Recipe.Ru

<Письмо> Минздрава России от 25.05.2017 N 15-2/10/2-3461 <О направлении методических рекомендаций «Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации»>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 мая 2017 г. N 15-2/10/2-3461

Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 54 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р, направляет методические рекомендации «Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации», разработанные ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и согласованные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.05.2017 N ТС-91/08).

Первый заместитель Министра
И.Н.КАГРАМАНЯН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

ГАУЗ «ДЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, главных врачей детских больниц, поликлиник, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Введение

Дети в трудной жизненной ситуации составляют до 20% детского населения Российской Федерации, причем эти данные носят приблизительный характер и включают только те случаи, когда нахождение в такой ситуации уже представляет серьезную проблему для ребенка. Социально детерминированные ситуации, непосредственно угрожающие здоровью и жизни ребенка (жестокое обращение с детьми, безнадзорность и беспризорность, буллинг, распространение «рискованных форм» поведения и др.), требуют безотлагательного решения. Отсутствие должной системы оказания медико-социальной помощи данному контингенту детей и их семей — одна из главных причин предотвратимых потерь здоровья и жизни детей и подростков. В Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» указывается на необходимость разработки и внедрения эффективных современных технологий медико-социальной помощи детям и подросткам. Таким образом, в современных условиях, совершенствование системы медицинского обеспечения детского населения должно осуществляться не только по пути повышения эффективности и качества лечебно-диагностической помощи, но и интенсивного развития профилактической и медико-социальной помощи. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» указано, что структура детской поликлиники предусматривает наличие отделения медико-социальной помощи (ОМСП). Разработка и апробация типовой региональной модели организации медико-социальной помощи детскому населению осуществлялось в рамках мероприятий Рабочей группы N 3 «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения организации эффективной медико-социальной помощи детскому населению в субъектах РФ. Целью медико-социальной помощи детскому населению является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации детей с физической и психической патологией, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими работниками с высшим и средним медицинским образованием, а также специалистами немедицинского профиля (психологами, юристами, специалистами по социальной работе) в амбулаторных условиях, стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Основные понятия

В настоящих методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения: медико-социальная помощь детскому населению — комплекс интегрированных мероприятий медицинского, социального, психологического, юридического характера, направленных на восстановление, сохранение, укрепление здоровья для обеспечения социального благополучия несовершеннолетних; безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее — ТЖС) — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Дети и их семьи из группы повышенного социального риска — обобщенная группа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение создания трехуровневой системы оказания медико-социальной помощи детскому населению в РФ. Успешная организация системы медико-социальной помощи детскому населению обеспечивается наличием регламентирующих ее деятельность законодательных и нормативно-правовых актов. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации («О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 05.05.1999 N 154; «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» от 30.05.2002 N 176; «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» от 23.01.2007 N 56; «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04.2012 N 366н) рекомендуют предусматривать в структуре детских поликлиник отделения медико-социальной помощи. Прописано, что поликлиники, кроме всего прочего, осуществляют следующие функции: медико-социальную и психологическую помощь детям; организацию медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные организации. «Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового» регламентируют обеспечение передачи информации о детях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники.

1.1. Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, оказывающих медико-социальную помощь детскому населению в РФ: — Конвенция ООН «О правах ребенка»;
— Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; — Федеральные законы Российской Федерации: — ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; — ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; — ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; — ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ); — ФЗ от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; — ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; — ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; — ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказы и иные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Российской Федерации: — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.05.1999 N 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.06.2010 N 480н «О порядке предоставления сведений о состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий». — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации»; Примечание:
— При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении (далее — СОП), медицинским организациям следует учитывать принятые на территории субъектов Российской Федерации соответствующие нормативные правовые акты и (или) межведомственные документы. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

