Recipe.Ru

Приказ Минздрава СССР от 25.12.1984 N 1454 «О введении должностей специалистов по гигиене детей и подростков в СЭС сельских районов» Письмо Минздрава СССР от 23.11.1984 N 02-14/57-14 <В дополнение к приказу от 12.06.1984 N 666> Приказ Минздрава СССР от 19.09.1984 N 1081 «Об утверждении «Положения о кабинете и лаборатории среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения»

Примечание.
Штатные нормативы, утвержденные данным документом, признаны рекомендательными Приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

25 декабря 1984 г.

N 1454

О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЭС СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ

Проводимая в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает постепенный переход к введению обучения детей с 6-летнего возраста и широкое привлечение учащихся к общественно — полезному и производительному труду. Это обязывает органы и учреждения санитарно — эпидемиологической службы усилить контроль за созданием оптимальных санитарно — гигиенических условий в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, профессионально — технических училищах и других учреждениях народного образования и профтехобразования, способствующих охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. В связи с этим
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения союзных республик обеспечить введение должностей санитарных врачей по гигиене детей и подростков во все районные санитарно — эпидемиологические станции сельских районов, полностью используя действующие штатные нормативы и представленные руководителям учреждения права по введению должностей, в том число должностей, положенных всем санитарно — эпидемиологическим станциям республики (автономной республики, края, области). В случае полного использования штатных нормативов по введению всех врачебных должностей в санитарно — эпидемиологических станциях сельских районов области (автономной республики, республики без областного деления, крае) разрешается вводить дополнительно в штаты санитарно — эпидемиологических станций сельских районов с численностью населения от 20 до 30 тысяч человек должность врача по гигиене детей и подростков. 2. Главным государственным санитарным врачам союзных республик обеспечить контроль за соблюдением действующих санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических норм и правил при организации обучения, воспитания и общественно — полезного и производительного труда учащихся на сельскохозяйственных работах, в ученических бригадах, лагерях труда и отдыха, трудовых объединениях старшеклассников, лесничествах. 3. Министрам здравоохранения союзных республик ежегодно, начиная с 1 февраля 1986 года, представлять отчет о ходе выполнения настоящего приказа. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Бургасова П.Н.

Министр
здравоохранения СССР
С.П.БУРЕНКОВ


Примечание.
Приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 данный документ признан рекомендательным. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПИСЬМО

23 ноября 1984 г.

N 02-14/57-14

Согласно приказу Министерства просвещения СССР от 25.06.84 г. N 71 в связи с разрешением присваивать по результатам аттестации воспитателям учреждений просвещения звание «Воспитатель — методист» и необходимостью в связи с этим переименования должностей воспитателей — методистов на старших воспитателей Министерство здравоохранения СССР предлагает переименовать должности воспитателей — методистов детских яслей, предусмотренные приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666, на должности старших воспитателей. Оплату труда старших воспитателей, вводимых в штат вместо воспитателей — методистов, производить в соответствии с вышеуказанным приказом, согласованным с Госкомтрудом СССР и Минфином СССР, до введения новых условий оплаты труда по ставкам заработной платы, предусмотренным постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13.07.72 г. N 552 для воспитателей — методистов. В связи с настоящим письмом пункт 2.3 приложения N 1 к приказу N 666 действует в редакции: «Должности старших воспитателей устанавливаются в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность».

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.И.ВОРОБЬЕВ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

19 сентября 1984 г.

N 1081

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПОЛОЖЕНИЯ О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

В целях дальнейшего совершенствования подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и улучшения практического обучения учащихся медицинских и фармацевтических училищ Утверждаю:
Положение о кабинете и лаборатории среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения. Положение о кабинете и лаборатории среднего медицинского и фармацевтического учебного заведения, утвержденное Главным управлением учебных заведений 6 января 1975 г., считать утратившим силу. Разрешаю:
Министрам здравоохранения союзных республик размножить настоящий приказ в необходимом количестве.

Заместитель Министра
Ю.Ф.ИСАКОВ

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 19 сентября 1984 г. N 1081

ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ И ЛАБОРАТОРИИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

  1. Общие положения

1.1. Кабинеты и лаборатории средних медицинских и фармацевтических учебных заведений предназначены для проведения практических (лабораторных) занятий с учащимися, подготовки необходимых учебно-методических и иллюстрированных материалов для теоретических занятий и проведения переводных и государственных экзаменов. 1.2. Номенклатура учебных кабинетов и лабораторий устанавливается учебными планами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР. 1.3. В кабинетах и лабораториях сосредотачиваются технические средства обучения, наглядные пособия, приборы, реактивы, слайды и др. имущество, необходимое для проведения практических занятий и демонстраций на теоретических занятиях, методическая документация, учебная и справочная литература. Примечание: Наиболее сложные технические средства обучения целесообразно сосредоточить в общеучилищном кабинете ТСО.

