Recipe.Ru

Статья. «Росздравнадзор обратился к врачам. Ведомство намерено усилить контроль деятельности ЛПУ» (О.Смирнова) («Фармацевтический вестник», 2007, N 36)

«Фармацевтический вестник», 2007, N 36

РОСЗДРАВНАДЗОР ОБРАТИЛСЯ К ВРАЧАМ.
ВЕДОМСТВО НАМЕРЕНО УСИЛИТЬ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛПУ

Росздравнадзор решил взяться за улучшение качества медпомощи в российских ЛПУ. До 1 декабря ведомство планирует внести в Минздравсоцразвития России проект концепции госконтроля и надзора за качеством медицинской помощи в РФ на 2007-2012 гг. Концепция предусматривает создание органов по контролю качества медицинской помощи в каждом регионе, а также формирование единого федерального регистра врачей-экспертов качества медпомощи. Новая концепция организации госконтроля и надзора за качеством медицинской помощи в РФ на 2007-2012 гг. обсуждалась и была одобрена в ходе коллегии Росздравнадзора, прошедшей 31 октября в Москве. Представляла новый проект зам. руководителя Росздравнадзора Ирина Серегина. Она сообщила, что до 1 декабря ведомство внесет в Минздравсоцразвития России проект документа. Причины для создания новой концепции у Росздравнадзора основательные. Как отметила г-жа Серегина, в России нормативно-правовое обеспечение контроля медпомощи является недостаточным, а качество бесплатной медпомощи продолжает оставаться неудовлетворительным. В подтверждение этого довода Ирина Серегина привела данные проверок Росздравнадзором ЛПУ в 2007 г. в 11 регионах России (контроль порядка производства медицинской экспертизы, а также соблюдения стандартов качества медпомощи Росздравнадзор осуществляет согласно Постановлению Правительства РФ N 323 от 30.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»). По словам Ирины Серегиной, в ходе проверок было установлено, что в регионах нет программ управления качеством медпомощи, уделяется недостаточное внимание работе с обращениями граждан, у пациентов нет информации о возможности обжалования действий или бездействия медперсонала. «Ни федеральные органы исполнительной власти, ни региональные органы управления здравоохранением, ни сами учреждения не обладают какими-либо полномочиями, за исключением мер дисциплинарного воздействия при выявлении случаев ненадлежащего оказания медпомощи», — заявила г-жа Серегина. Так, согласно социологическим исследованиям по вопросам доступности и качества медицинской помощи, организованным Росздравнадзором в 2006 г. в семи федеральных округах России, выявлен ряд недостатков в организации медицинской помощи на различных уровнях ее оказания. В частности, практически половина населения не готова платить за получение медобслуживания даже при наличии права выбора врача-специалиста и конкретного ЛПУ. Кроме того, 33% опрошенных не удовлетворены качеством медобслуживания, 48% — не готовы оплачивать медуслуги, а 7% уже пользуются платными услугами стоматологов, других специалистов, а также прибегают к платным лабораторным исследованиям. Респонденты также жалуются на длительный срок ожидания оказания медпомощи, на низкий уровень технических возможностей поликлиник по детальному исследованию здоровья пациента и недостаточный уровень транспортной доступности медпомощи для жителей сельской местности. Результаты соцопроса подтверждают прокурорские проверки. Многие из них указывают на факты смерти пациентов по вине медицинских работников, необоснованные отказы в оказании скорой и неотложной медицинской помощи, случаи взимания платы с граждан, имеющих полис ОМС, и, наконец, несоответствие объемов бесплатной медпомощи и отсутствие возможности выбора врача-специалиста. По словам Ирины Серегиной, 71% составляют поступившие жалобы на качество оказания медпомощи в государственных медицинских учреждениях и организациях, 29% — в негосударственных. Согласно данным проверок поликлиник и больниц в 11 регионах, были выявлены: отсутствие территориальных программ управления и контроля качества медпомощи; игнорирование критических обращений граждан; препятствия пациентам в получении информации о возможности обжаловать действия или