2. Трехуровневая модель медико-социальной помощи детскому населению в субъектах РФ. В соответствии с рекомендациями Минздрава РФ (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1706) в целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий субъектам РФ рекомендовано сформировать и развивать трехуровневую систему оказания гражданам медицинской помощи: — на I уровне — оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (к учреждениям первого уровня относятся центральные районные больницы, городские поликлиники, городские, районные и участковые больницы, станции скорой медицинской помощи); — на II уровне — оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) центры, а также в диспансерах и многопрофильных больницах; — на III уровне — оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в региональных медицинских организациях. При создании региональной системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним целесообразно основываться на принципах функционирования трехуровневой модели. В медицинских организациях медико-социальная помощь оказывается всеми медицинскими работниками в рамках своей основной деятельности. К профильным подразделениям по оказанию медико-социальной помощи относятся: — на I уровне — кабинеты (отделения) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП. Данные подразделения создаются на базе детских поликлиник и поликлинических отделений районных и городских больниц; — на II уровне — межмуниципальные отделения (центры) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП в структуре медицинских организаций, относящихся ко второму уровню оказания бесплатной медицинской помощи детскому населению; — на III уровне — региональный центр (далее «Центр») медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Функционирование системы медико-социальной помощи детям основывается на принципах: — законности;
— поддержки ребенка, взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам оказания медико-социальной помощи; — индивидуального подхода к ребенку при оказании медико-социальной помощи с соблюдением конфиденциальности полученной информации; — уважительного отношения к ребенку, его родителям или иным законным представителям. К основным задачам системы медико-социальной помощи детям в субъектах РФ относятся: 1) выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, относящихся к категориям лиц, установленных федеральным законодательством; 2) комплексный анализ факторов медико-социального риска; 3) разработка и реализация индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной, правовой и психологической помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП; 4) обеспечение маршрутизации детей в трехуровневой системе оказания медико-социальной помощи; 5) организация внутриведомственного взаимодействия медицинских организаций для успешной реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 6) обеспечение экстренного межведомственного взаимодействия медицинских организаций с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 Федерального закона N 120-ФЗ), учитывающего принятые на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовые акты и (или) межведомственные документы; 7) обобщение и распространение опыта оказания медико-социальной помощи детям и обеспечение организационно-методической поддержки медицинским организациям; 8) проведение мониторинга и анализа деятельности медицинских организаций по оказанию медико-социальной помощи детям с последующим совершенствованием системы; 9) подготовка отчетов по результатам анализа деятельности медицинских организаций по оказанию медико-социальной помощи в региональный исполнительный орган власти в области здравоохранения.

