Recipe.Ru

Статья. «Правовые основы одногодичного послевузовского обучения (интернатуры)» (М.И.Милушин, Н.И.Стрелкина) («Медицинское право», 2004, N 1)

«Медицинское право», 2004, N 1

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОДНОГОДИЧНОГО
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ИНТЕРНАТУРЫ)

Специализация выпускников медицинских и фармацевтических вузов в интернатуре является важнейшим звеном в процессе подготовки квалифицированных кадров отечественного здравоохранения. Однако правовая регламентация порядка прохождения интернатуры, статуса врачей-интернов, порядка допуска к медицинской и фармацевтической деятельности после окончания интернатуры до сих пор оставляет желать лучшего. Одногодичная специализация (интернатура) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов была учреждена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», распоряжением Совета Министров СССР от 9 августа 1974 г. N 2052-р на условиях, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1967 г. N 130 «Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов». Основными документами по данному вопросу, действующими до сих пор, являются Приказы Минздрава СССР от 20.01.82 N 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» и от 16.08.72 N 669 «Об утверждении инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру), и дополнительной оплаты заведующим отделениями городских (центральных районных), областных, краевых и республиканских больниц, осуществляющим непосредственное обучение врачей и выполнение указаний о порядке зачисления в интернатуру и на работу выпускников медицинских институтов». После реформирования государственного строя и провозглашения нового курса на построение правового государства начала формироваться новая законодательная база, отвечающая современным политическим, экономическим и культурным требованиям. Затронули реформы и систему высшего образования. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1996 г. интернатура отнесена к сфере послевузовского профессионального образования. Ранее Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 определено, что послевузовское профессиональное образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре, докторантуре образовательных учреждений профессионального образования и научных организаций. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» введена подготовка специалистов на основе системы договоров между учебным учреждением — работодателем, студентом — работодателем, при которой оплата обучения специалиста ложится на будущего работодателя. Изменения в законодательной сфере в начале 90-х гг. привели к отмене механизма направления специалиста по окончании интернатуры и ординатуры для работы в конкретном учреждении здравоохранения. С этого времени трудоустройство врачей-интернов, клинических ординаторов, за исключением тех, кто заключил индивидуальные договоры в период обучения, осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства или через соответствующие подразделения службы занятости. Особенно остро в современных условиях встает вопрос о финансировании мероприятий по одногодичной послевузовской подготовке (интернатуре), и в частности, вопрос заработной платы врачей-интернов. Государственная система учреждений здравоохранения не в состоянии не только удовлетворить потребности послевузовской системы образования, но и обеспечить должный уровень подготовки врачей-интернов. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов остается крайне актуальным для системы здравоохранения. Данный вопрос неоднократно обсуждался на коллегиях Минздрава РФ 1997, 2000, 2001 годов. В Решении Коллегии Минздрава РФ от 06.04.99 (Протокол N 7) «О номенклатуре специальностей врачей и провизоров в системе здравоохранения Российской Федерации» подчеркивается, что обучение в интернатуре является главным инструментом получения основной специальности в рамках базовой специальности. При этом в Решении Коллегии Минздрава РФ от 06.03.2001 (Протокол N 5) «О мерах по совершенствованию подготовки специалистов здравоохранения в сферах послевузовского образования и обеспечению их занятости» выражается особая озабоченность качеством подготовки интернов на базе отделений городских, районных, областных больниц. В связи с этим актуальным становится вопрос о прохождении выпускниками медицинских и фармацевтических вузов интернатуры, наряду с государственными учреждениями здравоохранения, и на базе негосударственных медицинских и фармацевтических организаций. Особенно остро эта проблема стоит перед провизорами, поскольку государственная система фармацевтических учреждений практически полностью ликвидирована, а оставшиеся формально государственными аптечные предприятия уже давно управляются и финансируются самостоятельно и даже не включены в номенклатуру учреждений здравоохранения. В 1997 году Минздрав России дважды готовил приказ «О совершенствовании послевузовской подготовки медицинских и фармацевтических кадров в интернатуре» N 217 от 24.07.97 и N 340 от 25.11.97 но, оба раза Приказу было отказано в регистрации Министерством юстиции РФ и он не вступил в силу. С тех пор Минздравом РФ не производилось больше попыток издать соответствующий приказ, хотя в 2002-2004 гг., в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 03.07.2002 N 210, запланирована разработка и утверждение образовательных стандартов послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура). Остается надеяться на грамотный и серьезный подход разработчиков данного документа к поставленной проблеме, в результате чего может появиться нормативный акт, отвечающий требованиям современной жизни и согласованный с действующим законодательством. Возможно, Минздраву РФ стоит присмотреться к опыту других ведомств по данному вопросу. Например, Министерством обороны РФ разработано «Положение о подготовке специалистов медицинской службы ВС РФ в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования в Минобороны РФ», утвержденное Приказом Минобороны РФ от 05.09.2002 N 358, в котором достаточно четко и внятно определены цели, задачи и, главное, порядок прохождения интернатуры врачами и провизорами из числа выпускников военно-медицинских вузов. В заключение подчеркнем также важность определения статуса специалиста, окончившего интернатуру. Так, в связи с отменой Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.12.94 «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» (с разъяснениями Минздрава РФ от 07.08.95 N 15-00) остается неопределенным вопрос о порядке получения врачом-интерном или провизором-интерном сертификата специалиста. Напомним, что ранее, в соответствии с указанными выше документами сертификат специалиста выдавался после окончания интернатуры без дополнительного экзамена.

Кандидат юридических наук, директор
юридической компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН

Юрисконсульт юридической компании
«Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА


Exit mobile version