При применении документа следует учитывать, что Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.
По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 13.11.2003 N 07/11558-ЮД Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2003 г. N 438
О ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913) и повышения качества лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, приказываю: 1. Утвердить:
1.1. Положение об организации деятельности врача-психотерапевта (приложение N 1). 1.2. Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи (приложение N 2). 1.3. Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи (приложение N 3). 1.4. Положение об организации деятельности психотерапевтического кабинета (приложение N 4). 1.5. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического кабинета (приложение N 5). 1.6. Перечень оборудования психотерапевтического кабинета (примерный) (приложение N 6). 1.7. Положение об организации деятельности психотерапевтического отделения (приложение N 7). 1.8. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического отделения (приложение N 8). 1.9. Перечень оборудования психотерапевтического отделения (примерный) (приложение N 9). 1.10. Положение об организации деятельности психотерапевтического центра (приложение N 10). 1.11. Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического центра (приложение N 11). 1.12. Перечень оборудования психотерапевтического центра (примерный) (приложение N 12). 2. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя Министра Р.А.Хальфина.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА
- Общие положения
1.1. Врач-психотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», прошедший подготовку по специальности «психиатрия» в интернатуре, клинической ординатуре, а также прошедший профессиональную переподготовку либо клиническую ординатуру по психотерапии в медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного профессионального образования, либо в профильных научно-исследовательских медицинских институтах в соответствии с требованиями к образовательному стандарту, типовой программой и учебным планом профессиональной переподготовки, утвержденными в установленном порядке. 1.2. Владеет современными методами диагностики и лечения психических расстройств с использованием психотерапевтических методов, теоретическими и практическими знаниями в области психиатрии и психотерапии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. 1.3. В своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», другими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья и настоящим Положением. 1.4. Подчиняется руководителю лечебно-профилактического учреждения или его заместителю; в методическом отношении — также главному психотерапевту органа управления здравоохранением. 1.5. Назначение и увольнение врача-психотерапевта осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Функции и задачи
2.1. Осуществляет непосредственно (является лечащим врачом) или участвует (является консультантом) в ведении пациента, определяет объем и план обследования с учетом возраста пациента, диагностических задач и рациональных методов обследования. Дает клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит необходимое психотерапевтическое вмешательство, при необходимости с привлечением других методов терапии. 2.2. Осуществляет консультации при оценке неотложных состояний, при разборе сложных для диагностики и терапии клинических случаев. 2.3. Выполняет практическую работу по амбулаторному, дневному стационарному и стационарному ведению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих психотерапевтическую помощь, при необходимости привлекает консультантов. 2.4. Оформляет медицинскую документацию установленного образца. 2.5. Повышает свою квалификацию по психиатрии и психотерапии на циклах усовершенствования по каждой специальности в установленном порядке. 2.6. Внедряет в практику современные программы лечения, психопрофилактики и психогигиены с применением психотерапевтических методов. 2.7. В работе и взаимоотношениях с пациентами и их родственниками придерживается этических принципов, установленных законодательными и иными нормативными актами о деятельности врачей-психотерапевтов и этическими кодексами общероссийских профессиональных ассоциаций врачей-психотерапевтов, зарегистрированных в установленном порядке. 2.8. Организует работу в рамках лечебного (в том числе психотерапевтического) процесса других специалистов (по клинической психологии, социальной работе и др.), среднего и младшего медицинского персонала. 2.9. Проводит экспертизу качества психотерапевтической помощи.
Приложение N 2
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ОКАЗАНИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- Общие положения
1.1. Медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения, оказывающем психотерапевтическую помощь, специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по клинической (медицинской) психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию. 1.2. В своей работе руководствуется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 19.08.1993, N 33, ст. 1318), Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», иными нормативными правовыми актами по вопросам здравоохранения и настоящим Положением. 1.3. Подчиняется руководителю учреждения и соответствующего структурного подразделения. Назначается и увольняется в соответствии с действующим законодательством.