3. Организация системы медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Медико-социальная помощь детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП осуществляется при оказании всех видов педиатрической медицинской помощи: первичной медико-санитарной, скорой и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Медико-социальная помощь может оказываться в следующих условиях: 1. амбулаторно:
1.1. в фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, детских поликлиниках, поликлинических отделениях медицинских организаций — врачами и средними медицинскими работниками; 1.2. в кабинетах, отделениях, межмуниципальных центрах, отделениях, а также региональных центрах медико-социальной помощи медицинских организаций — врачами, средними медицинскими работниками, специалистами немедицинского профиля (психологами, юристами, специалистами по социальной работе и пр.); 1.3. на дому при вызове указанных ваше работников, а также при проведении медицинских и медико-социальных патронажей. 2. В дневных стационарах (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) — врачами, средними медицинскими работниками и специалистами немедицинского профиля. 3. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) — врачами, средними медицинскими работниками и специалистами немедицинского профиля. Медико-социальная помощь включает в себя следующие мероприятия: 1) проведение постоянного мониторинга медико-социального благополучия детей и их семей при оказании медицинской помощи; 2) выявление детей, находящихся в ТЖС и (или) СОП; 3) анализ факторов медико-социального риска, а также оценка возможности устранения или снижение силы их воздействия на ребенка; 4) принятие экстренных мер по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в СОП, путем направления экстренного извещения органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством; 5) профилактика, диагностика, лечение заболеваний и состояний, отнесенных к факторам медико-социального риска; 6) разработка и реализация индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной, правовой и психологической помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП; 7) организация междисциплинарного взаимодействия внутри медицинской организации при разработке и реализации индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной помощи; 8) организация внутриведомственного взаимодействия с амбулаторно-поликлиническими и стационарными медицинскими организациями, диспансерами, центрами здоровья и другими медицинскими организациями при оказании медико-социальной помощи; 9) инициация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 10) информирование родителей или иных законных представителей ребенка и несовершеннолетних старше пятнадцатилетнего возраста о возможности получения медицинской, социальной, психологической, юридической и других видов помощи в медицинских организациях, а также в иных государственных и общественных организациях; 11) формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение детского населения. С целью своевременного обнаружения детей, находящихся в ТЖС и (или) СОП, в медицинской организации осуществляется мониторинг медико-социального благополучия детей. В рамках оказания любой медицинской помощи врачи и средний медицинский персонал независимо от занимаемой должности выявляют и оцениваются факторы медико-социального риска. При обнаружении факторов социальной опасности необходимо сообщить об этом руководству медицинской организации. Руководитель медицинской организации:
— выясняет обстоятельства социальной опасности для ребенка; — при подтверждении факта нахождения несовершеннолетнего в СОП обеспечивает срочное информирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляя экстренное извещение (при этом передача персональных данных ребенка по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей); — принимает все необходимые усилия для защиты жизни и здоровья данного ребенка от воздействия социально опасных факторов; — при необходимости организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии медицинской организации с целью разработки индивидуальной комплексной программы помощи данному ребенку; — назначает ответственных лиц по обеспечению оказания медико-социальной помощи данному ребенку из числа работников отделения (кабинета) медико-социальной помощи, а при отсутствии подобного подразделения — других работников медицинской организации; — лично контролирует и координирует деятельность работников медицинской организации по оказанию медико-социальной помощи данному ребенку до прекращения нахождения несовершеннолетнего в СОП; — организует взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при необходимости внутриведомственное взаимодействие с другими медицинскими организациями. Если в результате проведения мониторинга социального благополучия выявляется несовершеннолетний, находящийся в ТЖС, сведения о данном ребенке передаются в отделение (кабинет) медико-социальной помощи. При этом медицинский работник сообщает родителям или (иным) законным представителям ребенка о возможности получения медико-социальной помощи. В случае если несовершеннолетний гражданин достиг пятнадцатилетнего возраста, ему лично сообщается о возможности предоставления медико-социальной помощи. Передача любых персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну, по каналам вневедомственного взаимодействия допускается только после оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей, а для несовершеннолетнего гражданина, достигшего пятнадцатилетнего возраста — личного добровольного информированного согласия. Оказание медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС, осуществляется работниками отделения (кабинета) медико-социальной помощи при тесном взаимодействии с медицинскими работниками участковой педиатрической службы и образовательных организаций при наличии добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей, а для несовершеннолетнего гражданина, достигшего пятнадцатилетнего возраста, — дачного добровольного информированного согласия. В случае отказа от медико-социальной помощи организуется индивидуальный мониторинг социального благополучия ребенка силами медицинских работников участковой педиатрической службы и дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций для исключения риска трансформации ТЖС в СОП. Решение о длительности ведения мониторинга принимается на заседании медико-социальной комиссии медицинской организации. Индивидуальные комплексные программы медико-социальной помощи разрабатываются на заседаниях медико-социальной комиссии медицинской организации. При наличии показаний для проведения дополнительных консультаций специалистами подразделений второго уровня системы оказания медико-социальной помощи, лечащий врач направляет ребенка в межмуниципальное отделение (центр). При этом он обеспечивает информационное взаимодействие с указанным подразделением. По результатам проведенных консультаций в подразделениях второго уровня проводится корректировка индивидуальных комплексных программ медико-социальной помощи. Диспансерное наблюдение несовершеннолетнего, находящегося в СОП, обеспечивается работниками отделения (кабинета) медико-социальной помощи при тесном взаимодействии с медицинскими работниками участковой педиатрической службы, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Решение о снятии с диспансерного учета несовершеннолетнего, находящегося в СОП, принимается на заседании медико-социальной комиссии медицинской организации.

3.1. Организация деятельности кабинета (отделения) медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

  1. Общие положения

1.1. Кабинет (отделение) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, (далее — Кабинет) создается на базе медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную педиатрическую помощь (детских поликлиник, поликлинических отделений городских поликлиник, городских и муниципальных больниц), и является подразделением оказания медико-социальной помощи детям первого уровня. 1.2. Руководство Кабинетов осуществляется специалистом с высшим медицинским образованием, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности в установленном порядке руководителем медицинской организации.

2. Цель Кабинета

2.1. Сохранение и укрепление здоровья обслуживаемых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, посредством реализации медико-социальных мероприятий.

