Recipe.Ru

Статья. «Зарплата зарплате рознь» (Ф.Кадыров) («Медицинский вестник», 2015, N 1-2)

«Медицинский вестник», 2015, N 1-2

ЗАРПЛАТА ЗАРПЛАТЕ РОЗНЬ

В конце ноября фонд «Здоровье» опубликовал на своем сайте результаты исследования, которое показало, что многие медики сегодня получают заработную плату менее 20 тысяч рублей в месяц. Можно только приветствовать независимую оценку уровня зарплаты в регионах, но при всей значимости результатов опроса они никак не характеризуют степень реализации майских указов Президента РФ, а именно на это, судя по публикации, было направлено исследование.

Неабсолютная величина

При анализе ситуации с зарплатой медицинского работника необходимо учитывать ряд важных параметров ее расчета и собственно положения самих заказов. Например, в них говорится не об абсолютном уровне заработной платы медработников, а об ее отношении к средней зарплате в регионе. Для оценки динамики реализации указов правильно было бы сопоставить данные опроса со средней заработной платой по регионам (эти данные есть в открытых источниках), а не просто констатировать уровень абсолютных значений зарплат. Важно и то, что достичь уровня, установленного указами президента, нужно только к 2018 году. Ожидаемые средние по стране темпы роста заработной платы установлены в Приложении N 4 к «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р. Это приложение называется: «Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 годах (агрегированные значения)». В соответствии с этим документом заработная плата врачей должна была повыситься в среднем по стране в 2013 году от уровня 2012 года на 4,4% (в привязке к размеру оплаты в соответствующем субъекте РФ) — с 125,3 до 129,7% от среднего по региону. А в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 1% (с 129,7 до 130,7%). То есть основной этап повышения заработной платы еще не наступил. Причем это рекомендации по стране в целом. Регионы в рамках своих «дорожных карт» могут устанавливать иные темпы роста заработной платы по годам. Наконец, нужно принимать во внимание, что на сайте приведены данные опросов, а не отчетные данные. Не ставя под сомнение результаты опросов, хотелось бы отметить, что нужно учитывать очень важный фактор: медицинские работники зачастую склонны рассматривать в качестве своей заработной платы либо работу на ставку (хотя на практике обычно работают с большей загрузкой), либо оплату по основному источнику, когда выплаты в рамках «родовых сертификатов», доходы за счет оказанных платных услуг и т.д. не рассматриваются ими как заработная плата, обеспечиваемая государством.

Согласно методике

Для более объективной оценки ситуации очень важно понимать, как считается заработная плата. В вышеуказанном распоряжении Правительства РФ N 2190-р приведена «Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации». В сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением. Очень сомневаюсь, что кто-то из врачей, имевших такие гражданско-правовые договоры, учел это при опросах. А официальная статистика эти суммы учитывает. Это одна из причин расхождения опросных и официальных данных. Подчеркну, указанная методика едина для всех учреждений всех уровней (федеральном, региональном и муниципальном). Она конкретизирована в приказе Росстата от 30.10.2012 N 574 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Одна из форм отчетов в рамках данного приказа (ЗП-здрав) как раз и посвящена методике сбора информации по реализации указов президента.

По-разному бывает

Представляется, что одна из причин споров и конфликтов вокруг зарплат — высокий уровень совместительства. Многие работники полагают, что указы гарантируют им повышение заработной платы в расчете на ставку, тогда как в нормативных документах речь идет о расчете заработной платы на физическое лицо — с учетом всех возможных выплат. Справедливо фонд «Здравоохранение» ставит вопрос о высокой дифференциации заработной платы медицинских работников по регионам. И по мере реализации указов президента эта дифференциация будет увеличиваться. Не секрет, что протесты врачей в Москве не были бы столь сильными, если бы не понимание ими того, что сокращаемые медики теряют работу, зарплата по которой в перспективе была бы очень высокой. Есть и еще одна проблема. Врачи рассчитывают, что все они получат оплату на уровне, предусмотренном указами президента, но это не так. Ни сами указы, ни иные нормативные документы не обещают этого. Напротив — они декларируют наличие возможных различий в оплате. В Распоряжении N 2190-р говорится: «Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории». То есть если мы возьмем такую категорию, как врачи, то зарплата врача-хирурга может быть на уровне, например, 250-300%, а у врачей некоторых специальностей — всего 150-175% от средней по региону. И если субъект Федерации в среднем вышел на уровень заработной платы врачей 200% от среднерегиональной, то требования указов президента считаются выполненными. Неслучайно в форме «ЗП-здрав» не ведется учет зарплаты по отдельным специальностям (выделяются лишь руководители учреждений и их заместители). Но и это еще не все. В том же документе есть формулировка: «заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 для соответствующей категории работников». Поэтому недопустимы высказывания (кстати, уже прозвучавшие из уст некоторых губернаторов) следующего содержания: к такому-то году заработная плата каждого врача будет не ниже такого-то уровня. Не будет и не должна быть. Во-первых, речь идет о заработной плате по соответствующей категории в целом, а не по каждому врачу, медсестре или санитарке. Во-вторых, эту зарплату еще нужно заработать. В указе президента говорится: «В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг». Основной идеей этого документа и эффективного контракта является не повышение заработной платы всем работникам безотносительно к результатам труда, а как раз привязка оплаты к результату. Неслучайно в Распоряжении N 2190-р записано: «Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям». То есть государство не дает никаких гарантий, никаких обещаний всем работникам. Оно дает им возможность заработать. Наконец, хочется развеять бытующий миф о недопустимости снижения заработной платы медработников. Нет ни одного федерального документа, запрещающего снижение заработной платы ниже предыдущего уровня (неважно — месяца или года). Зарплата должна зависеть от результатов труда и при их снижении — уменьшаться. Превратное понимание указов как необходимости безусловного повышения заработной платы ведет к тому, что работники начинают саботировать: требовать обещанный уровень оплаты, отказываясь от совместительства, дежурств. Безусловно, как и в случае любого значимого документа, на стадии реализации его положений сложности неизбежны. Но это повод не для критики указов, а для поиска мер по предотвращению возможных угроз. Чем раньше подобные угрозы будут выявлены, тем больше шансов на их предотвращение.

Заместитель директора ЦНИИ организации
и информатизации здравоохранения,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный экономист РФ
Ф.КАДЫРОВ
Подписано в печать
20.01.2015


Exit mobile version