«Московские аптеки», 2004, N 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АПТЕКИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
«Количество государственных аптек в Москве уменьшилось на 15 процентов», отметил руководитель Департамента здравоохранения города Москвы, профессор А.П.Сельцовский, на прошедшей в декабре 2003 года Ассамблее «Здоровье столицы». А вместе с ними исчезают с фармацевтического рынка РПО, пункты проката медицинского инвентаря, кислородные отделы и даже сам дух привычной государственной аптеки, к которой пожилое население до сих пор питает априорное уважение. Объявленная государством политика качественного лекарственного обеспечения в случае разгосударствления аптечной сети лишит своих граждан и государственных гарантий на оказание качественной лекарственной помощи. Как повлиять на процесс «вымывания» госаптек? Как к этому относятся сами аптеки и руководство столичного здравоохранения?
Куда исчезают госаптеки?
Население столицы сегодня обслуживает 733 аптеки, из которых 451 являются государственными. Кроме того, в аптечную систему Москвы входят 1286 аптечных пунктов и 940 аптечных киосков, являющихся в своем подавляющем большинстве частными. Несмотря на то, что в последнее время власть предержащие обеспокоились сокращением числа госаптек, инициатором разгосударствления аптек, однако, является само государство. После общеизвестного и нашумевшего Постановления Правительства Москвы N 54 от 3 февраля 2003 года в список объектов, подлежащих приватизации, попало 74 московские аптеки. Государственный сектор аптечного рынка Москвы тогда оказался под угрозой сокращения еще на 10 процентов. Руководство подлежащих приватизации аптек выступило с возражениями, после чего была создана рабочая группа из представителей Департамента здравоохранения и Департамента имущества, которая стала разбираться с проблемами каждого приватизируемого предприятия. В списке «на приватизацию» осталось 24 аптеки. Со слов начальника Управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы Н.В.Головановой, «процесс рассмотрения еще не закончен. За истекший период только 3 аптеки прошли в Департаменте имущества комиссию по приватизации. Эти предприятия убыточные, они выставлены на аукцион. Единственное, что от них требуется сохранение фармацевтического вида деятельности». Таким образом, очевидно, что главной предпосылкой к приватизации аптеки становится ее убыточность. В этом случае важно, является ли убыточность реальным следствием нерадивого руководства аптеки, или кто-то умело ее подготовил. 24 декабря на заседании Научного общества фармацевтов Москвы Н.В.Голованова сообщила, что на 1 ноября 2003 г. 35% госаптек в Москве имеют неудовлетворительную структуру баланса. Из них у большей части убытки носили сезонный характер (лето, ремонтные работы), а 32 аптеки стабильно имеют отрицательный баланс. В чем же причины? Надежда Викторовна в числе первых называет объективно сложившееся месторасположение некоторых аптек. В свое время, когда действовали советские нормативы расположения аптечных предприятий, госаптеки открывались в глубине строящихся районов, и теперь все они оказались от путей следования основных потоков людей. С этим утверждением городского руководства аптечной сети согласны и руководители аптек, в остальных же вопросах развития и поддержки государственных аптек имеющие резко противоположное от официальной точки зрения мнение. В.А.Анисимов, директор ГУП аптека N 13 «ФармаРус»: «Есть аптеки, которым действительно не повезло. Например, в Западном округе одна госаптека совсем неправильно расположена: выход на шоссе, и дальше овраг. Еще я знаю аптеку в районе завода ЗИЛ, выход у которой на набережную там вообще никто не ходит. Но даже в этом случае, мне кажется, можно что-то предпринять: например, проломить стену, чтобы вход в аптеку был со двора, где людей ходит больше», Однако «проламывать стены» большинство из руководителей убыточных предприятий не спешит. «Причина плохого финансового состояния большего числа аптек это неэффективный менеджмент, неумение директоров влиять на финансовое состояние своего предприятия, — сказала Н.В.Голованова на минувшем заседании НОФ. — Анализ, который мы провели, подтвердил данное утверждение в 20 аптечных предприятиях. Есть у нас, к сожалению, некая закостенелость в мышлении руководителей: мы до сих пор получаем письма от некоторых директоров, которые просят оказать им финансовую помощь в починке крыши или в восстановлении разбитой витрины… Если учесть, что сейчас фармлицензию на розничную реализацию ЛС имеют более 3000 аптечных предприятий, то конкуренция действительно очень высокая. Именно в этом плане директорам (особенно тех предприятий, которые допустили убытки по итогам 9 месяцев 2003 г.) необходимо предпринять определенные меры к улучшению своей финансово-хозяйственной деятельности. Ведь тот комплекс услуг, который может предоставить современная аптека, значительно больше, нежели возможности аптечного пункта или аптечного киоска». Конечно, покупатель в первую очередь пойдет туда, куда ему ближе. И только в том случае, если человеку необходимы какие-либо дополнительные услуги (РПО, пункт проката, фитобар, социальный отдел, скидки на покупку) он обратится в государственную аптеку, расположенную зачастую далеко от места работы или жительства. Н.В.Голованова считает, что «руководителям государственных аптек сегодня необходимо задуматься, прежде всего, о том, что можно предложить покупателю, чтобы привлечь его в аптеку. Нужно пересмотреть свое отношение ко многим вопросам. Например, к площадям. У многих аптек огромные площади. Директора проявляют полнейшее равнодушие, не пытаясь эффективно их использовать, при этом платят за аренду, за электроэнергию и тепло». По словам начальника городского фармуправления, ситуацию можно изменить, и такие примеры уже имеются: «У нас есть предприятия, где прошла смена руководителя. Я не могу сказать, что это привело к значительному улучшению финансово-хозяйственного положения, но определенные результаты есть. Очень многое зависит от руководителя» .