1.4. Учебные пособия и методические материалы в кабинетах и лабораториях должны постоянно обновляться в соответствии с учебными планами, программами, усовершенствованием видов и методов обучения, новыми достижениями науки и техники.

2. Размещение и оборудование учебных кабинетов и лабораторий

2.1. Помещения, отведенные для размещения кабинетов и лабораторий должны по своим размерам соответствовать количеству занимающихся в них учащихся, вмещать предусмотренное табелями и нормами учебное оснащение и специальную мебель. По предметам социально-экономического и общеобразовательного циклов, по которым не предусмотрено практических занятий или на практических занятиях не производится деление групп на подгруппы, учебные кабинеты и лаборатории должны вмещать целиком учебную группу. В этих случаях под кабинет или лабораторию могут быть использованы учебные аудитории училища. По специальным дисциплинам, по которым учебная группа делится на практических занятиях на 2 или 3 подгруппы, учебные помещения в составе кабинетов и лабораторий должны быть рассчитаны соответственно на 13-15 или 9-10 учащихся. 2.2. При большом количестве учащихся необходимо предусмотреть в составе кабинетов и лабораторий по специальным дисциплинам, в том числе в кабинетах доклинической практики, два и более рабочих помещений для одновременного проведения практических занятий в различных подгруппах. В отдельных случаях при наличии большого по размерам помещения и достаточного оборудования разрешается организация одной лаборатории на целую учебную группу при условии обеспечения каждого учащегося оборудованным рабочим местом и одновременного проведения занятия 2-3 преподавателями, в зависимости от коэффициента деления группы на учебные подгруппы по данному предмету. В этих случаях порядок проведения занятий, объяснение нового материала и практической работы учащихся определяется специально составленными методическими разработками. Кабинеты доклинической практики по клиническим дисциплинам могут создаваться в помещениях лечебно-профилактических учреждений — практических базах медицинских училищ. 2.3. При кабинетах и лабораториях выделяются препараторские, предназначенные для хранения наглядных пособий, материалов, лабораторного стекла, реактивов, и т.д. и подготовки необходимых пособий для занятий. При невозможности выделения достаточного количества препараторских, училищем организуется при одном из учебных кабинетов центральный коллектор (музей) наглядных пособий, в котором сосредотачиваются наглядные пособия для теоретических занятий по всем или части изучаемых дисциплин. 2.4. В медицинских училищах, в составе которых имеются фельдшерско-лаборантские, санитарно-фельдшерские и фармацевтические отделения, организуется при одной из лабораторий весовая комната для обучения учащихся взвешиванию на аналитических весах, а также учебная моечная лабораторной посуды. 2.5. Учебные кабинеты и лаборатории, в зависимости от своего предназначения, оснащаются таблицами, диаграммами, макетами, фантомами, приборами, предметами по уходу за больными, наборами хирургических инструментов, реактивами, атласами, альбомами, электрифицированными стендами, витринами с наборами хирургических инструментов и др. имуществом, необходимым для проведения практических занятий, для демонстраций на теоретических занятиях, для подготовки и проведения экзаменов. При оснащении кабинетов и лабораторий следует руководствоваться утвержденными Минздравом СССР «Табелями и нормами оснащения учебных кабинетов и лабораторий». В кабинетах и лабораториях должны также находиться справочники, практикумы и др. учебная литература, образцы документации, заполняемой учащимися (дневники, отчеты), методические разработки теоретических и практических занятий, графики учебных заведений, расписания отработки пропущенных занятий и консультаций преподавателей, картотека имеющихся учебных пособий, перечень умений, знаний, практических навыков, получаемых учащимися в результате изучения предметов на базе кабинета и лаборатории, планы работы, социалистические обязательства. Во многих училищах создаются учебно-методические комплексы предмета. В связи с чем рекомендуется разработку и систематизацию материалов в кабинетах и лабораториях вести по 3 разделам: учебно-методический материал (выписка из учебного плана по данному предмету, учебная программа, календарно-тематический план, структурно-логическая схема предмета (межпредметные и внутрипредметные связи), карточки обеспечения занятий, конспект лекций по предмету, задания для контрольных работ, инструкции к лабораторным и практическим работам, задание на курсовые и дипломные проекты (работы), экзаменационные билеты, индивидуальные планы работы преподавателей по повышению идейно-теоретического уровня и деловой квалификации, различные методические указания (разработки, рекомендации и др.); иллюстративный материал по каждой теме занятия (кинофильмы и кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, слайды, альбомы, каталоги, таблицы, макеты и др. средства наглядности); самостоятельная работа учащихся (весь объем самостоятельной работы учащихся рекомендуется представить в виде таблицы на стенде для ознакомления). 2.6. В учебных кабинетах и лабораториях запрещается хранение взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и т.п. веществ. Для их хранения отводится специальное, надлежащим образом оборудованное помещение, доступ в которое учащимся не разрешается. Особое внимание следует уделить проведению противопожарных мероприятий, исключающих возможность загораний. Примечание: кабинеты и лаборатории, где работа проводится с ядовитыми, сильнодействующими, едкими взрывоопасными и огнеопасными средствами, инфицированным материалом, оборудуются и руководствуются при работе действующими правилами и положениями (Правила устройства техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений, системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденные Министерством здравоохранения СССР и ЦК профсоюза медицинских работников 30 сентября 1970 года; правила устройства, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены при работе в лабораториях (отделениях, отделах), санитарно-эпидемиологических учреждений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденными Министерством здравоохранения СССР 30 сентября 1966 г. и ЦК профсоюза медицинских работников 16 ноября 1966 г.; правилами по охране труда работников дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 9 февраля 1979 г. N 1963-79 и ЦК профсоюза медицинских работников 22 января 1979; приказ Минздрава СССР N 916 от 4 августа 1983 г. «Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)», изменение и дополнение правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», Минздрав СССР 1974 г. N 34/6-5; Правила по технике безопасности и производственной санитарии при работе в химических лабораториях медицинских учебных заведений, утвержденные Министерством здравоохранения СССР 20 декабря 1982 г. и согласованные с Президиумом ЦК профсоюза медицинских работников 25 августа 1982 г.; правила техники безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте изделий медицинской техники, Минздрав СССР 1983 г.; санитарные правила работы при проведении медицинских рентгенологических исследований, утвержденные Минздравом СССР 23 июня 1980 г. N 2790-80 и согласованные с ВЦСПС 13 июня 1980 г. N 12/3-4; ССБТ.; Кабинеты рентгенодиагностические. Требования безопасности. ОСТ 42-21-15-83 Минздрав СССР и др.).


