ВОПРОС: Можно ли распространить Положение о старшем провизоре ЦРА, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. N 1255 «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений» на должность старшего провизора на предприятии, имеющем прикрепленную сеть в соответствии с номенклатурой должностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» в целях отнесения на себестоимость дополнительного отпуска старшего провизора?
ОТВЕТ: Аптеки, осуществляющие торговую деятельность, относятся к коммерческим организациям. По форме собственности они могут быть государственными, муниципальными или находится в частной собственности. По организационно — правовой форме аптеки, не находящиеся в частной собственности, получают статус государственных или муниципальных унитарных аптечных предприятий. Руководителем аптечного муниципального унитарного предприятия является директор, назначенный собственником (администрацией области, города, района) или его представителем (комитетом по управлению имуществом или управлением (комитетом) фармации). Собственник муниципального унитарного предприятия заключает контракт с директором аптеки. Распоряжением Министерства Государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. N 189-р утвержден примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, форма которого может быть использована при заключении контракта с директором муниципальной аптеки. В соответствии с этим контрактом в компетенцию и права директора аптеки входит заключение договоров, в том числе трудовых. Директор аптеки заключает с работниками индивидуальные трудовые договоры, а также в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 01.05.1999 г.) — коллективный договор со всеми работниками аптеки. Практический опыт показывает, что любое предприятие в целом и каждый его сотрудник могут успешно функционировать только при наличии четкой регламентации их деятельности, закрепленной в соответствующих организационно-распорядительных документах: должностных инструкциях работников. Именно эти документы организуют работу аптечного предприятия, определяют задачу и функции, описывают порядок взаимодействия сотрудников и деятельность каждого из них. Наряду с этим организационные документы необходимы для всесторонней объективной оценки работников аптеки и нередко используются при разрешении трудовых споров. При разработке штатного расписания и должностных инструкций работников аптеки может быть использован Приказ Минздрава СССР от 30.12.76 г. N 1255 «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений», с учетом дополнений принятых Приказом Минздрава СССР от 20.04.81 г. N 420 «О штатных нормативах и типовых штатах персонала аптек и аптечных киосков», который утверждает типовые штаты персонала аптек, типовые номенклатуры должностей фармацевтических работников и типовые положения о должностях отдельных работников аптечных учреждений. Этот приказ является действующим в настоящее время. Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» регламентирует вопросы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, относящихся к бюджетным предприятиям, однако, приведенная в Приложении N 3 к этому документу «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения», также может быть использована при разработке штатного расписания муниципальной аптеки. Директор муниципальной аптеки, как коммерческого предприятия, самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры (контракты). Взаимоотношения работников и руководителя Предприятия, возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором. С 1 декабря 1991 г. Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 210 «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направленных на потребление» отменены ограничения на заработную плату предприятий с коммерческой деятельностью. Таким образом, любые надбавки, доплаты, предусмотренные разработанной в аптеке системой оплаты труда и коллективным договором относятся на себестоимость товаров (работ, услуг). Предоставление дополнительных отпусков работникам аптеки регламентируется другими документами. В соответствии со статьей 67 КЗоТ Российской Федерации работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Порядок исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска определяется законодательством. Согласно статье 68 КЗоТ ежегодные дополнительные отпуска предоставляются: 1) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда; 2) работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации; 3) работникам с ненормированным рабочим днем; 4) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; 5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.
Примечание.
Кодекс законов о труде РФ утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. По данному вопросу см. ст. 116 ТК РФ.
При этом в соответствии с подпунктом «о» пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (в ред. от 31.05.2000 г.) оплата дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
Примечание.
Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121. По вопросу, касающемуся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, с 1 января 2002 года см. главу 25 Налогового кодекса РФ.
В статье 5 КЗоТ Российской Федерации определено, что установление дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально — бытовых льгот для работников коллектива или отдельных категорий работников, в том числе и оплата дополнительных отпусков, предоставляемых организацией в соответствии с принятыми коллективными договорами и иными локальными нормативными актами (трудовые договоры, контракты и т.п.) производится за счет собственных средств, т.е. за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Приказом Минздрава СССР от 28.06.89 г. N 384 утвержден согласованный с ЦК профсоюза медицинских работников Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в органах, учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР, который является в настоящее время действующим. В соответствии с этим перечнем старший провизор ЦРА является работником с ненормированным рабочим днем. Поскольку в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям централизованное обеспечение лекарственными средствами населения отсутствует, на наш взгляд, аптека, имеющая сеть прикрепленных аптек, может быть соотнесена с центральной районной аптекой по своему статусу и характеру решаемых задач. И, соответственно, старший провизор такой аптеки может быть приравнен к старшему провизору ЦРА. Однако, такая точка зрения может быть оспорена представителями налоговой инспекции и привести к конфликтной ситуации. В этом случае решение вопроса может быть отнесено только к компетенции арбитражного суда, поскольку не урегулировано в достаточной степени действующим законодательством. На наш взгляд, более предпочтительно в этом случае применять пункт 1 статьи 68 КЗоТ РФ. Так, продолжительность дополнительного отпуска работников аптечных учреждений определяется Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 г. N 298/П-22 (в ред. от 22.10.90 г.), подпункты 134 — 142, раздел «Здравоохранение». Согласно этому списку провизору установлен дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. Поскольку предоставление дополнительного отпуска провизору предусмотрено действующим законодательством, то в соответствии с подпунктом «о» пункта 2 вышеуказанного Постановления N 552 оплата дополнительного отпуска старшего провизора аптеки относится на себестоимость продукции (работ, услуг).
Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
10.2001