2. Функции и задачи
2.1. Самостоятельно осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачом. Проводит необходимые психодиагностические, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а также участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса. При необходимости прибегает к помощи лечащего врача и консультанта по психодиагностической и психокоррекционной (психотерапевтической) работе. 2.2. Участвует в оформлении медицинской документации установленного образца. 2.3. В установленном порядке повышает свою квалификацию по клинической психологии на циклах усовершенствования в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию. 2.4. Внедряет в практику современные методы клинической психологии. 2.5. Принимает участие в работе бригады специалистов, оказывающей психотерапевтическую помощь, разборах клинических случаев, совещаниях, научно-практических конференциях, осуществлении психолого-психиатрической и психологической экспертизы. 2.6. Наряду с обязательной базовой и дополнительной профессиональной подготовкой по клинической психологии, может получать в рамках компетенции национальных и международных профессиональных организаций общественную аккредитацию и общественный профессиональный статус. 2.7. Проводит в установленном порядке экспертизу качества клинико-психологической помощи.
Приложение N 3
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ОКАЗАНИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- Общие положения
1.1. Социальный работник — работник со средним или высшим профессиональным образованием. 1.2. В своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», нормативными документами по вопросам профессионального обучения и переобучения, социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, педагогики, социальной психологии, этики и деонтологии, вопросам охраны труда и техники безопасности и настоящим Положением. 1.3. Подчиняется руководителю учреждения и соответствующего структурного подразделения. 1.4. Назначается и увольняется в соответствии с действующим законодательством.
2. Функции и задачи
2.1. По направлению врача-специалиста организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, организует социально-правовую защиту пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь. 2.2. Совместно с врачом-специалистом и медицинским психологом разрабатывает индивидуальные планы социальной реабилитации пациентов. 2.3. Совместно с врачом-специалистом и медицинским психологом создает терапевтическую среду, терапевтические сообщества пациентов, группы по интересам, осуществляет клубную работу. 2.4. По направлению врача-специалиста занимается повышением уровня социальной адаптации пациентов, формированием у них ответственности за свое социальное поведение, разрабатывает и организует мероприятия по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству. 2.5. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников. 2.6. Вступает в различные общественные и профессиональные организации. 2.7. Участвует в экспертизе качества социальной работы.
Приложение N 4
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
- Психотерапевтический кабинет организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в составе лечебно-профилактического учреждения, в том числе: психотерапевтического центра; городской поликлиники или поликлинического отделения городской, центральной городской, районной больницы; поликлинического отделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы, психоневрологического диспансера (диспансерного отделения).
- Основными задачами психотерапевтического кабинета являются: — консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов для лечения в кабинете; — лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах; — психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению, а также участие в программах охраны психического здоровья; — повышение знаний врачей, среднего медицинского и иного персонала о психосоциальных факторах в происхождении, течении и лечении психических расстройств (лекции, специальные тренинги, балинтовские группы и др.).
- Организационно-методическое руководство психотерапевтическим кабинетом осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.
- Штаты медицинского и иного персонала кабинета определяются в установленном порядке.
- В кабинете проводится лечение лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии. При значительной выраженности указанных расстройств, наличии психотических нарушений пациенты в установленном порядке направляются в учреждение, оказывающее психиатрическую помощь.
- Кабинет оборудуется в соответствии с перечнем оборудования психотерапевтического кабинета.
- В кабинете ведется учетная и отчетная медицинская документация.
Приложение N 5
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
- Медицинский персонал: 1.1. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются: 1.1.1. в штате городской поликлиники, амбулаторно-поликлинического отделения городской, центральной городской, центральной районной больницы — из расчета одна должность на 25 тыс. взрослого населения; 1.1.2. в штате амбулаторно-поликлинического подразделения областной, краевой, республиканской, окружной больницы; психоневрологического диспансера (диспансерного отделения) — из расчета одна должность на 8 должностей врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием; 1.1.3. в штате стационара (дневного стационара) лечебно-профилактического учреждения — из расчета одна должность на 200 коек (мест). 1.2. Должности врачей-психотерапевтов для работы с детьми устанавливаются из расчета одна должность на 12 тыс. детского населения. 1.3. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов. 1.4. Должности санитарок устанавливаются из расчета 0,5 должности на кабинет.