3. Задачи Кабинета

3.1. Выявление и медико-социальный патронаж детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, в рамках деятельности медицинской организации. 3.2. Направление экстренного извещения о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами, а также в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня. 3.3. Направление сведений о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации, в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня. 3.4. Обеспечение маршрутизации детей с целью оказания медико-социальной помощи в соответствии с рекомендациями межмуниципального отделения медико-социальной помощи второго уровня совместно с руководством медицинской организации. 3.5. Гигиеническое, включая половое, воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентация на здоровую семью. 3.7. Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. 3.8. Организация межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, в рамках предоставленных полномочий. 3.9. Организация непрерывного мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, с предоставлением отчетов о деятельности Кабинета в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня.

4. Штаты Кабинета

4.1. Штатная численность медицинского и иного персонала Кабинета определяются с учетом объема проводимой медико-социальной работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского и иного персонала для медицинской организации. 4.2. В структуре Кабинета рекомендуется предусматривать: кабинет врача-педиатра;
кабинет специалиста по социальной работе (социального работника). 4.3. Для решения задач в области охраны репродуктивного здоровья привлекаются специалисты медицинской организации: детский акушер-гинеколог, детский уролог-андролог (детский хирург) и т.д.

3.2. Организация деятельности межмуниципального отделения (центра) медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

  1. Общие положения

1.1. Межмуниципальное отделение (центр) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП (далее — Отделение), создается на базе центральных районных и детских городских больниц, детских городских поликлиник и является подразделением оказания медико-социальной помощи второго уровня. 1.2. Руководство Отделением осуществляется заведующей отделением, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности в установленном порядке руководителем медицинской организации. 1.3. Учет и отчетность о деятельности Отделения представляется по формам и в сроки, установленные региональным исполнительным органом власти в области здравоохранения.

2. Цели Отделения

2.1. Сохранение и укрепление здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, посредством реализации медико-социальных мероприятий.

3. Задачи Отделения

3.1. Выявление и медико-социальный патронаж детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. 3.2. Организация работы медико-социальной комиссии с целью разработки индивидуальных планов медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП и участия в межведомственном взаимодействии. 3.3. Оказание медицинской, психологической, социальной и правовой помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности по направлению подразделений оказания медико-социальной помощи первого уровня. 3.4. Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей. 3.5. Гигиеническое, включая половое, воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью. 3.6. Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. 3.7. Организация межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, в рамках предоставленных полномочий. 3.8. Организация непрерывного мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, на первом и втором уровне. 3.9. Анализ деятельности подразделений первого уровня оказания медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, подготовка обобщенных отчетов и представление их в региональный центр медико-социальной помощи детям. 3.10. Обеспечение, совместно с региональным центром медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, организации и проведения семинаров, совещаний, конференций по вопросам медико-социальной помощи детям, подросткам.

4. Структура и штаты Отделения

4.1. Штатная численность медицинского и иного персонала отделения определяются с учетом объема проводимой медико-социальной работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского и иного персонала для медицинской организации. 4.2. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать: кабинет врача-педиатра;
кабинет психолога (медицинского психолога), кабинет специалиста по социальной работе (социального работника), кабинет юриста.
4.3. Для решения задач в области охраны репродуктивного здоровья привлекаются специалисты медицинской организации: детский акушер-гинеколог, детский уролог-андролог (детский хирург) и т.д.

3.3. Организация деятельности Регионального центра (далее «Центр») медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.

  1. Общее положение

1.2. Центр медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в ТЖС и (или) СОП (далее — Центр), создается на базе детской региональной медицинской организации субъекта Российской Федерации, является подразделением оказания медико-социальной помощи третьего уровня. 1.3. Центр возглавляет заведующий (начальник), назначаемый на должность руководителем медицинской организации, в состав которой входит Центр. 1.4. Заведующий (начальник) организует работу Центра, представляет его интересы, несет ответственность за его деятельность. 1.5. Структура Центра утверждается руководителем медицинской организации, в состав которой входит Центр.

