Recipe.Ru

Вопрос: В медицинской организации, в истории болезни несовершеннолетнего, информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство подписано опекуном ребенка. Копия постановления органов опеки была предъявлена медицинскому персоналу при подписании ИДС, но копия данного документа не приобщена к медицинской карте. Каким нормативно-правовым актом либо иным документом регламентируется обязанность медучреждения приобщения к медицинской карте несовершеннолетнего пациента постановления органов опеки о назначении опекуна несовершеннолетнему и вправе ли страховые фонды штрафовать медучреждение за отсутствие копии данного документа в истории болезни? (Консультация эксперта, 2017)

Вопрос: В медицинской организации, в истории болезни несовершеннолетнего, информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство подписано опекуном ребенка. Копия постановления органов опеки была предъявлена медицинскому персоналу при подписании ИДС, но копия данного документа не приобщена к медицинской карте. Каким нормативно-правовым актом либо иным документом регламентируется обязанность медучреждения приобщения к медицинской карте несовершеннолетнего пациента постановления органов опеки о назначении опекуна несовершеннолетнему и вправе ли страховые фонды штрафовать медучреждение за отсутствие копии данного документа в истории болезни?

Ответ: В настоящее время при оказании медицинской помощи применяется документация советского периода. В частности, “История развития ребенка” форма N 112/у утверждена Минздравом СССР 04.10.1980 N 1030, который был отменен Приказом Минздрава СССР от 05.10.1988 N 750. Письмом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 N 14-6/242888 было сообщено, что после отмены указанного Приказа Минздрава СССР не было издано нового альбома образцов учетных форм, в связи с этим учреждения здравоохранения по рекомендации Минздрава России использовали в своей работе для учета деятельности бланки, утвержденные данным документом. Современная медицинская документация, особенно касающаяся оказания помощи детям не разработана, также отсутствуют четкие рамки объема сведений, который должен содержаться в медицинской документации пациентов. В статье 20 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (ред. от 29.07.2017) содержится указание на необходимость при оказании медицинской помощи наличия информационного добровольного согласия (далее – ИДС) на медицинское вмешательство и на отказ от него. Согласно части 7 указанной статьи Закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Отметим, что с 1 января 2018 года вступают в силу изменения в часть 7 статьи 20 указанного выше Закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, согласно которым информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица могут быть сформированы в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе. То есть, с 1 января 2018 года ИДС может быть сформировано в виде электронного документа, при условии, что в медицинской документации пациента имеются сведения о законном представителе. В утвержденном Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1177н “Порядке дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства” (в ред. от 10.08.2015) нет указаний на необходимость приобщения к ИДС данных пациента или его законного представителя. Отношения в области оплаты медицинской помощи, оказанной в рамках обязательной программы оказания медицинской помощи регулируются Федеральным законом РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (в ред. от 28.12.2016). В соответствии со статьей 40 этого Закона контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом ОМС. В развитие этой статьи Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 утвержден “Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию” (в ред. от 22.02.2017), согласно пункту 67 которого не оплата или уменьшение оплаты медицинской помощи и уплата медицинской организацией штрафов в зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и/или нарушений при оказании медицинской помощи могут применяться раздельно или одновременно с учетом результатов рассмотрения протокола разногласия (при наличии) по пункту 58 и по пункту 74 (при наличии) данного Порядка. К дефектам медицинской помощи и/или нарушениям при оказании медицинской помощи отнесены в том числе, и дефекты оформления первичной медицинской документации, затрудняющие работу с документацией, препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи и создающие невозможность оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи (выявляется страховой медицинской организацией при нарушении медицинской организацией правил оформления медицинской документации). В приложении 8 к Порядку приведен “Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)”. В разделе 4 данного Перечня в качестве одного из оснований указаны “Дефекты оформления первичной медицинской документации в медицинской организации”, при этом пунктом 4.3 Перечня установлено, что таким дефектом может являться отсутствие в первичной документации информированного добровольного согласия застрахованного лица на медицинское вмешательство или отказ застрахованного лица от медицинского вмешательства и (или) письменного согласия на лечение, в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательством не разработаны требования по ведению медицинской документации несовершеннолетних пациентов. При проведении проверки, страховая медицинская организация обязана проверять лишь наличие ИДС, четкого требования приобщения к ИДС сведений о законном представителе несовершеннолетнего действующее в настоящее время законодательство не содержит. Тем не менее, по нашему мнению, при обнаружении указанного в тексте вопроса дефекта оформления первичной медицинской документации, страховая медицинская организация вправе уменьшить оплату медицинской помощи, однако основанием для назначения штрафа отсутствие сведений об опекуне не является. Отметим, что с 1 января 2018 года согласно Закону “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” медицинская организация обязана будет приобщать к медицинской документации несовершеннолетнего пациента данные о его законном представителе, но при этом не указывается в каком виде и объеме это должно быть совершено.

Юрисконсульт юридической
компании “Юнико-94”
Н.И.СТРЕЛКИНА
22.11.2017


Exit mobile version