- Иной персонал: 2.1. Должности медицинских психологов устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов. 2.2. Должности социальных работников устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов.
Приложение N 6
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА (ПРИМЕРНЫЙ)
Наименование оборудования Количество предметов 1 2 3
- Помещения и дизайн
1.1. Помещения для организации приема пациентов 1 площадью 14-20 кв. м 1.2. Помещения для индивидуальной и групповой 1 психотерапии площадью 30-40 кв. м 1.3. Помещения для медицинского психолога, 1 социального работника общей площадью 22-35 кв. м
1.4. Элементы терапии средой (картины, эстампы, В соответствии
графические работы и др.) с возможностями
1.5. Элементы внутреннего дизайна (облицовка В соответствии стен, декоративные растения, фрески, с возможностями ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др.
2. Аппараты и приборы
2.1. Прибор тонометрический (мембранный или 1 электронный) 2.2. Секундомер 1 2.3. Осветительные системы (боковые источники 6-9 свет) 2.4. Аудиокомплекс: 1 набор: магнитофон двухкассетный стационарный с 1 аудиосистемами мощностью 50-100 вт. наушники стереофонические 2 диктофон 2 магнитофонные кассеты для 20 высококачественной аудиозаписи 2.5. Экспериментально-психологические методики 15 лицензионные 2.6. Персональный компьютер (IBM-совместимый) с 1 необходимым программным обеспечением и принтером
3. Медицинский инструментарий
3.1. Набор-укладка для оказания неотложной 1 медицинской помощи 3.2. Ножницы прямые 3 3.3. Пинцет анатомический 1 3.4. Молоток неврологический 1
4. Предметы ухода за пациентами
4.1. Набор предметов для ухода за пациентами 1
5. Медицинская мебель
5.1. Кушетка смотровая 1
5.2. Кушетка психоаналитическая (кресло 2 функциональное) 5.3. Стол для врача и других сотрудников 3 5.4. Стол для медицинской сестры 2 5.5. Шкаф для медицинских инструментов 1 5.6. Ящик для картотеки 1
6. Бытовая мебель
6.1. Кресло мягкое с высокой спинкой 15
6.2. Стул полумягкий 15
6.3. Шкаф для одежды 3
6.4. Шкаф книжный 2
6.5. Столик журнальный 4
6.6. Полка книжная 3
6.7. Стол компьютерный 1
6.8. Тумба для аудиоаппаратуры 1
Приложение N 7
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
- Психотерапевтическое отделение организуется органом управления здравоохранением по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в областных (краевых, республиканских, окружных) административных центрах, а также в городах с населением не менее 250 тыс. в лечебно-профилактических учреждениях (многопрофильных больницах, психоневрологических диспансерах, психиатрических больницах и др.).
- Основными задачами психотерапевтического отделения являются: — стационарная лечебно-диагностическая помощь лицам с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии, нуждающимся в стационарной психотерапевтической помощи; — лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах; — внедрение в клиническую практику новых достижений в области психотерапии; — проведение дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях; — создание в отделении терапевтической среды (специальным образом организованной группы с участием пациентов, их близких и родственников, а также бывших пациентов); — психогигиеническая и психопрофилактическая помощь по преодолению стрессовых ситуаций.
- Организационно-методическое руководство психотерапевтическим отделением осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением.
- Штаты медицинского и иного персонала отделения определяются в установленном порядке.
Приложение N 8
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
- Медицинский персонал: 1.1. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются из расчета одна должность на 15 коек. 1.2. Должности заведующих отделениями устанавливаются из расчета одна должность на 30 коек — вместо одной должности врача-психотерапевта, в отделении более 30 коек — вместо 0,5 должности врача-психотерапевта.
- Средний и младший медицинский персонал: 2.1. Должности палатных медицинских сестер устанавливаются из расчета один круглосуточный пост на 30 коек. 2.2. Должности санитарок устанавливаются из расчета один круглосуточный пост на 30 коек. 2.3. Должности сестер-хозяек устанавливаются из расчета одна должность на отделение.
