Recipe.Ru

Статья. «ГЧП в законе» (Т.Бескаравайная) («Медицинский вестник», 2016, N 3)

«Медицинский вестник», 2016, N 3

ГЧП В ЗАКОНЕ

С нового года в России вступил в силу долгожданный закон N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». До последнего времени законодательство о ГЧП принималось в основном на уровне субъектов РФ, что зачастую не давало инвестору долгосрочных, а главное, единообразных гарантий реализации и сохранения инвестиций в такие проекты. Поэтому с федеральным законом эксперты связывали надежды на наведение порядка в области выстраивания отношений между государством и бизнесом в части реализации инвестиционных проектов, в том числе и в сфере здравоохранения. Однако, оценивая принятый документ, многие из них констатируют, что закон не учитывает ни специфику российского здравоохранения, ни уже наработанный в области ГЧП опыт регионов.

Ничего нового

Руководитель проектов фармацевтического направления компании Vegas Lex Мария Борзова считает: несмотря на то, что в законе фигурирует понятие «объект здравоохранения», специфика отрасли и взаимодействия различных сторон в ней документом не учтены: — Закон распространяется только на проекты, которые связаны со строительством или реконструкцией объектов. В то же время модели взаимодействия, нацеленные на обеспечение доступности и повышение качества оказываемой медицинской помощи за счет средств ОМС, аутсорсинг отдельных услуг, совместные разработки инновационных препаратов, по сути, остались за его рамками. Правда, по мнению эксперта, сейчас законодательство и так предоставляет достаточно широкий выбор правовых инструментов для реализации проектов, подразумевающих сотрудничество государства и частного партнера: концессионные соглашения, специальные инвестиционные контракты, государственные контракты. — Проблема только в том, что все перечисленные формы в глобальном смысле не являются универсальными, — продолжает Мария Борзова. — К тому же с коммерческой точки зрения им не хватает гибкости. В сфере здравоохранения этот фактор осложняется еще и «зарегулированностью» отрасли. А ведь инвесторы, как иностранные, так и российские, в первую очередь заинтересованы в наличии четких и понятных правил игры, которые позволяют достаточно определенно оценить экономическую эффективность проекта. Новый закон не решает самой фундаментальной проблемы: предоставления долгосрочных гарантий возврата инвестиций. Похожую оценку закону дает и менеджер по работе с государственными структурами Philips в России и СНГ Наталья Нестерова: — Ранее многие эксперты отмечали необходимость учесть в новом законе специфику отрасли здравоохранения, однако на практике этого сделано не было. За рамками нового закона остался ряд моделей возможного сотрудничества государства и частного сектора, например модели ГЧП, основанные на арендных отношениях и связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС, и так далее. Положительным моментом она называет наличие в новом законе ряда преференций для частного бизнеса, например, достаточно продуманной системы гарантий, в которой минимальный срок соглашения о ГЧП составляет три года, в то время как для концессий минимальный срок нормативно не установлен. Однако подчеркивает, что зарубежные компании по-прежнему не имеют возможности напрямую участвовать в реализации проектов ГЧП, что, безусловно, уменьшает привлекательность нового закона для иностранных инвесторов. — Иностранные организации могут участвовать в ГЧП и МЧП-соглашениях только косвенно — в рамках консорциума с российскими организациями или через создаваемые ими российские юридические лица, — поясняет Мария Борзова. Положительно оценивая появление закона, систематизирующего существующую практику в области ГЧП, член совета директоров сети клиник «Доктор рядом», один из инвесторов программы, Владимир Гурдус отмечает, что его явно недостаточно: — Закон в целом полезен, но для того, чтобы проектов ГЧП становилось больше, необходимы стимулирующие усилия со стороны государства, которые в этом законе детально и конкретно не прописаны.