2. Цель Центра

2.1. Сохранение и укрепление здоровья детского населения посредством реализации медико-социальных мероприятий, учитывающие специфические особенности детей и подростков, направленных на медицинскую, социальную, правовую и психологическую защиту детей и подростков, а также их семей.

3. Задачи Центра

3.1. Координация работы трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в регионе и участие в организации межведомственного взаимодействия. 3.2. Организация мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. 3.3. Анализ деятельности подразделений первого и второго уровня оказания медико-социальной помощи детям, подготовка обобщенных отчетов и представление их в региональный исполнительный орган власти в области здравоохранения. 3.4. Разработка организационно-методических рекомендаций по оказанию медико-социальной помощи детскому населению. 3.5. Проведение организационно-методических мероприятий со специалистами учреждений здравоохранения, оказывающими медико-социальную помощь детям. 3.6. Проведение медицинской, психологической, социально-правовой консультативной помощи детям по направлению подразделений оказания медико-социальной помощи первого и второго уровня.

4. Должностные обязанности медицинских работников при оказании медико-социальной помощи.

4.1. Роль работников участковой педиатрической службы в оказании медико-социальной помощи. Работникам участковой педиатрической службы (участковому врачу-педиатру, семейному врачу, участковой медицинской сестре, фельдшеру) принадлежит ключевая роль в системе оказания медико-социальной помощи детям. На работников участковой педиатрической службы возлагаются обязанности по проведению мониторинга медико-социального благополучия прикрепленных детей, начиная с периода новорожденности. При проведении первичного патронажа к новорожденному ребенку необходимо: а) исключить наличие в ближайшем окружении ребенка признаков ТЖС и (или) СОП; б) по результатам изучения анамнестических данных, выписки из родильного отделения или стационара, объективного осмотра ребенка оценить наличие биологических факторов медико-социального риска со стороны ребенка; в) при составлении плана наблюдения ребенка на первом году жизни необходимо дополнительно включить мероприятия по обеспечению дальнейшего контроля за медико-социальным благополучием ребенка, расширить круг назначений для возможной нейтрализации выявленных неблагополучных факторов; г) провести с родителями и ухаживающими лицами подробную беседу о правилах кормления, ухода, обследования и лечения ребенка. При этом сделать акцент на выявленные факторы медико-социального риска с целью профилактики, нарушений прав ребенка; д) сообщить своему непосредственному руководителю (заведующему отделением, поликлиникой и пр.) о появлении на участке ребенка из группы социального неблагополучия, представить ему на экспертизу первичную медицинскую документацию, доложить о запланированной работе с ребенком; е) обсудить с участковой медицинской сестрой план дальнейшего наблюдения данного ребенка, разъяснить ей какие факторы медико-социального риска выявлены и какова ее роль в оценке этих факторов при проведении сестринских патронажей; ж) провести с участковой медсестрой дополнительный инструктаж по периодичности и содержанию патронажей к данному ребенку, разработать индивидуальную программу занятий с родителями в рамках «Школы матери» в соответствии с выявленными факторами социального риска; з) сведения о ребенке из группы социального риска заносятся в паспорт педиатрического участка для последующего диспансерного учета и отчетности. При дальнейшем наблюдении ребенка участковый врач-педиатр и медицинская сестра должны проводить своевременные диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия по предупреждению реализации факторов социального риска. При обнаружении ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, работникам участковой службы необходимо проинформировать родителей или иных законных представителей ребенка, а также несовершеннолетних старше пятнадцатилетнего возраста о возможности получения медико-социальной помощи в кабинете (отделении) медико-социальной помощи первого уровня. Сведения о ребенке направляются заведующему педиатрическим отделением и в кабинет (отделение) медико-социальной помощи. При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, участковый врач или медсестра должны незамедлительно сообщить об этом своему руководителю и принять все меры по защите данного ребенка от факторов социальной опасности.