- Иной персонал: 2.1. Должности медицинских психологов устанавливаются из расчета одна должность на 15 коек. 2.2. Должности социальных работников устанавливаются из расчета одна должность на 15 коек.
Приложение N 9
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (ПРИМЕРНЫЙ) (ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ОБОРУДОВАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ И ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНИЦ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Наименование оборудования Количество предметов 1 2 3
- Помещения и дизайн
1.1. Помещения для индивидуальной работы 3 площадью 14-20 кв. м 1.2. Помещения для индивидуальной работы 1 площадью 14-20 кв. м, оборудованное зеркалом Гезелла 1.3. Помещения для групповых форм работы 3 площадью 30-40 кв. м 1.4. Помещения для групповых форм работы 1 площадью 30-40 кв. м, оборудованные зеркалом Гезелла 1.5. Помещения для терапии занятостью и клубной 4 работы площадью 22-35 кв. м 1.6. Конференц-зал площадью 70-100 кв. м 1
1.7. Элементы терапии средой (картины, эстампы, В соответствии
графические работы и др.) с возможностями
1.8. Элементы внутреннего дизайна (облицовка В соответствии стен, декоративные растения, фрески, с возможностями ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др.)
2. Аппараты и приборы
2.1. Аудиокомплекс: 2 набора: магнитофон двухкассетный стационарный с 2 аудиосистемами мощностью 50-100 вт. наушники стереофонические 4 диктофон 2 магнитофонные кассеты для 40 высококачественной аудиозаписи 2.2. Экспериментально-психологические методики 25 лицензионные 2.3. Персональный компьютер (IBM-совместимый) с 3 необходимым программным обеспечением и принтером 2.4. Видеокомплекс: 1 набор: видеокамера формата WHS или S-WHS 1 видеомагнитофон WHS, четырехголовочный 2 видеомонитор (переоборудованный 2 телевизор) персональный компьютер, оборудованный для 1 монтажа видеопрограмм со стримером и лазерными накопителями видеокассеты 30
3. Медицинская мебель
3.1. Кушетка психоаналитическая (кресло 2 функциональное) 3.2. Стол для врача и других сотрудников По числу врачей и других сотрудников
4. Бытовая мебель
4.1. Кресло мягкое с высокой спинкой 50
4.2. Стул полумягкий 100
4.3. Стол компьютерный 3
4.4. Тумба для радиоаппаратуры 5
Приложение N 10
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
- Психотерапевтический центр — лечебно-профилактическое учреждение, организуется по представлению главного психотерапевта и главного психиатра органа управления здравоохранением в областях, краях, республиках, округах, а также в городах с населением не менее 500 тыс.
- Основными задачами психотерапевтического центра являются: — организация системы оказания и анализ психотерапевтической помощи на обслуживаемой территории, организационно-методическая помощь психотерапевтическим подразделениям (психотерапевтическим кабинетам, психотерапевтическим отделениям) на территории обслуживания; — проведение консультативной, консультативно-диагностической и лечебной специализированной помощи (семейной, групповой, помощи пациентам различных возрастных групп, кризисной и др.) лицам с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии; — оказание лечебной помощи по показаниям в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой ее формах, организация психотерапевтической среды и системы реабилитации и ресоциализации; — внедрение в клиническую практику психотерапевтических подразделений территории обслуживания новых достижений в области психотерапии; — проведение дифференциально-диагностических мероприятий в сложных клинических случаях; — психогигиеническая и психопрофилактическая помощь по преодолению стрессовых ситуаций, в том числе с привлечением средств массовой информации; — проведение организационно-методических, образовательных мероприятий, мероприятий по обмену опытом, семинаров повышения квалификации, консультаций для врачей-психотерапевтов и других специалистов, участвующих в оказании психотерапевтической помощи, на территории обслуживания.
- Непосредственное руководство деятельностью психотерапевтического центра осуществляет руководитель центра — главный врач.
- Штаты медицинского и иного персонала психотерапевтического центра определяются в установленном порядке.
