Recipe.Ru

Статья. “Хождение по электронным мукам” (Д.Кунгуров) (“Фармацевтический вестник”, 2017, N 31)

“Фармацевтический вестник”, 2017, N 31

ХОЖДЕНИЕ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ МУКАМ

Отсутствие подзаконных актов тревожит
участников сектора телемедицины

С приближением начала действия закона о телемедицине и отдалением сроков выхода подзаконных актов IT-компании с энтузиазмом начинают создавать ассоциации и выпускать проекты для закона. Эксперты, наоборот, испытывают пессимизм, опасаясь “сырых” актов к Новому году.

Подпишут на издержки

Буквально через пять дней после отведенного Владимиром Путиным срока создания подзаконных актов для закона о телемедицине, 15 сентября, Национальная телемедицинская ассоциация (НТМА) представила Минздраву проект “Порядка оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий”. Напомним, что президент поручил законотворцам написать акты к закону о телемедицине к 10 сентября, но сроки были перенесены на ноябрь-декабрь 2017 г. Это грозит тем, что с января 2018 г. механизм реализации закона начнет действовать на “сырых” актах. В тот же день, что и НТМА (15 сентября), Ростех разместил на портале ЕГИСЗ Минздрава России проект Постановления Правительства РФ, посвященного вопросам взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения. По мнению IT-экспертов в области медицинских услуг, около 13 подзаконных актов должны быть выпущены с нуля и отредактированы. Интернет-сообщество, работающее в сфере медицины, предчувствуя болевые точки, пытается продвинуть свои порядки. Так, в проекте Порядка оказания медуслуг от НТМА предприниматели не поленились и детально прописали в приложении значимые моменты оформления электронной подписи, которая остается под вопросом. До сих пор не определено, будет ли вводиться усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для всего документооборота либо это коснется только электронных рецептов (ЭР). Но даже внедрение только в ЭР приведет к незапланированным затратам. “Это повлечет за собой ежегодные расходы в размере 2-4 тыс. руб. на каждого врача. Важно понять, откуда возьмутся эти средства”, – констатирует зав. отделом компьютеризации Гематологического научного центра Минздрава РФ Борис Зингерман, принимавший участие в разработке альтернативных актов вместе с ассоциацией. В IT-компаниях также ждут прояснения. Если под УКЭП “подпишут” всех, то кому придется расплачиваться за безопасность – пациентам или компаниям? В понимании участников рынка УКЭП для каждого пациента – это дорого и влечет высокие транзакционные издержки. При этом все понимают, что отработка технологии “электронного согласия” очень важна для здравоохранения в будущем. Процедура должна быть четко описана в проекте Минздрава “О внесении изменений в приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н” о порядке дачи согласия на медицинское вмешательство. Также доработка приказа Минздрава N 425н является важным фактором функционирования Личного кабинета пациента на всех уровнях. Пока в этом приказе не упомянуты никакие электронные способы ознакомления пациента со своей медицинской документацией. “Порядок оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в электронной форме в Законе N 242-ФЗ прописан некорректно, – уверен один из авторов проекта Порядка от ассоциации, старший юрист “Аронов и Партнеры” Михаил Варюшин. – Так, согласие пациента должно быть скреплено УКЭП либо простой электронной подписью с применением ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации. – Прим. ред.). Вариант с ЕСИА не будет работать до тех пор, пока система остается закрытой для иных, т.е. негосударственных информационных систем. Можно подключить госклиники, но частные клиники в ЕСИА пока войти не могут”.

Куда рецепт пошлет

Еще одной загадкой остается для всех механизм функционирования ЭР в цепочке “пациент-врач-аптека”. Вероятно, рецепт ожидает хождение по электронным мукам, если подзаконные акты не пояснят все этапы трафика сетевого рецепта. Дополнительную интригу привносит пояснительная записка Правительства РФ: “Рецепты, создаваемые в форме электронного документа, будут направляться непосредственно в аптечные организации”. С точки зрения создаваемой единой электронной базы – это абсурд, поскольку пациент сам выбирает аптеку, а фармацевт должен просто иметь доступ к его рецепту. Борис Зингерман считает, что закон разрешает очень широкое использование электронных рецептов, вплоть до выдачи по ним наркотических средств и психотропных веществ с 2019 г. Однако в нем ни слова не говорится о том, как именно электронные рецепты будут обращаться. В предложенном ассоциацией Порядке авторы прописали детали оформления электронной подписи, включая сертификацию, а также ввели разграничения ответственности между медучреждениями и поставщиками информационных услуг (операторами). Михаил Варюшин считает, что регрессная модель возмещения вреда пациенту, предложенная в проекте, наиболее уместна. “Вполне логично наделить медорганизацию правом регрессного иска к оператору, если вред пациенту был причинен вследствие некачественной связи, т.е. по его вине, но возмещен медорганизацией”, – сообщил юрист.

Д.КУНГУРОВ
Подписано в печать
28.09.2017


Exit mobile version