«Медицинский вестник», 2015, N 23-24
ЗНАК КАЧЕСТВА
Минюст России зарегистрировал 13 августа приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». В документе приводятся критерии оценки, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, и критерии качества оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Впервые установлены
Как прокомментировали в Минздраве России, этим документом «впервые установлены и подробно описаны критерии оценки качества медицинской помощи населению, которые формируются по грушам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, а также установлены стандарты медицинской помощи и клинические рекомендация (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи». Среди показателей качества медицинской помощи перечислены: осмотр пациента, сбор анамнеза, установление предварительного диагноза, формирование с их учетом плана обследования и лечения, установление клинического диагноза, назначение лекарственных препаратов, а также отсутствие осложнений, связанных с проводимой терапией и т.д. Качество оценивается и по временным показателям. Так, в приказе отмечается, что в амбулаторных условиях первичный осмотр при внезапных острых заболеваниях и обострении хронических болезней без явной угрозы жизни для пациента должен быть проведен не позднее чем в первые два часа с момента обращения за помощью. А клинический диагноз должен быть установлен в течение 10 дней с момента обращения на основании данных анамнеза, осмотра, анализов и инструментального обследования, а также результатов консультаций врачей-специалистов. Много внимания уделено аккуратному ведению медицинской документации-заполнению всех разделов, предусмотренных амбулаторной картой, внесению в нее записей об анамнезе, первичном осмотре, обоснованию клинического диагноза, а также оформлению информированного согласия на медицинское вмешательство. В комментарии Минздрава отмечается, что «одним из важных направлений работы является контроль качества и безопасности медицинской помощи, который предусматривает совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Критерии качества позволяют оценить правильность выбора метода оказания медицинской помощи, необходимых диагностических и лечебных процедур, своевременность оказания медицинской помощи с момента вызова бригады скорой помощи до доставки пациента в профильное медучреждение, а также включают в себя проведение профилактических мероприятий».
На порядок лучше
Принятый документ значительно отличается от первоначального, представленного министерством на общественное обсуждение. — Проект приказа о критериях оценки качества медицинской помощи Национальная медицинская палата и Общественный совет при Минздраве России рассматривали весной, — рассказал в интервью «МВ» руководитель аппарата Национальной медицинской палаты Владимир Семенов. — Тогда он был недостаточно структурирован и проработан. В его обсуждении приняли участие члены НМП из полутора десятков территорий. Мы обобщили их замечания и передали в Минздрав. Большая часть членов Общественного совета откликнулась на этот проект и тоже высказала немало полезных предложений по его доработке. По словам Владимира Семенова, министерство кардинальным образом переработало этот документ, который стал выглядеть «на порядок лучше, приобрел четкую структуру и конкретное понятное содержание». Критерии разделены как по уровню оказания медицинской помощи — для первичной медицинской помощи и для стационарной, так и по видам тех недостатков и нарушений, которые могут случиться при оказании медицинской помощи. Существенным плюсом катается наличие ссылок на нормативные правовые акты, в которых предусмотрены те или иные обязательные действия медработников. Приказ охватил практически все этапы оказания медицинской помощи. Этот документ не обошел и процесс документального оформления оказанной медицинской помощи. Хотя, как считает представитель НМП, собственно, само ведение документации не является критерием качества, тем не менее, оно очень важно, например, наличие информированного согласия пациента на то или иное вмешательство — тоже важная часть оказания медицинской помощи. — Наконец-то появился документ, относящийся, скорее, к качеству, чем к количеству, — резюмирует Владимир Семенов. — Следующим шагом должно быть установление уровня ответственности сотрудников медицинских организаций, которые допустили то или иное нарушение в соответствии с данными критериями.
Что написано пером
- Посыл приказа таков: быстро, вовремя начинайте лечить, определяйте диагноз, осмотрите пациента, выберите тактику лечения, если надо — проконсультируйтесь у смежных специалистов и получите соответствующий результат. Идея правильная — процессный подход к оказанию медицинской помощи соблюден, результативный подход тоже. За исключением каких-то не совсем точных формулировок, о которых можно спорить, но в целом в нем все понятно, — дает свою оценку документу первый заместитель директора Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко, доктор медицинских наук, профессор Александр Линденбратен. Эксперт считает, что документ был бы вполне приемлем, если бы не одно «но». Депо в том, что в критерии оказания качественной медицинской помощи попало оформление медицинской документации. А ведение документации — это не медицинская помощь как таковая.
- Такие вещи, как документирование процесса оказания помощи, правильнее относить к понятию «качество организации медицинской помощи», — объясняет Александр Линденбратен. — Документировать, конечно, нужно для того, чтобы обеспечить информацией. Документация нужна и для анализа, и обработки данных, но это не связано непосредственно с самой медицинской помощью. К сожалению, сетует собеседник «МВ», к качеству медицинской помощи продолжают относить все, что к нему не относится. Оценка оформления медицинской документации — это не оценка медицинской помощи.
- Потому что можно сделать что-то и не записать, при этом сделать все правильно, хорошо. И можно наоборот — записать все хорошо, но не сделать, — констатирует Александр Линденбратен. — Мы же сплошь и рядом берем истории болезни, где записано: температура с утра такая-то, артериальное давление такое-то. Но при этом их никто не мерил. Врач вписал данные, чтоб не придрались, и все. Смотришь историю болезни — никакой ошибки в оформлении нет, а в медицинской помощи есть. Приказ в целом соответствует определению качества медицинской помощи, данному в ФЗ N 323, но было бы правильнее назвать его «О критериях качества медицинской помощи и качества оформления медицинской документации».
А.ГРИШУНИНА
Подписано в печать
25.08.2015