Спрос не рождает предложение

Между тем актуальность привлечения в отрасль частных инвестиций не вызывает сомнения. Как сообщил на прошедшей в ноябре прошлого года «Российской неделе здравоохранения» помощник министра здравоохранения России Игорь Ланской, потребность отрасли в инвестициях оценивается приблизительно в 150-200 миллиардов рублей. По его словам, в конце 2015 года Минздрав рассматривал не менее десятка проектов ГЧП, причем активность частных инвесторов, выступавших с заявками для участия в конкурсах, связывалась, в том числе с принятием закона о ГЧП. Губернатор Ростовской области Василий Голубев уже в январе этого года и вовсе заявил о том, что в обозримой перспективе правительство региона вообще не планирует строительство новых объектов здравоохранения за счет бюджетных средств. По его словам, крупные лечебно-диагностические центры и новые корпуса действующих ЛПУ должны возводиться на средства инвесторов, а администрация готова брать на себя лишь точечные статьи расходов, сопутствующие реализации проектов. — Курс на модернизацию здравоохранения мы менять не собираемся, — сказал Василий Голубев на традиционной ежегодной встрече с журналистами. — Ремонтировать больницы, обновлять медицинское оборудование мы продолжим. Но профинансировать новые стройки бюджет попросту не в состоянии, поэтому мы активизировали работу с нашими партнерами. Заинтересованность в развитии рынка ГЧП другой стороны — инвесторов — констатирует заместитель председателя Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, генеральный, директор клиники «Доктор Анна» Николай Марченко: — Если мы говорим о частных медицинских учреждениях, получающих в управление здания больших площадей для создания клиник и стационаров, то такие проекты уже существуют. Европейский медицинский центр, имеющий концессионное соглашение на создание на базе больницы N 63 в Москве высокотехнологичных медицинских центров ранней диагностики раковых заболеваний, эндоваскулярной хирургии, перинатального и реабилитационного отделений. АФК «Система», которая объединила активы своей дочерней компании «Медеи» с ГУЛ «Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы», где лечатся все столичные чиновники. Все это долгосрочные проекты с большими инвестициями и сроком окупаемости более 10 лет, включающие госгарантии по оплате высокотехнологичной медпомощи в рамках ОМС. Но и он в очередной раз поднимает проблему неполного тарифа ОМС. Компенсация по услугам, оказанным частными клиниками в рамках ОМС, иногда оказывается настолько мала, что не всегда позволяет окупить даже операционные затраты. По мнению Николая Марченко, издаваемые законы должны защищать интересы инвесторов, а предлагаемые государством проекты тщательней просчитываться и организовываться: — Типичный пример из этой области — проект «Доктор рядом», где частные инвесторы участвовали в торгах на выкуп права аренды помещений, делали ремонт и оснащение, закупали медицинское оборудование. Однако прикрепить пациентов в рамках этого проекта к созданным мини-поликлиникам практически невозможно, и почти все финансирование в рамках ОМС поступает в государственные медучреждения. Владимир Гурдус рассказывает:
— Несмотря на то, что публичный партнер в лице государства корректно выполняет свои обязательства, не ограничивая возможность участия клиник в программах ОМС, проект так и не стал неотъемлемой частью городской системы здравоохранения. Не создана нормативная база этого взаимодействия, не созданы предпосылки для массового прикрепления населения к мини-клиникам в зоне их открытия. По сути, программа «Доктор рядом» вместо того, чтобы стать дополнительным ресурсом обеспечения качественной медицинской помощи, форпостом городского здравоохранения, особенно там, где доступность городской сети недостаточна, поставлен в заведомо невыгодную конкурентную позицию в сравнении с городскими ЛПУ. Это связанно с тем, что городские ЛПУ уже получают финансирование за прикрепленное население и не заинтересованы в том, чтобы с этим финансированием расстаться. В 2015 году доля ОМС в выручке нашей сети в денежном выражении составила около 10%, в объеме оказанных услуг — около 30%. Элементарный расчет рентабельности проекта показывает, что клиника выходит на основу самоокупаемости только в том случае, если к ней прикреплено от пяти до семи тысяч человек, и это без выборки по категориям. Наша сеть динамично развивается, мы планируем продолжать участие в программе «Доктор рядом», но активность зависит от экономических прогнозов и того, насколько в развитие проекта будет заложена синергия с городской системой здравоохранения. Для полноценного развития ГЧП в здравоохранении, по мнению Владимира Гурдуса, нужны справедливые тарифы ОМС, а также уже упоминавшиеся ранее гарантии неизменности требований к участникам рынка медуслуг: — Для того, чтобы ГЧП-проекты функционировали в здравоохранении, прежде всего инвесторам нужны гарантии, что государство не будет пересматривать условия и обеспечит возможность возврата вложенных инвестиций.