Во всем виноваты социально значимые функции
В.М.Емельянов, директор ГУП аптека N 256 «На проспекте Вернадского»: «Наша аптека в год имеет 30 тысяч рублей прибыли это очень мало, т.е., по сути, мы находимся на грани банкротства. При этом наше предприятие выполняет все социально значимые функции и несет связанные с ними убытки. РПО ежемесячно нам обходится в 18 тыс. рублей (затраты идут в основном на содержание штата), плюс еще 5 тысяч на санитарку; 16 тысяч содержание вневедомственной охраны, т.к. мы торгуем наркотическими и психотропными веществами; кислородное оборудование по тысяче рублей в месяц. А чтобы поддерживать многотысячный ассортимент, нужны значительные оборотные средства. Денег на то, чтобы приобретать ЛС у дистрибьюторов по предоплате, нет, поэтому мы вынуждены брать товар в кредит с отсрочкой на месяц-полтора, а потом, после реализации, возмещать его стоимость на 10-12 % больше первоначальной по ценам в сравнении с сетевыми аптеками мы заранее в проигрыше. Получается замкнутый круг». Т.А.Гуджабидзе, директор ГУП аптека N 319 «На Волгина»: «Конечно, социальные функции государственных аптек ведут к убыточности. Например, кислородная подушка стоит 36 рублей. В месяц мы отпускаем где-то 4 таких подушки, т.е. выручаем приблизительно 150 рублей, а «Медтехника» с нас за обслуживание кислородного оборудования берет гораздо больше. Кроме того, раз в два года мы должны отправлять специалиста по кислородному оборудованию на учебу для повышения квалификации. Это еще 2,5 тысячи. Кислород для нас убыточен, но с другой стороны, 4 подушки продали, и, может быть, мы этим четверым жизнь спасли!?»
Куда смотрит государство?
На эту тему на заседании НОФ развернулась настоящая дискуссия, особенно после предложения начальника городского фармуправления «спасаться самим». В.А.Анисимов: «Понятно, что многое зависит от руководителя. Но нет ли здесь и отсутствия четкой политики властей, связанной с размещением аптечных предприятий? Например, мы неоднократно поднимали вопрос размещения передвижных аптек. Директор аптеки утром приходит на работу, а рядом стоит мобильная автоаптека, и все покупатели идут к ней. Ведь такие действия подрывают финансовое состояние стационарных аптек и государственных в том числе». Н.В.Голованова: «Дело в том, что место размещения аптек определяется на местах, в управах. И в создавшейся ситуации видно, как руководитель аптеки взаимодействует со своей управой. Знают ли вообще наши руководители представителей своих управ и какую работу с ними ведут? Я знаю нескольких директоров аптек, которые добились перевода этих автомобилей в другие места. Это говорит только о нашей инертности, мы все ждем, что кто-то придет и за нас все сделает. За директоров аптек никто ничего делать не будет». В.А.Анисимов: «Но почему директора аптек должны этим заниматься? Почему руководители города и управ не могут сами грамотно распределять аптеки по территориям? Ведь есть субъекты федерации, где это происходит, в Татарстане, например». Н.В.Голованова: «Вы, пожалуйста, задайте этот вопрос руководителю конкретной управы, а не мне».
Конкуренты нас задушат
Действительно, самые «ходовые» и бойкие места в Москве зачастую заняты аптечными пунктами и киосками. Эти типы аптечных предприятий очень мобильны, что позволяет «перехватывать» основной поток покупателей. В.М.Емельянов: «Вокруг моей аптеки сейчас функционирует 7 (!) аптечных пунктов. И это не все: в непосредственной близости от нас еще две сетевые аптеки строятся. Необходимости в открытии новых аптечных предприятий, на мой взгляд, в данном районе уже давно нет, но они все открываются и открываются! И что мне делать прикажете? Как в таких условиях можно работать?» В.А.Анисимов: «Существует определенная необходимость населения в потреблении лекарств, этот спрос можно разделить на 10 аптек и каждому достанется по копейке. Но ведь как дальше жить?! Возможности зарабатывать на определенной территории ограничены. В природе, когда стадо съест всю траву, оно уходит на новое пастбище. А аптеку не возьмешь и не понесешь. (Если она не мобильная ред.) Говорят, что должна быть конкуренция, и выживет тот, у кого лучше условия, но я совершенно не понимаю, почему должна умирать именно государственная аптека? У нас происходит лоббирование коммерческих предприятий, в частности, этих автолавок. Что в них такого замечательного? В чем удачность этого эксперимента? С другой стороны, возводят новые районы, а аптеки там построить иногда забывают. Почему автолавки туда не едут? Почему их обязательно нужно ставить у метро?»
