«Фармацевтические ведомости», 2004, N 6
КАДРОВИКИ О СЕКРЕТАХ РАБОТЫ
Аптечные предприятия и компании-производители лекарственных препаратов сегодня нуждаются в подготовленном персонале. Ощущается острая нехватка грамотных специалистов. Кадровые службы становятся все более востребованными, поскольку найти подходящего сотрудника настоящая проблема. До 400 резюме поступают в кадровые агентства ежемесячно. О вопросах рынка труда в фармсекторе рассказывает генеральный директор компании GRP, специализированного агентства по подбору персонала на рынке фармацевтики и медицинской техники Екатерина Задонская.
- Существуют ли принципиальные особенности подбора фармацевтического персонала?
- Все зависит от вакансии. Если это какая-либо линейная должность, например медицинский представитель, то большое значение имеет уровень коммуникации человека, его умение преподнести информацию. Большую роль играет уверенность в себе. Иначе, он не сможет справиться с задачей. Важно отметить также, что 99% фармкомпаний желают видеть своих медицинских представителей с обязательным высшим фармацевтическим или медицинским образованием. Вообще для каждого отдельного кандидата все индивидуально. Бывает так, что человек может не иметь каких-то специальных навыков, но при этом владеет умением убедить, заинтересовать собеседника. Именно на такие детали мы и обращаем внимание в своей работе.
- Сегодня на рынке труда предпочтение отдается молодым сотрудникам или работникам с большим опытом?
- Молодых специалистов не будут рассматривать как кандидатов на ключевые позиции. Они должны пройти определенные ступени профессионального развития. Человек не может стать, например, продакт-менеджером, если он не знает рынка, не имеет навыков продвижения препаратов и пр. С другой стороны, если человек уже немолодой, он не так гибко воспринимает новую информацию. У него свои сложившиеся амбиции, привычки, подход к работе. Его очень сложно переделать и подстроить под ту систему, которая существует в компании. Хотя иногда есть исключения из правил. Многие фармацевтические компании сейчас приглашают, например, на позицию «медицинский представитель» специалистов без опыта работы. Но в этом случае человек должен обладать теми качествами, о которых говорилось выше.
- Люди каких специальностей сегодня наиболее востребованы на российском фармрынке? Кого не хватает в сфере услуг?
- Всегда востребованными являются люди, занимающиеся продвижением и продажами. Это медицинские представители, региональные менеджеры, менеджеры по продажам и др. Сегодня также востребованными становятся аптечные работники первого звена, заведующие аптеками, аптечными складами. Всегда остается востребованным средний аптечный персонал. Необходимость в кадрах существует всегда. Во-первых, потому что компании стараются удержать своих сотрудников, и ангажировать их в другую организацию бывает очень сложно. Компания, которая ищет сотрудника, имеет определенные требования к кандидату, поэтому остановить свой выбор на том или ином кандидате также бывает непросто.
- Как вы думаете, почему все же работники имеют склонность к смене рабочего места? Какие причины, не говоря только о зарплате, могут сподвигнуть сотрудника покинуть организацию?
- Для российского человека очень важными являются личностные моменты. Понимание начальства, его внимание к сотруднику очень важно. Если работник ощущает свою значимость, знает, что к его мнению прислушиваются, он готов работать долго. Кроме этого, следует сказать, что есть люди, которые четко обозначили себе план карьерного роста. Следовать этому плану для них — единственно верный путь. Поэтому, проработав на одном месте определенное время, они стараются устроиться на более высокую должность в другую компанию. Это случается весьма часто, поскольку руководители по каким-либо причинам не предусматривают карьерный рост своего персонала внутри компании. Повышая же по службе сотрудника внутри компании, руководители могут рассчитывать на его лояльное отношение к компании и длительную работу. У каждой организации своя политика, и понять ее можно, лишь поработав там хотя бы год.
- Вы имеете информационную базу о более чем 10 тыс. специалистах. Имеете ли вы представление о реальной пользе этих рабочих единиц?
- В месяц к нам попадает в среднем 390 резюме на различные вакансии. Соответственно в день мы регистрируем 12-13 соискателей. Несомненно, эти люди представляют собой определенную ценность, поскольку попадают в нашу базу данных только после детального рассмотрения их резюме. Все они, несомненно, нужны, так как в организациях требуются разные специалисты на различные должности. Резюме в нашей базе данных хранятся годы. Конечно, те соискатели, которые присылали свои данные в 2000 г., занимали на тот момент определенные позиции в тех или иных компаниях. Сейчас в 2004 г. велика вероятность того, что их карьера изменилась. Чтобы выяснить, можем ли мы разговаривать о той или иной вакансии с данным человеком, мы с ним связываемся, получаем новую информацию и вносим дополнения в базу данных.
- Существует ли кадровый голод на фармрынке?
- Современный рынок труда устроен таким образом, что кадры востребованы всегда. Нехватка потенциальной рабочей силы может быть иногда связана с сезонными проблемами. Например, лето — пора отпусков. Новые кадры становятся доступными ближе к сентябрю. В частности это касается людей, окончивших учебные заведения. Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП), членом которой является наша компания, периодически проводит своеобразные «дни карьеры» для выпускников различных учебных заведений. После таких мероприятий к нам в компанию поступают анкеты. Однажды в июле я решила провести эксперимент. Обзвонив по вакансии, не связанной с фармацевтикой, около 100 людей, недавно окончивших вузы, я получила такой результат: ни один из них не был готов начать работать. Все хотят иметь некоторое время на летний отдых и приступить к работе в сентябре. Хотя работодатель готов взять сотрудника сейчас, а позже его не устраивает.
- Нужен ли, по-вашему, в России аутсорсинг?
- Безусловно! Аутсорсинг выгоден всем лицам, участвующим в его реализации: для агентств занятости — это дополнительный источник дохода, для заемных работников — это возможность иметь непрерывный трудовой стаж, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, работая при этом в разных компаниях, решая различные, порой новые для себя задачи, повышая тем самым уровень своей квалификации и профессионализм. Предприятиям-пользователям заемного труда аутсорсинг позволяет значительно сократить затраты на поиск, отбор и наем работников, их подготовку либо переподготовку, риск несоответствия кадров предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Аутсорсинг выгоден также государству и обществу, поскольку в результате его реализации сокращается объем нелегальной (так называемой «серой» и «черной») бухгалтерии в стране, повышается собираемость некоторых налогов (например, единого социального налога, налога на доходы физических лиц). На самом деле аутсорсинг уже несколько лет существует в нашем государстве, он оформляется в виде договора возмездного оказания услуг между агентством занятости и предприятием-пользователем заемного труда. Поэтому сегодня очень важно не столько признать необходимость существования подобной формы взаимоотношений на рынке персонала, сколько добиться от законодательной власти принятия пакета нормативно-правовых актов, легализирующих отношения по найму заемного труда.
- Каковы общие прогнозы развития рынка труда в фармсекторе?
- Что касается фармрынка, я думаю, все должно быть ровно, поступательно. Все неожиданные изменения вызваны какими-либо политическими факторами, нежели кадровыми проблемами. Хотелось бы пожелать, чтобы соискатели были более подготовленными, гибкими, мобильными, быстро и объективно воспринимали новую информацию и, самое главное, желали работать.
Д.ПРОНИН