«Московские аптеки», 2016, N 5
ДОПУСК К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО-НОВОМУ
Совершенно очевидно, что повышение качества медицинской помощи напрямую связано с уровнем квалификации медицинских работников. Одним из таких направлений изменения моделей медицинского образования является разработка новой системы допуска к профессиональной деятельности.
Об аккредитации и соответствии квалификации
Об оценке готовности выпускников медицинских и фармацевтических вузов к профессиональной деятельности при аккредитации, рассказывает Жанна Михайловна Сизова, директор центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, проф., д.м.н. В Федеральном законе N 323 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 69) впервые в 2011 г. прозвучала фраза «аккредитация специалистов». Справедливости ради стоит отметить, что до января 2015 г. практически отсутствовало нормативно-правовое регулирование в системе аккредитации. Федеральный закон от 29.12.15 N 389 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес определенные изменения. Следует помнить, что процесс аккредитации поэтапный, выдача сертификатов пролонгирована до 2021 г. Приказ Минздрава России N 127н от 25.02.16 (зарегистрирован в Минюсте 14 марта 2016 г.) «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» утвердил перечень лиц, которые подлежат аккредитации, а также определил этапность ее проведения. В положении об аккредитации определены используемые оценочные задания, при первичной аккредитации это — тестирование, оценка практических навыков и умений в симулированных условиях и решение ситуационных задач, когда образовательные и профессиональные требования будут соотнесены друг с другом. Из требований профессионального стандарта вытекает компетенция, определяющая готовность выпускника к самостоятельной работе. Если говорить о самой аккредитации, то ее основная цель — объективная оценка соответствия квалификации лица, которое получает образование в соответствии с образовательным стандартом, требованиям, предъявляемым к квалификации конкретного лица с учетом профессионального стандарта. Контроль за разработкой и созданием оценочных средств лежит на Министерстве здравоохранения РФ, аналогичные задания были даны Первому МГМУ им. И.М.Сеченова. В 2016 г. работа по созданию оценочных средств и методического сопровождения первичной аккредитации сотрудниками университета начата. Регламентирующими принципами, которые будут положены в основу методической работы, является высокая объективность и надежность, обоснованность оценок испытуемых. В связи с этим оценка специалистов предполагает обязательное обращение к теории измерителей социальных навыков, первоначально была разработана методика анализа их качества, осуществлено построение шкал для интерпретации оценок испытуемых. При определении модели оценочных средств предпочтение отдано многостатейному варианту, число стадий в таких вариантах, как правило, не отличается равномерностью. — Нижняя часть — тестирование, во время которого проверяется компетентность испытуемого. — Средняя часть — оценка практических навыков выпускников. — Диапазон высокой компетентности — решение выпускниками ситуационных задач в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Таким образом, первый этап первичной аккредитации — это определенное количество тестовых заданий (чуть более 3000), размещенных в открытом доступе на сайте Минздрава России. Студент, находясь в любой точке России, имея доступ к Интернету, может проверить уровень собственной подготовки. Первый этап включает 60 тестовых заданий, на выполнение которых отводится не более 60 мин. Количество попыток решения ситуационных тестов не ограничено. Определить степень трудностей тех или иных разработок можно только в реальных условиях. В марте 2016 г. при проведении репетиции процедуры аккредитации принимали участие свыше 3700 выпускников по специальности «Стоматология», ситуационных попыток состоялось свыше 20000 и средний балл получился — 73. У выпускников по специальности «Фармация» средний балл получился чуть ниже. На втором этапе аккредитации предусмотрено 5 практических заданий по специальности «Фармация» и 5 практических заданий по специальности «Стоматология», все вузы с соответствующими специальностями уже получили задания по оценке практических навыков. Определяющим на данном этапе является объективность, оценка знаний и навыков проводится в рамках объективного структурированного экзамена. Могут быть использованы стандартизованные пациенты, видео- и аудиорегистрация, вакуумные, электронные карты, независимые эксперты. На третьем этапе определяющим является решение ситуационных задач в форме кейса, мини-кейса. К каждому мини-кейсу прилагаются вопросы, к ним оценочные рубрики. Здесь весомое слово принадлежит председателю аккредитационной комиссии, некоммерческим, профессиональным организациям, представителям работодателя и образовательным организациям. Для экспертов разработаны специальные программы, тренинги. До получения свидетельства об аккредитации можно осуществлять свою профессиональную деятельность, в дальнейшем можно поступить в ординатуру или, вступив в систему профессионального образования, постепенно переходить к периодической аккредитации. На вопрос «Может ли выпускник в 2016 г., не проходя первичной аккредитации, пойти сразу в ординатуру» можно ответить: «Несмотря на то, что новые профессиональные стандарты только разрабатываются, перед выпускником открывается широкое поле деятельности, поэтому ответ положительный».
Дискретное обучение по европейскому образцу
В России наконец-то перешли к дискретному обучению, которое позволяет набирать образовательную активность, готовясь к новому сроку аккредитации, — сообщил главный редактор издательской группы ГЭОТАР-Медиа, к.м.н. Сергей Юрьевич Кочетков. Координационный совет при Минздраве России со стороны профессиональных обществ, куда в качестве президента вошел Леонид Павлович Рошаль, был создан для претворения международного опыта по использованию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Координационный совет состоит из нескольких рабочих групп и комиссии по оценке соответствия материалов и мероприятий на предмет установленных требований. Были подписаны соответствующие приказы о непрерывном медицинском образовании (НМО), традиционные 144 часа делятся на 108 часов вузовской подготовки и 36 часов, отданных некоммерческим профессиональным организациям. У вузов имеется лицензия на образовательную деятельность, а работу некоммерческих профессиональных организаций определяет комиссия при Координационном совете по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Разрабатывая «пилотный» проект, было привлечено 14 образовательных организаций и 11 обществ, пробно ему следовали 570 врачей. Получив хорошие рекомендации, модель дискретного обучения будет расширена. В рамках дискретного обучения были отработаны следующие виды образовательной активности: аудиторные мероприятия, вебинары, трансляции, материалы, рекомендованные для самостоятельного изучения в комфортном режиме. Информацию об образовательных мероприятиях, проводимых в рамках Координационного совета, можно найти на его сайте. Какие критерии учитываются при оценке модулей и образовательных мероприятий? Актуальность, место проведения, ангажированность по отношению к рекламе, к соблюдению формальных требований. За учебный день врач не может получить более 6 кредитов (часов). На сегодня имеется взаимная договоренность с Европейским советом по взаимному признанию кредитов. Согласно ежегодному 50-часовому циклу, которые должен пройти каждый врач, из них 36 часов, предоставленных профессиональной образовательной организацией, и 14 часов от некоммерческих профессиональных организаций. Широкая медицинская общественность проявляет большой интерес к дискретному обучению.
По материалам образовательного семинара в рамках XXIII Всероссийского конгресса «Человек и лекарство»
О.ДАНЧЕНКО
Подписано в печать
03.06.2016