4.2. Обязанности заведующего педиатрическим отделением при организации медико-социальной помощи. 1. Заведующий отделением оценивает факторы социального риска ребенка по результатам проведенного участковым врачом-педиатром первичного патронажа новорожденного. 2. В зависимости от выявленных факторов совместно с участковым врачом-педиатром определяет группу наблюдения ребенка и составляет план наблюдения до года. При наличии клинических показаний проводит очную консультацию. 3. Осуществляет дальнейший контроль за выполнением плана наблюдения работниками участковой службы. 4. Обеспечивает взаимодействие отделения с кабинетом (отделением) медико-социальной помощи. 5. При отнесении ребенка к группам социального риска заведующий передает документы в кабинет (отделение) медико-социальной помощи, для подготовки документов ребенка для рассмотрения на заседании медико-социальной комиссии поликлиники. 6. Принимает активное участие в работе медико-социальной комиссии. 7. При отсутствии в поликлинике кабинета (отделения) медико-социальной помощи самолично подготавливает документы ребенка для рассмотрения на заседании медико-социальной комиссии поликлиники. 8. При поступлении от участкового врача, медсестры или фельдшера сведений о том, что какой-либо ребенок, возможно, находится в социально опасном положении, незамедлительно оформляет экстренное извещение, передает его руководителю медицинской организации.

4.3. Обязанности руководителя детской поликлиники при организации медико-социальной помощи. Руководитель детской поликлиники (детского поликлинического отделения) обеспечивает оказание медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, проживающим на территории обслуживания. В его обязанности входит: 1) создание условий в организации по обеспечению защиты прав ребенка; 2) организация работы кабинета (отделения) медико-социальной помощи; 3) организация работы медико-социальной комиссии в медицинской организации в статусе подкомиссии врачебной комиссии; 4) обеспечение руководства медико-социальной комиссией; 5) создание условий для успешного междисциплинарного взаимодействия внутри поликлиники при оказании медико-социальной помощи детям; 6) обеспечение межведомственного взаимодействия с «внешними организациями» при реализации программ медико-социальной помощи; 7) направление экстренного извещения о несовершеннолетнем, находящимся в социально опасном положении, в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 8) осуществление контроля за дальнейшей судьбой данного ребенка; 9) организация учета в отчетности о деятельности медицинской организации и его подразделений в части оказания медико-социальной помощи.

5. Организация работы специалистов отделения (кабинета) медико-социальной помощи. Комплексная медико-социальная помощь оказывается в соответствии с разработанными индивидуальными программами специалистами ОМСП: врачом-педиатром, психологом, специалистом по социальной работе, юристом.

5.1. Обязанности заведующего отделением (кабинетом) медико-социальной помощи детям, врача-педиатра. Заведующий отделением медико-социальной помощи детской поликлиники обязан: 1) обеспечить объем, качество и культуру медико-социальной, правовой и психологической помощи в отделении медико-социальной помощи детям детской поликлиники в соответствии с действующим положением отделения, уровнем его оснащенности медицинским оборудованием, кадрами и методическими материалами; 2) организовать учет детей из группы повышенного социального риска и их диспансерное наблюдение; 3) организовать проведение мониторинга семей с целью выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 4) обеспечить разработку индивидуальных программ медико-социальной, правовой и психологической помощи детям из групп повышенного социального риска; 5) обеспечивать оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи детям из групп повышенного социального риска по индивидуальным программам; 6) организовать работу МСК детской поликлиники; 7) организовать работу в информационной системе «учет и мониторинг несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении»; 8) работать в тесном взаимодействии с врачами поликлиник и профильными отделениями стационара; 9) проводить анализ причин некачественного оказания медико-социальной помощи профильным больным на амбулаторном этапе; 10) участвовать в разработке информационных писем для медицинских организаций региона по актуальным вопросам оказания медицинской помощи детям на амбулаторном этапе; 11) вести контрольную диспансеризацию, изучать эффективность лечения заболевания при применении новых методов лечения; 12) обеспечить своевременную госпитализацию экстренных, плановых больных в профильные отделения стационара; 13) аккуратно и качественно оформлять и вести медицинскую документацию, проводить анализ качественных показателей своей работы, врачей своего подразделения; 14) обеспечить взаимодействие отделения с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 15) организовать проведение санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни с детьми и родителями в детской поликлинике; 16) обеспечить взаимодействие отделения медико-социальной помощи детям детской поликлиники с педиатрическим отделением и отделением организации медицинский помощи несовершеннолетним в образовательных организациях с целью обеспечения осмотров детей. 17) планировать работу отделения и анализировать показатели его деятельности; 18) участвовать в подготовке статистических отчетов, информационно-аналитических материалов по работе отделения.

