Recipe.Ru

Указание Минздрава РФ от 23.03.1998 N 219-У «О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

23 марта 1998 г.

N 219-У

О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

В целях совершенствования деятельности службы планирования семьи 1. Ввести в действие методические рекомендации «О штатно — организационной структуре центров планирования семьи и репродукции» (Приложение). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее указание в необходимом количестве. 3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА

Приложение
к указанию Минздрава России
23.03.1998 г. N 219-У

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ШТАТНО — ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

Основной задачей службы планирования семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи — все это обуславливает социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется федеральная программа «Планирование семьи», в выполнении которой участвуют государственные и негосударственные структуры. Нормативной базой формирования службы планирования семьи являются приказы Минздрава России от 15.11.91 N 186 «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации», от 26.11.96 N 392 «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.». Этими документами определены основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 N 35 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации». В настоящее время в стране организовано более 200 центров планирования семьи и репродукции, в лечебно — профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи. Однако нормативными документами до сих пор не решены вопросы обеспечения этих учреждений и подразделений штатной численностью медицинского персонала, что в существующих экономических условиях при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию является особенно важным. В последнее десятилетие, как известно, значительно расширены права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда. Главные врачи имеют право:
— использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер; — устанавливать индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского и другого персонала в зависимости от конкретных местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения, технологии лечебно — диагностического процесса; — проводить замены должностей в пределах категорий персонала в любом порядке. При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи. Эти основные позиции по использованию нормативов по труду в практике здравоохранения и были приняты за основу при проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи. Служба планирования семьи развивается как система, представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско — акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции. Работа по планированию семьи на фельдшерско — акушерских пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы создает определенные резервы в рабочем времени персонала акушерско — гинекологической службы, которые должны быть направлены прежде всего на деятельность, связанную с профилактикой абортов и охраной репродуктивного здоровья семьи. Вопрос определения численности персонала в центрах планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются: — структура населения по возрастно — половому составу; — состояние здоровья населения в целом, репродуктивном и подростковом возрастах; — частота производства абортов в разных возрастных группах, соотношение родов и абортов; — уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи и подростков; — число родов и абортов у подростков и т.д. Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров нормативные показатели по труду. Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения за деятельностью медицинского персонала центров, изучен объем работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее время центров планирования семьи и репродукции субъектов Российской Федерации. Центры планирования семьи и репродукции создаются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда в качестве структурных подразделений: республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан), перинатального центра (Кабардино — Балкария), родильного дома (Камчатка), диагностического центра (г. Ставрополь), и др. Целесообразность развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них мощной диагностической службы, позволяющей проводить качественную диагностику, нередко основанную на использовании дорогостоящей аппаратуры. В ряде территорий (г.г. Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов. В составе некоторых центров планирования семьи и репродукции имеются стационарные подразделения (г.г. Саранск, Новосибирск, Нижнекамск и др.). Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения, должность врача (суммарно по всем специальностям) — на 60 тыс. населения. Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство — врачи акушеры — гинекологи, прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам и т.д. В центрах также работают врачи — урологи, ведущие прием по андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи, невропатологи и т.д. (Рис. 1)

Рис. 1 Структура врачей центров по специальностям <>.

<> — Не приводится.

Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для разработки нормативных показателей по труду врачей центров планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности. Расчетные нормы времени на посещение в центре, в отличие от других типов амбулаторно — поликлинических учреждений, не имеют существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием. Различия в трудозатратах врачей касаются контингента посетителей центра: на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза — в репродуктивном возрасте — и в 1,2 раза больше, чем на прием посетителей старших возрастов (Рис. 2).

Рис. 2. Затраты рабочего времени врачей центра на прием различного контингента посетителей (в мин.) <>.

<> — Не приводится.

Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся структуры посетителей по возрасту: 70% — лица репродуктивного возраста, 20% — подростки и 10% — пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего времени врача составили 30 мин (30,47 мин). В конкретных территориях при других соотношениях в составе посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель может иметь другое значение. Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) — число посещений на 1 час приема, — определяется как частное от деления 60 мин. на расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30). Плановая функция врачебной должности (Ф) — число посещений к врачу в течение года, — рассчитывается по формуле:

Ф = N x Б х К (1)

где N- нормы нагрузки (обслуживания);

         Б - годовой бюджет рабочего времени должности;         К -  коэффициент  использования рабочего времени должности 

на непосредственный прием посетителей.