бездействие медиков, которые повлекли ухудшение состояния их здоровья. Кроме того, не во всех субъектах назначены уполномоченные по качеству медпомощи. Решить существующую проблему, как говорят в Росздравнадзоре, как раз призвана новая система контроля, прописанная в пятилетней концепции. В рамках концепции предполагается разработать единую методику оценки и единую терминологию стандартов работы российских медучреждений. «Согласно концепции будут проводиться не только контроль и надзор, но и делаться выводы, по итогам которых будут вынесены рекомендации для улучшения работы учреждений», — рассказала г-жа Серегина. Органы Росздравнадзора будут также продолжать заниматься соцопросом, выявлять недостатки в организации медицинской помощи. По мысли разработчиков концепции, она будет гарантировать не только качество оказываемой медпомощи, но и защиту информации о здоровье пациентов, что не всегда соблюдается врачами. В самой концепции (копия имеется в распоряжении «ФВ». — Авт.) принципы новой системы контроля пока не прописаны подробно. В ней, в частности, сказано, что координировать взаимодействие субъектов системы на федеральном уровне будет созданный экспертный совет по контролю и надзору за качеством медпомощи при Росздравнадзоре, а на уровне регионов — межведомственные медицинские экспертные комиссии. Контролироваться качество медпомощи будет посредством сплошного и выборочного скрининга по показателям качества медпомощи. В концепции указывается, что контроль будет плановым, внеплановым, а также специализированным — в случаях поступления жалоб от пациентов или их законных представителей, а также в целях изучения реализации приоритетных направлений развития системы управления качеством медпомощи. Перечисленные виды контроля качества медпомощи основываются на результатах самоконтроля, проводимого в медицинских организациях в установленном порядке. Реализовать концепцию в ведомстве рассчитывают в три этапа. В 2007-2008 гг. планируется, как сказано в документе, провести «формирование организационной и нормативно-правовой основы деятельности субъектов системы госконтроля». Так, в каждом субъекте будет создана межведомственная медицинская экспертная комиссия, разработана единая учебная программа по подготовке врачей-экспертов качества медпомощи и единого регистра врачей-экспертов качества медпомощи. В ходе второго этапа будет разработана и внедрена система мониторинга деятельности всех субъектов системы. И, наконец, два последних года (2011-2012 гг.) в Росздравнадзоре готовы уделить наладке и совершенствованию системы госконтроля и надзора за качеством медпомощи. Например, для повышения эффективности деятельности будет проведен детальный анализ функционирования ее субъектов, разработаны механизмы устранения ограничений ее дальнейшего развития. Эксперты отмечают, что деятельность ЛПУ действительно долгое время должным образом не контролировалась. «Принятие концепции может стать шагом к цивилизованной системе медицинских услуг. Главное, чтобы правила игры были понятны и общеизвестны, — говорит зам. главы Комитета по науке и образованию Госдумы Сергей Колесников. — Новая система контроля оправдает себя только в том случае, если будет совершенно прозрачна. Важно не допустить возможности злоупотреблений со стороны надзорных органов. Иначе вместо улучшения качества медуслуг мы получим обратную картину». «Создать отлаженную систему за пять лет вполне реально. В частности, Росздравнадзору удалось создать вполне работоспособную систему контроля качества ЛС. Причем это было сложнее. Сейчас главное — разработать четкие критерии, так как зачастую все может очень неоднозначно трактоваться при похожих ситуациях. Касается это, прежде всего, стандартов лечения. Не во всех областях приняты стандарты лечения. Кроме того, в России действуют одни стандарты, а в мире другие. В мире опыт наработан, и надо его использовать, чтобы не наступить на одни и те же грабли», — говорит директор департамента маркетинговых исследований RMBC Виктория Соколова.

О.СМИРНОВА
Подписано в печать
13.11.2007


Exit mobile version