Recipe.Ru

Приказ Гособразования СССР от 15.07.1991 N 340 «Об утверждении Примерного положения о психолого-медико-педагогической консультации»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

15 июля 1991 г.

N 340

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

В целях выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» приказываю: 1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации (Приложение). 2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.).

Первый заместитель Председателя
В.Д.ШАДРИКОВ

Приложение
к Приказу Гособразования СССР
от 15 июля 1991 г. N 340

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

  1. Общие положения

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей. Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности, а также вывеску установленного образца.

2. Основные задачи

Основными задачами ПМПК являются:
1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства. 2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения. 3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка. 4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения. 5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи. 6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения. 7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения. В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.

3. Состав и организация работы ПМПК

В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.). Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда. Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий. ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия. ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.). Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов <>:


<> Обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов.

  1. свидетельство о рождении ребенка;
  2. подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;
  3. подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;
  4. тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе. Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих). На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству. В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития. Списки обследованных детей и подростков с развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих). В ПМПК ведется следующая документация: журнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1-3). Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.

Приложение N 1

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ            ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Ф.И.О. ________________________________________________________
  2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________
  3. Кем направлен на обследование _________________________________

  4. Цель обращения, жалобы ________________________________________

  5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________


  6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Краткие анамнестические данные ________________________________



  2. Время и причины основного нарушения ___________________________


  3. Соматическое состояние ________________________________________



  4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________



  5. Психическое состояние _________________________________________



  6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости)



  7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________

  8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________

  9. Данные дополнительных обследований ____________________________


РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________



  2. Память ________________________________________________________



  3. Мышление ______________________________________________________



  4. Речь __________________________________________________________




  5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________




  6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________



  7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________


РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________
  2. Данные логопедического обследования ___________________________





  3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в пространстве и времени ___________________________________________



  4. Знания и навыки по программному материалу дошкольного учреждения или школы

    а) по родному языку __________________________________________




    б) по математике _____________________________________________



    в) по другим предметам _______________________________________



  5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________


  6. Отношение к учению ____________________________________________


  7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________



Общее заключение ПМПК









Особое мнение ____________________________________________________


Рекомендации педагогам ___________________________________________




Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________




Заведующий ПМПК
(Ф.И.О., подпись) ________________________________________________ Члены ПМПК _______________________________________________________


Секретарь ________________________________________________________

Приложение N 2

ЖУРНАЛ
учета детей, прошедших обследование
на психолого-медико-педагогической консультации

N Дата Ф.И.О. Год и В каких Домашний Кем на- С ка- Диаг- Реко- При-

  п/п      ребенка месяц учрежде-   адрес,  правлен ким   ноз,  мен-  ме-                     рож-  ниях вос- телефон  на ПМПК диаг- пос-  дации ча-                     дения питывался                  нозом тав-  ПМПК  ние                           и обучал-                  пос-  лен-                                      ся (д/с,                   тупил ный                                       школа,                           ПМПК                                      ПТУ,                                                                       семья)                                             

Подписи всех членов ПМПК

Приложение N 3

                        ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА            ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ Адрес: ___________________________        Телефон: _______________

Дана _____________________________________________________________ в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г.

Заключение: __________________________________________________



Рекомендовано: _______________________________________________




М.П. Заведующий ПМПК ________________

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты. Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности «Дефектология», или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования. Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республик; постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты. Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности «Дефектология», или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.


Exit mobile version