5.2. Обязанности психолога отделения медико-социальной помощи. В обязанности психолога отделения медико-социальной помощи входит: 1) работа по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию детей и подростков из групп повышенного социального риска; 2) проведение психодиагностических исследований (групповых и индивидуальных); 3) осуществление групповой и индивидуальной коррекции психологического состояния и поведения детей и подростков; 4) разработка развивающих и психокоррекционных программ, тренинги с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов детей и подростков; 5) работа по профориентации подростков с учетом их пожеланий; 6) оценка эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий в зависимости от состояния здоровья пациента; 7) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предоставления психологической помощи; 8) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с муниципальными органами власти, органами внутренних дел, государственными и общественными организациями по защите прав детей, находящихся в ТЖС по вопросам предоставления психологической помощи; 9) консультирование работников других специальностей по вопросам предоставления вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии; 10) проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей; пропаганде здорового образа жизни; 11) ведение учетно-отчетной документации.

5.3. Обязанности специалиста по социальной работе отделения медико-социальной помощи. Специалист по социальной работе отделения обеспечивает родителей и детей-подростков информацией о возможности получения социальной помощи вне поликлиники, а также организует взаимодействие с центрами, оказывающими социальную помощь, в случае направления родителей или иных законных представителей детей до 14-ти лет и детей-подростков в эти организации. В обязанности специалиста по социальной работе входит: 1) выявление и учет детей медико-социального риска; 2) изучение потребностей детей медико-социального риска в конкретных видах социальной помощи; 3) проведение экстренных и плановых социальных патронажей; 4) выявление факторов социального риска с последующей передачей сведений о ребенке непосредственному руководителю; 5) принятие активного участия в экстренных мероприятиях по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в СОП; 6) оказание содействия ребенку в решении социально-бытовых проблем; 7) оказание консультативной помощи по вопросам предоставления государственной социальной помощи; 8) участие в разработке и реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 9) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) по вопросам предоставления социальной помощи; 10) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с муниципальными органами власти, органами внутренних дел, государственными и общественными организациями по защите прав детей, находящихся в ТЖС по вопросам предоставления социальной помощи; 11) консультирование работников других специальностей по вопросам предоставления социальной помощи; 12) проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни; 13) ведение учетно-отчетной документации.

5.4. Обязанности юриста отделения медико-социальной помощи Юрист отделения выполняет следующие обязанности: 1) проводит консультативный прием детей и их родителей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения; 2) предоставляет информацию о правах детей, об организациях и учреждениях, куда можно обратиться в связи со сложившейся ситуацией; 3) принимает участие в разработке и реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 4) принимает участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) по юридическим вопросам; 5) консультирует работников других специальностей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения; 6) оказывает помощь в подготовке документов для оформления медико-социальной помощи; 7) разрабатывает нормативно-правовые акты по тематике работы отделения; 8) ведет учетно-отчетную документацию.