- Рекомендуемая структура психотерапевтического центра: — консультативно-диагностическое отделение (для оказания специализированной консультативной и диагностической помощи); — лечебно-диагностическое отделение (кабинеты для проведения диагностических, в том числе психологических, исследований, различных видов специализированной психотерапии — семейно-супружеской, детям, пожилым, кризисной психотерапевтической помощи, для работы с сельскими территориями и др.); — психологическую лабораторию (для развития клинико-психологической помощи на территории обслуживания, в том числе клинической психодиагностики, применение в лечебно-реабилитационных программах психологических методов коррекции и консультирования, психологическое обеспечение лечебно-диагностического процесса); — кризисное отделение с телефоном доверия для оказания кризисной психологической и психотерапевтической помощи (лицам с расстройствами адаптации, подвергшимся насилию, пострадавшим и др.); — отделение профилактики (для работы по профилактике психических расстройств на территории обслуживания).
- Психотерапевтический центр может иметь в своем составе стационарные психотерапевтические отделения.
Приложение N 11
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
- Медицинский персонал: 1.1. Должности врачей-психотерапевтов консультативно-диагностического отделения устанавливаются из расчета одна должность на 250 тыс. населения на территории обслуживания. 1.2. Должности врачей-психотерапевтов лечебно-диагностического отделения устанавливаются из расчета: 1.2.1. одна должность на 100 тыс. населения в возрасте от 18 до 60 лет обслуживаемой территории, включая сельские районы; 1.2.2. одна должность на 90 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 12 лет; 1.2.3. одна должность на 50 тыс. детского населения в возрасте от 12 до 18 лет; 1.2.4. одна должность на 75 тыс. населения в возрасте 60 лет и старше. 1.3. Должности врачей-психотерапевтов для работы с лицами, находящимися в кризисных состояниях, из расчета одна должность на 200 тыс. обслуживаемого населения. 1.4. Должности врачей-методистов (врачей-статистиков) для организационно-методического обеспечения психотерапевтической помощи устанавливаются в штате организационно-методического отдела по психиатрии из расчета две должности на территорию субъекта Российской Федерации. 1.5. Должности врачей по гигиеническому воспитанию отделения профилактики устанавливаются из расчета одна должность на 500 тыс. населения на территории обслуживания. 1.6. Должности заведующих отделениями устанавливаются при наличии 5 должностей врачей-психотерапевтов и других специалистов — вместо 0,5 должности врача, при наличии более 5 должностей врачей-психотерапевтов и других специалистов — сверх должностей.
- Средний и младший медицинский персонал: 2.1. Должности медицинских сестер устанавливаются соответственно должностям врачей, предусмотренных п.п. 1.1; 1.2; 1.3; 1.5. 2.2. Должности медицинских сестер процедурного кабинета устанавливаются из расчета одна должность в смену. 2.3. Должность главной медицинской сестры устанавливается в учреждениях, отнесенных к группам по оплате труда руководителей, в учреждениях, не отнесенных к группам по оплате труда руководителей — устанавливается должность старшей медицинской сестры. 2.4. Должности медицинских регистраторов устанавливаются из расчета одна должность в смену.
- Иной персонал: 3.1. Должности медицинских психологов устанавливаются соответственно должностям врачей-психотерапевтов. 3.2. Должности специалистов по социальной работе устанавливаются из расчета одна должность на 500 тыс. населения на территории обслуживания. 3.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета одна должность на 100 тыс. населения на территории обслуживания.