Примечание.
Циркулярное письмо Минздраво СССР 05.03.1974 N 34/6-5 утратило силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 30.07.1987 N 923.


2.7. Помещение кабинета (лаборатории) оборудуется шкафами, застекленными инструментальными шкафчиками, др. емкостями для хранения имущества, необходимого для проведения практических занятий и для демонстрации на уроках. Допускается устройство на стенах кабинетов и лабораторий подвесных полок, на которых размещается необходимый демонстрационный материал (муляжи, банки с анатомическими препаратами, макеты санитарно-технических устройств и др.). Кабинеты и лаборатории обеспечиваются классными досками достаточных размеров. 2.8. В кабинетах и лабораториях каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом и всем необходимым для индивидуальной работы под руководством и контролем преподавателя. Оборудование должно максимально напоминать устройство рабочего места соответствующей клинической, микробиологической и др. лабораторий, рабочего места постовой медицинской сестры и т.д. 2.9. Стол преподавателя должен быть хорошо виден учащимся с любого рабочего места. Преподавателю представляется возможность продемонстрировать необходимые манипуляции, практические приемы работы, принимать от учащихся выполненные ими задания. 2.10. Кабинеты доклинической практики, по общему уходу за больными и по основным клиническим дисциплинам имеют особое значение в овладении учащимися техники ухода за больными и выполнения медицинских манипуляций. В соответствии с их профилем, кабинеты доклинической практики оснащаются необходимым имуществом по уходу за больными и медицинской технике, наборами шприцов, игл, стерилизаторов, хирургическим оборудованием и инструментарием, акушерскими фантомами, фантомами для обучения инъекциям, катетеризации и т.д., транспортными и лечебными шинами, перевязочным и шовным материалом, куклами для пеленания, больничным и детским бельем, системами для переливания крови, инструментальными столиками и др. в количествах, обеспечивающих самостоятельную, активную работу каждого учащегося в соответствии с предусмотренными программами по специальным дисциплинам «Перечнями основных медицинских манипуляций обязательных для выполнения учащимися».