Коридор возможностей

По мнению директора НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давида Мелик-Гусейнова, ГЧП-проекты могли бы работать на повышение уровня доступности отдельных видов медпомощи: — Не стоит ждать, что такие проекты закроют целые направления медицинской помощи, но они могут существенно улучшить ситуацию с ее доступностью по отдельным направлениям. В первую очередь это ЭКО, некоторые высокотехнологичные методы лечения, ПЭТ, лабораторная диагностика, скорая медицинская помощь. Схожую оценку перспектив ГЧП дает и заместитель генерального директора компании STADA CIS Иван Глушков:

Без руля и без ветрил

Из комментариев становится понятным, что одного закона мало, даже если он будет идеальным, — нужна полноценная стратегия развития ГЧП в здравоохранении с четким пониманием того, где и каким образом механизмы такого партнерства можно применить. Мешает делать прогнозы и отсутствие четкого представления о перспективных направлениях развития системы российского здравоохранения в целом. — Как может частный инвестор планировать свои инвестиции в объекты ГЧП с дальнейшим включением предприятия в систему госзаказа по оказанию бесплатной медицинской помощи, если в обществе постоянно идет непрекращающаяся, зачастую явно лоббистская дискуссия о демонтаже перспективной в этом плане системы ОМС, — отмечает председатель Комитета Межрегионального союза медицинских страховщиков по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ, заместитель генерального директора компании «СОГАЗ-Мед» Сергей Плехов. — Постоянно звучат предложения к переходу на бюджетно-сметное финансирование здравоохранения, возврату к «системе Семашко». И все с напряжением каждый год ждут: как дальше? В этих условиях некой стратегической неопределенности данный закон ничего в здравоохранении существенно не сдвинет. По мнению Сергея Плехова, лучшим стимулом для инвесторов было бы утверждение на федеральном уровне долгосрочной стратегии развития отрасли, прорисовывающей четкие векторы развития системы, государственных и частных медицинских организаций, конкретизирующей госгарантии бесплатного оказания медицинской помощи, определяющей долгосрочные, конкурентные, пациенто-ориентированные перспективы развития системы ОМС. Впрочем, эксперт все-таки считает, что принятие отдельного закона стало важным этапом выстраивания долгосрочной политики в отношении развития сферы ГЧП-проектов — позитивным сигналом для частных инвесторов. Размышляя о перспективах развития института ГЧП, Сергей Плехов отмечает: — В то же время уже имеющийся относительно широкий опыт реализации ГЧП-проектов в других отраслях и малое их число в здравоохранении говорит о наличии особых отраслевых проблем, не регулируемых данным законом. К примеру, о необходимости существенно большего уровня инвестиций, капитальных вложений в медицинские проекты, которые пока неясно, как покрывать. Если же говорить о формах, тут наиболее перспективным выглядит именно заключение четких, исключительно рыночных концессионных соглашений. Именно они могли бы значительно повысить качество администрирования в учреждениях здравоохранения, чего нам очень не хватает. Сергей Плехов напоминает также о том, что медицина — одна из самых консервативных отраслей социальной сферы, которая сопротивляется изменениям не только на организационном, но и на психологическом уровне работы персонала, который очень опасается «как бы не стало хуже». Подобная осторожность формирует негативное отношение к проектам ГЧП. Для преодоления недоверия необходимо формирование на региональном уровне хотя бы нескольких десятков успешных проектов в здравоохранении в рамках нового законодательства и широкое освещение такого опыта в СМИ на федеральном уровне. А Мария Борзова добавляет, что сложность ситуации еще и в том, что система здравоохранения активно реформируется, что создает дополнительную неопределенность для бизнеса и в принципе может негативно сказываться на инвестиционной деятельности. Развивая эту мысль, исполнительный директор Некоммерческого партнерства частных медицинских клиник и центров Сергей Лазарев резюмирует: — Крайне сложно спрогнозировать и тем более задавать какое-то направление ГЧП без проведения глобальной инвентаризации государственной системы здравоохранения и просчета потребностей населения в том или ином виде медицинской помощи. Иначе может получиться так, что, закрывая одни больницы, мы тут же открываем на их месте другие, и тогда смысла таких реформ вообще никто не поймет и тем более не оценит.

Т.БЕСКАРАВАЙНАЯ
Москва
Подписано в печать
02.02.2016


Exit mobile version