Специфика деятельности врача центра состоит в том, что определенный объем работы не связан с непосредственным приемом пациентов. Это, прежде всего, санитарно — просветительная работа, проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти затраты, а также служебные разговоры и личное необходимое время составляют, по данным фотохронометражных наблюдений, около 20% рабочего времени врача центра. Следовательно, коэффициент использования рабочего времени должности врача на непосредственное проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8. Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) рассчитывается согласно нормативным документам Министерства труда и социального развития Российской Федерации <> по расчетному графику пятидневной рабочей недели.


<> — См. письмо Минздрава России от 03.02.97 N 2510/790-96-32 «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году».

При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения плановой функции врачебной должности из общего показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска. Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б) можно рассчитать по следующей формуле:

                         365 - в - n - q                      Б= --------------- x m                    (2)                                5

где в — число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);

         n - число праздничных дней;         q -  число  дней  отпуска  (пересчитанное  на  пятидневную рабочую неделю);         m -   недельная   продолжительность    рабочего    времени 

должности.

Годовой бюджет рабочего времени должности врача центра при 38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 — 0,5) и 24-дневном отпуске (по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2), составляет 1778,7 часа

365 — 104 — 10 — 20 х 38.5

5
Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном письме Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей неделе в 1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени должности при исключении из этого показателя часов отпуска составит 1778,7 часа (1932,7 — 38,5 х 4). Таким образом, плановая функция должности врача центра планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846). Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:

                                П                           Д = ---                              (3)                                Ф

где П — число посещений (фактических или планируемых) в год;

Ф — число посещений к врачу в течение года.

Например, к врачу — урологу, ведущему прием по андрологии, в течение года было 4700 посещений. Число должностей на этот объем работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должностей (4700:2850) и в соответствии с правилами округления должностей в штатное расписание может быть введено 1,75 должности врача — уролога. Следует отметить, что при составлении штатного расписания центра планирования семьи и репродукции необходимо руководствоваться приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96. N 16 «О введение форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», а наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы Минздрава России N 48 от 24.02.98 и N 33 от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями.


Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 24.02.1998 N 48 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.10.1999 N 369. Действующее Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377.


Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 16.02.1995 N 33 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 N 313. Действующая Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации утверждена Приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 N 337.


Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по штатно — организационной структуре центров планирования семьи и репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1 млн. жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал. Численность среднего медицинского персонала целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего — из расчета одна должность на три должности врача, ведущего амбулаторный прием. Штаты медицинского персонала центров устанавливаются в пределах общей численности персонала женских консультаций, родильных домов, перинатальных центров и других лечебно — профилактических учреждений, в т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей.

Таблица 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО — ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ <>


<> — Руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

        Перечень               Наименование           Численность должностей         подразделений             должности                при обслуживании                                                                                                                                         до I млн.     свыше 1 млн.                                                      жителей         жителей    

Медицинский профиль Кабинеты: по контрацепции,

  бесплодию,  невынашиванию    врач акушер-         до 7,0          до 15,0      беременности,    оказанию     гинеколог                                       

помощи детям и подросткам и т.д.

Кабинет по андрологии врач-уролог до 2,0 до 5,0

Кабинет по сексопатологии врач-сексопатолог до 2,0 до 5,0

  Другие кабинеты                  врачи                                         (генетики, психотерапии,     соответствующих      до 3,0          до 7,0       эндокринологии,               специальностей                                  

ультразвуковой диагностики и др.)

Итого врачебный персонал до 14,0 до 32,0

Немедицинский профиль

  Кабинеты: психологии,         психолог,           до 7,0          до 15,0      юриста, социальной             юрист,                                          помощи, по делам молодежи     социальный                                       и др.                         работник                                                                                                                        Всего:                                            до 21,0         до 47,0     

Таким образом, представлена методика формирования численности медицинского персонала центров планирования семьи и репродукции, этапность расчетов: нормы времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности, численности должностей, что может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и при экономическом анализе деятельности персонала центров. Внедрение в практику здравоохранения разработанной штатно — организационной структуры центров, постоянное проведение экономического анализа деятельности учреждений на основе представленной методики будет способствовать рациональной расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и задачами, решаемыми службой планирования семьи.

Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития
Н.Н.ТОЧИЛОВА

Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ


Exit mobile version