Приложение N 12
Утверждено
приказом Минздрава России
от 16.09.2003 г. N 438
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА (ПРИМЕРНЫЙ)
Наименование оборудования Количество предметов 1 2 3
- Помещения и дизайн
1.1. Помещения для индивидуальной работы 12 площадью 14-20 кв. м 1.2. Помещения для индивидуальной работы 2 площадью 14-20 кв. м, оборудованное зеркалом Гезелла 1.3. Помещения для групповых форм работы 6 площадью 30-40 кв. м 1.4. Помещения для групповых форм работы 1 площадью 30-40 кв. м, оборудованное зеркалом Гезелла 1.5. Помещения для терапии занятостью и клубной 3 работы площадью 22-35 кв. м 1.6. Конференц-зал 70-100 кв. м 1
1.7. Элементы терапии средой (картины, эстампы, В соответствии
графические работы и др.) с возможностями
1.8. Элементы внутреннего дизайна (облицовка В соответствии стен, декоративные растения, фрески, с возможностями ковровые покрытия, напольные вазы, приборы бокового освещения, жалюзи и др. 1.9. Процедурный кабинет 1
2. Аппараты и приборы
2.1. Аудиокомплекс: 5 наборов: магнитофон двухкассетный стационарный с 5 аудиосистемами мощностью 50-100 вт, наушники стереофонические, 10 диктофон, 5 магнитофонные кассеты для 100 высококачественной аудиозаписи 2.2. Экспериментально-психологические методики 25 лицензионные 2.3. Персональный компьютер (IBM-совместимый) 10 с необходимым программным обеспечением и принтером 2.4. Видеокомплекс: 2 набора: видеокамера формата WHS или S-WHS 2 видеомагнитофон WHS, четырехголовочный 4 видеомонитор (переоборудованный 4 телевизор) персональный компьютер, оборудованный для 2 монтажа видеопрограмм со стримером и лазерными накопителями видеокассеты 60
3. Медицинская мебель
3.1. Кушетка психоаналитическая (кресло 6 функциональное) 3.2. Стол для врача и других сотрудников По числу врачей и других сотрудников
4. Бытовая мебель и оборудование
4.1. Кресло мягкое с высокой спинкой 50
4.2. Стул полумягкий 100
4.3. Стол компьютерный 10
4.4. Тумба для радиоаппаратуры 7
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 ноября 2003 г. N 5215
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 сентября 2003 г. N 434
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ
В целях определения профессиональной компетенции, объема знаний, практических умений и навыков врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине при их аттестации, прохождении обучения в системе последипломной подготовки и самообразования приказываю: 1. Утвердить требования к квалификации врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине (Приложение). 2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Р.А.Хальфина.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16.09.2003 г. N 434
ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ
В соответствии с требованиями специальности врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен знать и уметь: 1. Общие знания:
— основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы медицинского страхования; — общие вопросы организации лечебной физкультуры и спортивной медицины в Российской Федерации; — организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине в условиях лечебно-профилактических учреждений; — организация работы врача по лечебной физкультуре и спортивной медицине, профессиональные обязанности, нормативные документы по специальности; — анатомо-физиологические особенности мышечной деятельности человека, возрастная физиология; механизм действия физических упражнений на организм здорового и больного человека; — основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки; противопоказания к занятиям физкультурой и спортом; — методические основы лечебной физкультуры; дозирование физической нагрузки; — средства и формы лечебной физкультуры; — режимы двигательной активности больных в лечебно-профилактических учреждениях, содержание режимов; — общие и функциональные методы исследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом; — методы оценки физического развития и физической работоспособности (толерантности к физической нагрузке); — клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм, при которых используют лечебную физкультуру; — показатели физического и функционального состояния организма в норме, при патологии и при физических нагрузках; — показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры; — физиологическое действие массажа;
— показания и противопоказания к назначению лечебного массажа; — методы и средства комплексной реабилитации больных и инвалидов; — аппаратура и оборудование кабинетов лечебной физкультуры и спортивной медицины, возможности их применения и использования, технику безопасности при работе с медицинскими аппаратами, приборами и тренажерами; — формы и методы профилактической работы среди спортсменов и населения; — основы медицины катастроф;
— общие сведения об информатике и вычислительной технике. 2. Общие умения:
— получить от пациента (больного, лица, занимающегося физкультурой, спортсмена) информацию о степени его физической подготовленности, собрать общий и спортивный анамнез; — провести оценку физического состояния организма, выполнить функциональные пробы системы кровообращения, дыхания, нервно-мышечной системы; — определить физическую работоспособность методами тестирования; — дать заключение о здоровье и функциональном состоянии организма, определить толерантность к физической нагрузке, допуск к занятиям физкультурой и спортом и их адекватность состоянию здоровья; — оказать необходимую срочную помощь при травмах и неотложных состояниях организма (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка наружного и внутреннего кровотечения, иммобилизация, наложение повязки на рану, промывание желудка, инъекции); — оформить необходимую документацию по учету работы и отчетности, проанализировать ее; — повышать профессиональный уровень знаний и умений. 3. Специальные знания и умения:
Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен знать: — физиологию и биохимию мышечной деятельности; — особенности реакции на физическую нагрузку в детском и пожилом возрасте; — динамическую анатомию (биомеханику движений); — гигиену физических упражнений и спортивных сооружений; — санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий лечебной гимнастикой, кабинета механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания и гимнастики в воде, спортплощадок, маршрутов пешеходных и лыжных прогулок и терренкура и др. спортсооружений (устройства, размеры, освещение, вентиляция, температура воздуха и воды); — классификацию гимнастических, спортивно-прикладных и игровых физических упражнений в лечебной физкультуре; — расчетные нормы нагрузки специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине (врача, инструктора-методиста, инструктора, медсестры по массажу); — виды, методики и дозировки лечебного и спортивного массажа; — методики бытовой и трудовой реабилитации; — сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; — программы этапной физической реабилитации больных с инфарктом миокарда; — частные методики лечебной физкультуры для больных в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, неврологии, урологии, акушерстве и гинекологии, при заболеваниях ЛОР органов, при глазных болезнях, в стоматологии, в т.ч. методики лечебной физкультуры для детей; — морфо-функциональные характеристики спортсменов различных видов спорта; — основы теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки; — методы иммунологического контроля в спорте; — организации и методы допинг-контроля в спорте; — особенности спортивного отбора детей и подростков; — особенности методик, спортивной тренировки и соревнований спортсменов-инвалидов; — клинические проявления и методы диагностики заболеваний, повреждений и дефектов организма (в т.ч. врожденных), препятствующих отбору в профессиональный спорт; — клинические признаки, методы диагностики, принципы профилактики и лечения физического перенапряжения, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, функции печени и почек; — классификацию спортивных травм, методы профилактики, оказания неотложной помощи, лечения и спортивной реабилитации; — систему восстановления и повышения специальной спортивной работоспособности; — программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта, оздоровительной физкультурой и физвоспитанием; — принципы оздоровительного спорта, диагностики физического здоровья и оценки эффективности оздоровления; — сочетание форм, средств и методов оздоровительного спорта в рецептуре здоровье сохраняющих и здоровье восстанавливающих медицинских технологий; — программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва. Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать назначение лечебной физкультуры, выбрать средства, формы и дозировки физической нагрузки больным с различными заболеваниями и повреждениями организма: В клинике внутренних болезней:
При болезнях сердечно-сосудистой системы: — атеросклероз; ишемическая болезнь сердца на этапах лечения и реабилитации; гипертоническая болезнь; нейроциркуляторная дистония; гипотоническая болезнь; болезни миокарда; ревматизм; приобретенные и врожденные пороки сердца; При болезнях органов дыхания:
— бронхит; острая пневмония; хроническая пневмония; эмфизема легких, пневмосклероз; бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого; бронхиальная астма; плеврит; туберкулез легких; При болезнях органов пищеварения:
— опущение желудка, энтероптоз, гастрит; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; колиты, дискинезии кишечника; болезни печени и желчевыводящих путей (дискинезии, гепатит, холецистит, желчно-каменная болезнь); При болезнях обмена:
— ожирение, подагра, сахарный диабет, гипер- и гипофункция щитовидной железы, рахит и гипотрофия; При болезнях почек и мочевыводящих путей: — нефрит и пиелонефрит, почечно-каменная болезнь, нефроптоз, недержание мочи, простатит, аденома предстательной железы; При травмах, болезнях и деформациях опорно-двигательного аппарата: — переломы костей верхних и нижних конечностей, переломы позвоночника и таза, черепно-мозговая травма, ампутация конечностей (подготовка к протезированию), травмы мышц и сухожилий (ушибы, растяжения, разрывы, надрывы), артриты, деформирующий артроз, коксартроз, анкилозирующий спондилоартрит, остеохондроз позвоночника, нарушения осанки, сколиозы, кифозы, деформация стоп (косолапость, плоскостопие и др.), кривошея, врожденный вывих бедра; При болезнях крови:
— заболевания периферических артерий, вен, лимфатических сосудов; В хирургии:
— до- и послеоперационный период в хирургии грудной и брюшной полости, ожоговая болезнь, трансплантация органов и тканей, ортопедические операции на позвоночнике и костях конечностей; В клинике нервных болезней:
— атеросклероз мозговых сосудов, нарушение мозгового кровообращения, инсульт, парезы и параличи различной этиологии, детский церебральный паралич, миелит и полиомиелит, неврозы, вестибулярные нарушения, миастения и миопатия, радикулиты различной этиологии, парез лицевого нерва, повреждения периферических нервов, последствия травм головного и спинного мозга; В акушерстве и гинекологии:
— беременность и послеродовый период, опущение матки и стенок влагалища, воспалительные процессы придатков матки, аномалии положения матки. Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине должен уметь обосновать дозировку физических нагрузок, выбрать формы, средства и методы для общего оздоровления и повышения спортивной работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом: — оценить состояние здоровья с указанием группы здоровья (основная, подготовительная, специальная); — оценить физическое развитие и физическую работоспособность; — оценить данные электрокардиографии при физических нагрузках и других инструментальных методах исследования сердечно-сосудистой системы; — оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена; — оценить данные функциональных проб (с физической нагрузкой, дыхательные, вегетативные); — оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата; — оценить клинические и биохимические показатели крови и мочи при физических нагрузках; — организовать по показаниям дополнительные исследования и оценить показатели здоровья и функциональных систем организма спортсменов с учетом специфики видов спорта; — дать рекомендации по режиму тренировочных нагрузок спортсменов, допуск к занятиям спортом и соревнованиям; — оформить назначения лечебной физкультуры в соответствии с утвержденной формой — картой больного (ф. 42) и с указанием методики физических упражнений, дозировки общей и специальной нагрузки; — осуществлять по показаниям индивидуальные занятия лечебной гимнастикой с тяжелыми больными; — составлять совместно с лечащим врачом программу этапной физической реабилитации больному инфарктом миокарда; — определять методику и дозировку занятий на тренажерах, в лечебном бассейне, маршрутов пешеходных прогулок и терренкура и др. спортивно-прикладных упражнений и спортивных игр для здоровых и больных; — осуществлять врачебно-педагогические наблюдения на занятиях лечебной физкультурой, учебно-тренировочных занятиях массовой физкультурой и спортом и оценивать адекватность физической нагрузки объективными методами исследования; — объективно оценивать эффективность воздействия на человека оздоровительного спорта; — определять методику и дозировку лечебного массажа, его сочетание с лечебной физкультурой, последовательность процедур; — осуществлять процедуры лечебного и спортивного массажа; — осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью инструкторов-методистов, инструкторов по лечебной физкультуре, медсестер по массажу; — осуществлять врачебные консультации пациентам, населению и спортсменам по использованию средств и методов физической культуры в целях сохранения и укрепления здоровья; — осуществлять контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий лечебной физкультурой; — анализировать эффективность лечебной физкультуры и массажа, вести необходимую учетную и отчетную документацию и представлять отчет о работе в установленном порядке; — осваивать и внедрять в практику новые современные методики лечебной и оздоровительной физкультуры; — организовать и осуществлять медицинское обеспечение лиц (первичное, углубленное, текущее, этапное), занимающихся различными видами спорта и физической культуры в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований; — осуществлять врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом (в процессе физического воспитания, при занятиях массовыми видами физической культуры, у детей и подростков, у спортсменов-инвалидов, питанием спортсменов); — проводить диспансеризацию спортсменов; — осуществлять профилактику, диагностику, лечение болезней и травм у спортсменов; — осуществлять восстановительные мероприятия спортсменам после физических нагрузок и медицинскую реабилитацию после травм и заболеваний.