Где же выход?
Несмотря на заверения городских властей оставить в покое, пусть даже в сокращенном варианте, государственную аптечную сеть, в это как-то не верится нет экономических предпосылок. Государство не поддерживает свои предприятия экономически до сих пор не возвращены налоговые льготы госаптекам. Правда, появилась льготная арендная плата, но в связи с постоянным увеличением базовой расчетной стоимости одного квадратного метра, она все равно растет. Что же получается: государственные аптеки обречены? С одной стороны, у них обременительные социально значимые функции, с другой немыслимая конкуренция со стороны частных аптечных предприятий, растущих, как грибы в самых неподходящих местах. Добавьте сюда действительно консервативное мышление некоторых руководителей ГУП, и вы получите типичную неприбыльную госаптеку. Ее узнаешь еще стоя на пороге: огромный полутемный зал, устойчивый запах морилки от крыс и пожилые женщины за прилавком. Народу немного, но даже верные пенсионеры, живущие окрест, говорят примерно одно и то же: «Хорошая аптека, но уж больно все дорого». Т.А.Гуджабидзе: «Я предлагаю ограничить количество лицензий. Ведь раньше существовали нормативы количества аптек на количество населения. В Москве к началу перестройки было где-то порядка 500 аптек, и они тогда нормально справлялись со своими функциями. А сейчас аптечных предприятий в городе более 3 тысяч. Вокруг одной аптеки на расстоянии пешей прогулки расположено порядка 5-6, а то и 8 аптечных учреждений. Поэтому, я считаю, что количество аптек должно быть ограничено. Нужно создать комиссию и определить, сколько аптек должно быть в Москве. И каждой вновь открывающейся аптеке выдавать лицензию только после того, как какое-нибудь предприятие закроется. Пусть будет очередь на лицензии, как в Финляндии. Нужно прекратить этот бесконечный рост шарашкиных контор. Я ничего не имею против больших сетевых аптек, но эти коски в магазинах, гастрономах… У нас в округе недавно открылся аптечный пункт в похоронном магазине там, где венки и гробы…» В.М.Емельянов: «Я считаю, нельзя допускать, чтобы открытие новых аптечных предприятий зависело только от одного человека главы районной управы. На мой взгляд, необходимо создавать экспертный совет, чтобы целесообразность открытия оценивали в том числе и специалисты как минимум Управления фармации». В.А.Анисимов: «Если говорить об общих принципах, которые мешают нам жить, то на лицо разрыв между вышестоящим звеном и нижестоящим. На верху должны быть заинтересованы в том, чтобы узнать: что там на местах-то делается? В свое время правительство Москвы давало указание Комитету здравоохранения разработать концепцию аптечной службы. Прошло уже лет пять, а ее как не было, так и нет. И в стране та же ситуация. Государство призвано охранять здоровье граждан и нужно, чтобы хотя бы через государственные аптеки люди могли получать гарантированную лекарственную помощь. Бьем по каким-то отдельным проблемам, а целостной политики нет. Я пытаюсь в течение последних 2-3 лет (выходил и на уровень Государственной Думы) предложить дополнить Гражданский кодекс таким понятием, как Государственное унитарное предприятие социальной направленности. Я глубоко убежден, что все поликлиники, больницы и госаптеки, безусловно, могут работать в таком качестве. Ведь они практически все получили лицензию на платные услуги и занимаются некоей предпринимательской деятельностью. Можно, мне кажется, перейти и от системы финансирования госпредприятий к системе дотаций. Но дотации должны быть целевые и адресные. То же касается и госаптек. Я считаю, что априори аптеки убыточными не могут быть. Но с другой стороны, настоящий хозяин поддерживает свое предприятие, и государство должно это делать если не материально, то хотя бы административно». Кстати, есть надежда, что так оно когда-нибудь и будет. Закончится наш «дикий капитализм», и каждый страждущий получит свою «кислородную подушку». На прошедшей 18-19 декабря прошедшего года ассамблее «Здоровье столицы» руководитель столичного здравоохранения признал тот факт, что приватизация многих государственных аптек не улучшила их состояния: не увеличилось финансирование, пострадало качество работы, в частности, число РПО сократилось с 70 до 39. В этих условиях необходимо оказывать поддержку государственным аптекам. Есть планы совместно с Департаментом имущества проанализировать их деятельность и найти, например, какую-либо новую форму объединения государственных аптек, новую форму их хозяйствования такую, чтобы государство при необходимости могло им оказывать как финансовую, так и организационно-правовую помощь». Непонятным остается только то, зачем эту новую форму искать? Оказать экономическую поддержку госаптекам можно при желании и сейчас на уровне субъекта федерации. Как бы новая форма не оказалась «старой» с лишением аптеки юридического статуса и хозяйственной самостоятельности.
О.ИВАНОВА
Подписано в печать
27.01.2004