«Фармацевтическое обозрение», 2007, N 5
АПТЕКИ МЕНЯЮТ ОБЛИК
Известно, что аптечная практика неодинакова в разных странах — членах ВОЗ. Все зависит от законодательной базы и иных условий. Высказываются различные точки зрения на тенденции развития сектора розничных продаж: от развития аптеки как части системы медицинской помощи населению, деятельность которой в большей степени лежит в области медицины и фармацевтики, нежели торговли, до превращения аптеки в стандартное предприятие розничной торговли со специфическим ассортиментом товаров. Современные тенденции развития аптечной службы рассмотрела в своем докладе профессор ММА им. И.М.Сеченова Роза Ягудина.
АПТЕКИ ТЕРЯЮТ ПРИВЫЧНЫЙ ОБЛИК
В частности, Роза Исмаиловна отметила, что существенно меняются форма аптечной деятельности, оказываемые услуги, а также ассортимент — во многих аптеках начинает превалировать нелекарственный ассортимент. В связи с этим ряд аптек начинает менять свой облик, трансформируясь в магазины типа «Здоровье». «Это явление становится особенно заметным с приходом мультифункциональных корпораций, которые привносят собственные стандарты, — сказала она. — Процесс можно рассматривать как естественное требование времени, которое нельзя приостановить». Однако Роза Ягудина предлагает подумать, насколько приемлема для россиян аптека, в которой будет продаваться все — начиная от зонтика и салата и заканчивая газонокосилкой, как это практикуется в некоторых зарубежных компаниях с мировым именем.
ОТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ — К МЕНЕДЖМЕНТУ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТА
Наряду с традиционными услугами, такими, как отпуск, изготовление ЛС, информирование при отпуске, внедряются новые виды и формы фармацевтической деятельности. Это:
— дистанционные продажи;
— тестирование показателей состояния здоровья (артериальное здоровье, уровень холестерина, сахара в крови и так далее); — программы по управлению состоянием больного при артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарном диабете и прочих заболеваниях; — программы по борьбе с курением;
— ведение индивидуальных карточек больных с записями о вакцинации, аллергических реакциях, побочных реакциях лекарств и прочее; — программы для пожилых людей;
— программы для детей.
Такой спектр, по сути, меняет все стратегическое направление фармацевтических услуг — от фармацевтической помощи к менеджменту здоровья пациента. Подобные программы разрабатываются и реализуются в аптеках Великобритании, США. Направление тестирования показателей состояния здоровья хорошо развито в Австралии, где аптеки оснащены необходимым оборудованием, фармацевты хорошо обучены и действуют в соответствии с разработанными стандартами, которые регламентируют их поступки при оказании подобной помощи пациенту. В России, зайдя в отдельные аптеки, измерить давление еще можно, но рядом, как правило, обнаружится табличка с предупреждением, что «фармацевт никаких консультаций по поводу показателей давления не дает». Объясняется подобное положение вещей проблемами отечественного законодательства, в соответствии с которым такое простое действие, как измерение сахара или давления, рассматривается в качестве медицинской процедуры, для осуществления которой необходимо получение лицензии.
НАЗНАЧЕНИЕ ЛС С УЧЕТОМ ФАРМАКО-ГЕНЕТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Еще одна новация, которая постепенно начинает внедряться в мировую практику, — это назначение ЛС с учетом фармако-генетических данных. Роза Ягудина сообщила, что в России также успешно ведутся исследовательские работы в этом направлении. Так, фармако-генетическая лаборатория в Институте клинической фармакологии провела изучение генотипов различных пациентов. Оказалось, что активность ЛС зависит от индивидуального генотипа: доза, подходящая одному, у другого человека может вызвать сильный побочный эффект. Вопрос фармакогенетики остро стоит и при проведении клинических исследований: перед тем, как испытывать препарат, нужно подобрать пациенту дозу с учетом генотипа. Особенно это актуально для препаратов, влияющих на свертываемость крови.
ИНТЕРНЕТ, НО С ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Существенное влияние на технологии аптечной деятельности оказал Интернет. Неприятие, которым сопровождалось внедрение первых компьютеров в работу аптек, сегодня сменилось на полное осознание того, что серьезной аптечной организации без всемирной сети не обойтись. Однако при этом встает вопрос, связанный с достоверностью информации, размещаемой в Интернете. В ряде зарубежных стран уже создаются специальные стандарты оценки качества такой информации.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕЦЕПТЫ
Вопрос, которому в последнее время уделяется серьезное внимание, это автоматизация процедуры выписывания и передачи рецептов. Сторонники новой концепции считают, что пациент не должен уходить из поликлиники с рецептом и идти в аптеку, которую сам выберет. Оптимальной им представляется ситуация, когда врач выписывает электронный рецепт и по электронной почте передает его в аптеку. К моменту визита пациента в эту аптеку рецепт уже обработан и отложен в базу данных, в этой же базе хранятся визуальные данные о пациенте, а также информация о препаратах рецептурного и безрецептурного отпуска, которые тот ранее принимал. Считается, что подобное взаимодействие способно существенно снизить долю ошибок, допускаемых врачами при выписывании рецептов. Напоследок — небольшая информация к размышлению: идея выписывания электронных рецептов очень активно разрабатывается в такой маленькой стране, как Дания, где всего 280 аптек, и где до сих пор открытие каждой новой аптеки подписывается указом королевы. Но даже там реализация подобного новшества считается делом достаточно сложным, прежде всего в силу технических трудностей.
КРУГЛОСУТОЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ
Одним из направлений развития технологий аптечной деятельности является круглосуточное обеспечение пациентов. Эта практика несколько отличается от знакомого россиянам ночного дежурного в аптеке, и прежде всего — наличием четко прописанных стандартов. Так, в Великобритании еще семь лет назад были приняты стандарты круглосуточного лекарственного обеспечения.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ РЕЦЕПТ ДЛЯ «ХРОНИКА»
Существенное распространение за рубежом получает и такая форма обслуживания, как отпуск лекарственного препарата хроническим больным по долгосрочным рецептам, правда, практикуется это только в тех странах, где серьезно налажено взаимодействие врача и фармацевта. Исходят из того, что если пациент хронически болен, он регулярно принимает один и тот же препарат, ему сложно постоянно ходить в поликлинику, затрачивая свое время и время врача. На основе имеющейся в аптеке информации и долгосрочного рецепта, который есть у пациента, фармацевт получает право отпустить ему лекарство.
ФАРМАЦЕВТ ВЫПИСЫВАЕТ ЛЕКАРСТВО
Но самым революционным в развитии аптечной службы эксперты считают выписывание ЛС фармацевтическими работниками. Тот колоссальный объем знаний, который имеют специалисты аптечного дела, должен быть использован на благо пациента в полной степени, а не только при отпуске препаратов — эта мысль проходит генеральной линией через документы во многих странах мира. В этом плане дальше всех продвинулась Великобритания, с 2000 года узаконившая практику прописывания ЛС фармацевтическими работниками. Анонсированная правительством этой страны государственная программа: «Выбирай здоровье в аптеке — программа для фармацевтического сектора здравоохранения на 2005-2015 гг.» позволила с 2005 года ввести так называемое «независимое прописывание». Нововведение сопровождалось внедрением стандартов и очень серьезной программой обучения кадров с соответствующим усилением ответственности, которую наряду с фармацевтами несет профессиональная ассоциация — Королевское фармацевтическое общество. Итак, в Великобритании на сегодняшний день существует независимое прописывание (его осуществляет доктор или врач) и дополнительное прописывание (фармацевт, медсестра, акушерка). Выписывание идет в соответствии с планом клинического менеджмента, который составляет лечащий врач, согласовывает с фармацевтом и обязательно с пациентом. Обычно это применяется при заболеваниях, требующих долгосрочного лечения, — таких как гипертония, астма, диабет, некоторые невралгические состояния. Право дополнительного прописывания ЛС ставит фармацевта перед необходимостью соответствовать ряду требований. Это: — опыт работы (минимум 2 года практики); — компетенция в соответствующей области назначения; — соответствующее дополнительное обучение; — отсутствие прямых и непрямых связей с фармацевтическими компаниями; — запрет на прописывание лекарства самому себе, друзьям и членам семьи; — прописывание и отпуск ЛС одним лицом допускается в исключительных случаях. Также определены шесть моделей независимого прописывания ЛС фармацевтами (провизорами): — прописывание по определенным состояниям по ограниченному формуляру; — прописывание по всем состояниям по ограниченному формуляру; — прописывание по специфическим состояниям по полному формуляру; — прописывание по всем состояниям по полному формуляру; — различный подход по различным клиническим условиям; — гибридный подход.
«Дополнительное прописывание рецептов — пока для россиян это звучит крайне необычно, и я не уверена, что в нашей стране оно будет развиваться, хотя бы потому, что в России нет Королевского фармацевтического общества, которое имеет мощное лобби в палате лордов британского парламента», — сказала Роза Ягудина.
КАЧЕСТВО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В мире усиливается концепция самолечения, и она будет развиваться, потому что расходы на здравоохранение растут, а государство не в состоянии это выдержать. В подобном контексте значительно акцентируется позиция фармработника аптеки, его знание клинической фармакологии, умение квалифицированно проконсультировать пациента. При этом технология убеждения должна быть основана не только на технике продаж, (пример «экстремального» варианта — когда фармработник начинает по внешности покупателя оценивать его материальное благосостояние, чтобы решить, препараты какой ценовой группы можно тому рекомендовать). Акцент должен быть сделан на консультирование с точки зрения клинической фармакологии. Сегодня небольшая ценовая разница в лекарствах перестает быть тем фактором, из-за которого покупатель отказывается от покупки и обращается в другие аптеки. На первый план выходят ассортимент и качество консультирования. И здесь главное значение в развитии аптеки обретает фармакологическая подготовка специалистов, особенно первостольников — провизоров, которые занимаются отпуском препаратов. Компетентность и уверенность в общении пациенты всегда ощущают. Все названные процессы в России пока не столь заметны, но они имеют место в других государствах и непременно придут к нам — а посему следует о них знать и занять достойную позицию, считает Роза Ягудина. Руководителям аптечных учреждений важно ориентироваться в современных тенденциях развития фармацевтического рынка и использовать эти знания для совершенствования работы своих аптек.
Р.ШЕВЧЕНКО