Recipe.Ru

Статья. «Правовой статус врача в частной медицинской организации» (Р.Г.Акберов, Е.Р.Ильина, В.В.Сергеев) («Медицинское право», 2004, N 3)

«Медицинское право», 2004, N 3

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВРАЧА В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Врач как учредитель частной медицинской организации. Правовой статус врача как учредителя частной медицинской организации имеет ряд существенных особенностей, связанных с организационно-правовой формой частной медицинской организации. Согласно ч. 1 ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (далее — Основы) к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В данной статье Основ речь идет только об одной организационно-правовой форме частной медицинской организации — лечебно-профилактическое учреждение. Указанная организационно-правовая форма частной медицинской организации встречается достаточно редко. Значительно большее распространение в частной медицине получили коммерческие организации: общество с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы. В частной медицине практически не нашли распространения такие организационно-правовые формы коммерческих организаций, как полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с дополнительной ответственностью. Среди некоммерческих организаций, доля которых в частной системе здравоохранения заметно ниже, чем коммерческих организаций, чаще создаются некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации, союзы; реже — фонды, учреждения. Отдельные коммерческие и некоммерческие организации могут быть учреждены одним лицом (врачом). В частности, врач может быть одним учредителем общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения. Врач как управляющий частной медицинской организации. Выполнение врачом в отношении какой-либо частной медицинской организации исключительно управленческой функции наблюдается достаточно редко. Вместе с тем реализация управленческого (контрольного, надзорного) правового статуса врача возможна в тех случаях, когда он входит в состав наблюдательного, попечительского, координационного и других советов частных медицинских организаций, порядок формирования и деятельности которых определяется их уставами. Так, в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. Врач как работник частной медицинской организации. Данный правовой статус является наиболее распространенным. В процессе его реализации врач выполняет в частной медицинской организации исключительно трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности). По многим аспектам в данном случае правовой статус врача частной медицинской организации не отличается от правового статуса врачей, работающих в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Однако по некоторым существенным моментам он имеет отличительные черты. Так, в ст. 64 Основ указано: «Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов». Из приведенной статьи видно, что указанные в ней меры социальной защиты предусмотрены только для работников государственной и муниципальной систем здравоохранения. Следует также отметить различия в пенсионных правах врачей частной медицинской организации и врачей, работающих в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены: — Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». — Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Из данного нормативно-правового акта следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В задачу настоящего сообщения не входит анализ соответствия приведенных выше норм конституционным социальным правам. Вместе с тем следует привести правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 310-О «По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Конституционный Суд РФ установил, что в соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Очевидно, что данное конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав не только преподавательского состава образовательных учреждений, но и работников медицинских организаций (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Основанием трудовых отношений между врачом (работником) и частной медицинской организацией (работодателем) является трудовой договор, заключаемый ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В ст. 58 ТК РФ установлено, что трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. При этом срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Врач, вступая в трудовые правоотношения с частной медицинской организацией, должен знать, что согласно ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор с ним может, в частности, заключаться: — для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы; — на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона); — для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств; — с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам; — для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; — с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы; — с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой; — для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника; — с лицами, работающими в данной организации по совместительству; — с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера; — с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; — в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Особого внимания заслуживают случаи заключения врачом и частной медицинской организацией договоров гражданско-правового характера. Данные договоры следует подразделять на два вида: 1) гражданско-правовые договоры, к которым применяются положения трудового законодательства; 2) гражданско-правовые договоры, на которые не распространяются ТК РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В ч. 3 ст. 11 ТК РФ определено, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Следовательно, если в договоре гражданско-правового характера между врачом и частной медицинской организацией отражена трудовая функция врача (работа по определенной специальности, квалификации или должности), то в судебном порядке будет установлено, что данным договором фактически регулируются трудовые отношения между врачом и частной медицинской организацией. Поэтому к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 разъяснено: «Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части третьей статьи 11 ТК РФ должны применяться положения Трудового кодекса РФ». От данного вида договоров следует отличать договор о совместной деятельности, который заключается между частнопрактикующим врачом и частной медицинской организации, в котором в качестве вкладов сторон могут быть определены профессиональные знания, умения и навыки. При рассмотрении договоров гражданско-правового характера между врачом и частной медицинской организацией, на которые не распространяются ТК РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, следует остановиться на двух важных моментах — социальном и экономическом. В социальном аспекте следует подчеркнуть, что согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В экономическом аспекте необходимо иметь в виду факт осуществления врачом предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица. На основании п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, если деятельность врача при заключении договоров гражданско-правового характера с частными медицинскими организациями содержит названные выше признаки предпринимательской деятельности, то врач должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Таким образом, правовой статус врача в частной медицинской организации характеризуется значительным разнообразием. В зависимости от функций, выполняемых врачом (учредительная, управленческая, трудовая), можно выделить семь основных правовых статусов врача и множество производных. Сказанное определяет необходимость проведения дальнейших исследований в данной области, что обеспечит установление адекватной правовой основы взаимодействия врача и частной медицинской организации.

Р.Г.АКБЕРОВ
Е.Р.ИЛЬИНА
В.В.СЕРГЕЕВ


Exit mobile version