3. Содержание и формы работы кабинетов и лабораторий

3.1. Основным содержанием работы кабинетов и лабораторий является оказание помощи преподавателям в получении учащимися знаний, умений, практических навыков в результате изучения предмета на базе кабинета или лаборатории. 3.2. Кабинеты и лаборатории обеспечивают: теоретические и практические занятия приборами, учебным оборудованием, материалами, наглядными пособиями, техническими средствами обучения по заявкам преподавателей; — систематическое пополнение и обновление учебным имуществом. Составление заявок по приобретению имущества для учебных целей; — изготовление силами учащихся, лаборантов и преподавателей различных наглядных пособий — диаграмм, схем, таблиц, влажных препаратов, электрофицированных стендов и т.д.; — сосредоточение методической, учебной и справочной литературы, методических разработок по темам; — организацию и своевременное проведение ремонта учебного оборудования, таблиц и др. наглядных пособий, содержание в исправности технических средств обучения (ТСО). Обеспечение сохранности, правильного хранения и эксплуатации учебного имущества и инвентаря; — подготовку помещения, оборудование пособий для проведения практических занятий, лабораторных работ, переводных и государственных экзаменов; — оказание практической помощи преподавателям в отработке учащимися пропущенных практических занятий и лабораторных работ; — подготовку помещения и оборудования для работы научных предметных кружков; — организацию выставок лучших работ учащихся, дневников практических занятий, учебно-производственной и производственной практики, докладов учащихся на заседаниях предметных научных кружков и т.д.; — проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности в кабинете и лаборатории, необходимых противопожарных мероприятий.

4. Организационные вопросы

4.1. Заведующий кабинетом и лабораторией назначается приказом по училищу из числа наиболее опытных и инициативных преподавателей. За заведывание кабинетом или лабораторией заведующий получает дополнительную оплату в размере, предусмотренном пунктом 61 «Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений», утвержденной приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. (стр. 35). Заведывание кабинетом и лабораторией не считается совместительством. 4.2. На заведующего кабинетом и лабораторией возлагается: — материальная ответственность за имущество и оборудование кабинета в установленном законом порядке; — оказание помощи преподавателям в оснащении теоретических, практических и лабораторных занятий и по др. вопросам, предусмотренным разделом 3 настоящего Положения; — составление расписания использования помещений кабинета и лаборатории для учебных занятий и отработки пропущенных практических занятий; — планирование загрузки кабинета и лаборатории учебными занятиями; — своевременное составление заявок и принятие мер к их реализации на пополнение кабинета и лаборатории учебным оборудованием, приборами, справочной литературой, материалами, реактивами, наглядными пособиями и участие в их приобретении; — организация профилактического и текущего ремонта имущества кабинета; — руководство работой прикрепленных к кабинету (лаборатории) лаборантов и повышение их квалификации; — ответственность за соблюдение при работе в кабинете и лаборатории мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты; — составление годовых планов работы кабинета и лаборатории и отчетов. Представление их на рассмотрение цикловой комиссии и на утверждение зам. директора по учебно-производственной работе, а при отсутствии в штатном расписании данной должности — зам. директора по учебной работе; — установление правил поведения учащихся при работе в кабинете и лаборатории. 4.3. На лаборанта кабинета и лаборатории возлагается: — подготовка оборудования, приборов, наглядных пособий, материалов, реактивов и др. для теоретических и практических занятий по заявке преподавателя, к переводным и государственным экзаменам, для конкурсов на звание «Лучший по профессии» и др.; — оказание помощи преподавателям в организации отработки учащимися пропущенных занятий; — содержание в порядке имущества кабинета и лаборатории, контроль за правильным его использованием; — оперативный учет имущества кабинета и лаборатории, участие в проведении инвентаризации имущества, сверка наличия имущества с бухгалтерскими записями, аккуратное ведение картотеки имеющихся учебно-наглядных пособий; — ремонт наглядных пособий (таблиц, диаграмм, и пр.), организация их правильного хранения; — подготовка необходимых для занятий препаратов, титрованных растворов и прочее. При работе с веществами, требующими осторожного обращения, лаборант выдает их в нужном количестве каждому учащемуся, присутствующему на занятии, и вместе с преподавателем следит за соблюдением техники безопасности; — контроль за санитарным состоянием кабинета и лаборатории, выполнение мероприятий по противопожарной профилактике, технике безопасности.


Примечание.
Приказ Минздрава СССР от 22.07.1969 N 546 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 22.02.1991 N 63.


4.4. Лаборанту (ст. лаборанту) при наличии специального образования и стажа работы разрешается проведение практических занятий с учащимися в порядке, установленном «Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений», утвержденной приказом MB и ССО СССР N 1040 от 31 декабря 1976 г. пункт 81 (стр. 44) и приказом Министерства здравоохранения СССР N 546 от 22 июня 1969 г. пункт 7 (стр. 3).

Начальник Главного управления
учебных заведений
К.М.ЛАКИН


Exit mobile version