выраженных в баллах, дает итоговую оценку уровня проведенных работ в каждом подразделении, на основании которой производится распределение фонда материального поощрения. Основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации сводятся к следующему: 1. Предоставление максимума реалистичной информации в процессе работы. 2. Формирование реальных ожиданий от работы у сотрудников. 3. Управление персоналом по целям.
4. Разделение сложных долгосрочных целей на краткосрочные. 5. Активное использование дополнительных навыков сотрудников. 6. Внимательное отношение руководителя к идеям и предложениям сотрудников. 7. Формирование необходимой организационной культуры. 8. Развитие системы материального стимулирование и управления карьерой в каждом лечебно-профилактическом учреждении.

ГОУ ДПО «Уральский научно-
практический центр
медико-социальных и
экономических проблем
здравоохранения»,
Уральский государственный
экономический университет,
г. Екатеринбург
Т.В.ЧЕРНОВА,
Н.В.МАХИНОВА,
Г.Н.КОЧУБЕЙ
Подписано в печать
29.01.2007


Exit mobile version