6. Организация работы междисциплинарной медико-социальной комиссии медицинской организации. Междисциплинарная медико-социальная комиссия (далее — МСК) является подкомиссией врачебной комиссии медицинской организации. МСК создается для обеспечения взаимодействия специалистов, работающих в детской поликлинике, (поликлиническом отделении), при разработке индивидуальных программ и дальнейшем оказании медико-социальной помощи детям из групп повышенного социального риска. В обязанности МСК входит: 1. Рассмотрение экстренных извещений врачей медицинской организации о ребенке, находящегося в ситуации социального неблагополучия для исключения социально опасной ситуации; 2. Инициация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами. 3. Разработка индивидуальной программы медико-социальной помощи ребенку, с назначением конкретных исполнителей. При разработке указанной программы, а также внесении в нее изменений, необходимо учитывать постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в случае принятия решений, касающихся проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении; 4. Оценка эффективности работы по оказанию медико-социальной помощи; 5. Своевременная коррекция программы;
В состав МСК входят: руководитель поликлиники, заведующие основными отделениями (медико-социальной помощи, педиатрического, отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, реабилитации и др.). В отдельных случаях для участия в работе МСК могут приглашаться другие специалисты, например, участковый врач, психолог, специалист по социальной работе, юрист. Возглавляет работу комиссии руководитель медицинской организации. Заседание МСК проводится по необходимости, но не реже 1 раз в месяц. На заседании МСК рассматриваются вопросы, связанные с оказанием медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, выявленные по результатам мониторинга медико-социального благополучия, а также несовершеннолетним указанных категорий, о которых стало известно из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отбор кандидатов для рассмотрения на МСК осуществляется заведующим ОМСП (в учреждениях, где отсутствует ОМСП — заведующий педиатрическим отделением) и заранее согласовывается с членами МСК. Явка на заседание МСК является обязательной для постоянных членов МСК и приглашаемых лиц. Заседание МСК проводится в форме «круглого стола», каждый член МСК имеет право высказать свое мнение о данном случае. Обсуждение случая проводится в заочной форме. На заседании МСК заведующий ОМСП докладывает каждый случай по данным первичной медицинской документации и результатам углубленного социального патронажа, выступают приглашенные лица. После доклада случая проводится обсуждение случая, выявляются основные проблемы, «сильные и слабые стороны ребенка», к какой категории относится несовершеннолетний, находящийся в ТЖС или СОП, принимается решение о необходимости межведомственного взаимодействия. Затем разрабатывается Программа работы с ребенком, которая включает: — консультации специалистами ОМСП первого, второго или третьего уровня, а также других медицинских организация (если необходимо); — проведение повторных патронажей;
— направление семьи в органы социальной защиты; — предоставление помощи семье в решении жилищных, материальных, проблем, в устройстве детей в дома ребенка, образовательные и другие организации; — экстренная передача сведений о несовершеннолетнем, находящемся в СОП в органы внутренних дел, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — подготовка запросов в образовательные организация других муниципальных образований для получения психолого-педагогических характеристик на воспитанников и учащихся этих организаций; — определение даты повторного рассмотрения на МСК. — иные мероприятия.
Решения Комиссии оформляются в виде протокола и передаются для исполнения работникам участковой службы, ОМСП и других отделений медицинской организации. При разработке Программы работы с ребенком рекомендуется учитывать действующие на территории субъекте Российской Федерации нормативные правовые акты и (или) межведомственные документы, предусматривающие порядок организации работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении.

7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей. В случае обнаружения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, медицинская организация должна обеспечить защиту прав несовершеннолетнего посредством инициации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе требований Федерального закона N 120-ФЗ. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — органы управления социальной защитой населения; — федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; — органы опеки и попечительства;
— органы по делам молодежи;
— органы управления здравоохранением;
— органы службы занятости;
— органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции); — прочие учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Медицинский работник, обнаруживший несовершеннолетнего (семью), находящегося в социально опасном положении, незамедлительно информирует руководителя медицинской организации (либо другое уполномоченное лицо) и передает сведения о ребенке в кабинет медико-социальной помощи. Руководство медицинской организации организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии, где в заочной форме рассматриваются все данные о ребенке и его семье. При этом надо учитывать, что индивидуальная профилактическая работа в рамках межведомственного взаимодействия проводится в том числе в отношении следующих категорий несовершеннолетних (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ): 1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 11) несовершеннолетних, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В случае подтверждения на заседании МСК факта нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении ответственное лицо формирует сигнальную карту о выявлении СОП несовершеннолетних в региональной информационной системе «Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей», при наличии такой системы. В этом случае передача персональных данных ребенка и его семьи по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей. При отсутствии в субъекте Российской Федерации аналогичной информационной системы сигнальная карта либо экстренное извещение в иной форме направляется органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или соответствующим межведомственным документом. В рамках межведомственного взаимодействия органы управления здравоохранением и подведомственные медицинские организации в пределах своей компетенции обеспечивают: 1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни; 2) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним; 3) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; 4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья; 5) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних; 6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних; 7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера; 8) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении; 9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; 11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями. Реализация запланированных реабилитационных мероприятий конкретными медицинскими организациями осуществляется согласно разработанным индивидуальным программам реабилитации, с последующей отметкой о выполнении в системе «Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей» или в других информационных системах (при их наличии). Все несовершеннолетние, находящиеся в СОП, и после снятия с межведомственного учета наблюдаются в отделениях медико-социальной помощи лечебно-профилактических учреждений.


Exit mobile version