Определением Верховного Суда РФ от 28.11.2006 N КАС06-433 данное решение оставлено без изменения. Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
28 сентября 2006 г.
N ГКПИ06-746
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Лариной М.А., с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. и У. о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: «Действительна в течение 6 месяцев», и пункта 3.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: «до 1 декабря текущего года»,
установил:
граждане С. и У. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: «Действительна в течение 6 месяцев», и пункта 3.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: «до 1 декабря текущего года». Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству в сфере здравоохранения и социального развития и нарушают их права на санаторно-курортное лечение в летний период года и выбор санаторно-курортного учреждения в пределах медицинских рекомендаций. Заявители С. и У. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф., Петрова С.В., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, не нарушают прав граждан на получение путевок на санаторно-курортное лечение. Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф., Петровой С.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 г. издало Приказ N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», которым утверждена медицинская документация Форма N 070/у-04 «Справка для получения путевки» (Приложение N 2). Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 декабря 2004 г., регистрационный номер 6189 и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 51, 20.12.2004, «Российской газете» N 283, 22.12.2004. Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 утверждена медицинская документация: Форма N 070/у-04 «Справка для получения путевки» (Приложение N 2). Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев. Федеральный закон «О государственной социальной помощи», устанавливая правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, в статье 6.2. устанавливает, какие услуги включаются в состав набора социальных услуг. Одной из услуг, входящих в набор социальных услуг, является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256, которым утверждена Форма N 070/у-04 «Справка для получения путевки» (Приложение N 2). По объяснениям представителей Минздравсоцразвития России Вислогузовой Т.Ф., Петровой С.В. в суде, справка для получения путевки свидетельствует о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному. Срок действия справки составляет шесть месяцев, поскольку в течение года состояние больного может меняться. Это определяет необходимость уточнения данных о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи, которая оказывается гражданам по медицинским показаниям, и только врач является лицом, обладающим компетенцией разрешать доступ пациента к тем или иным видам лечения (медицинских услуг). Справка для получения путевки должна быть действительна на момент обращения больного с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указание о сроке действия медицинского документа прав граждан на получение набора социальных услуг, куда включается и санаторно-курортное лечение, не нарушает. Согласно пункту 5 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303 и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 7, 14.02.2005, «Российской газете» N 31, 16.02.2005. Настоящий Порядок предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением. Так, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7. Порядка). Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год (пункт 3 статьи 6.3). Как пояснили суду представители Минздравсоцразвития России Вислогузова Т.Ф., Петрова С.В., для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года. Обращение после 1 декабря текущего года делает невозможным осуществление санаторно-курортного лечения именно в текущем году. Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, предусматривают, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения (пункт 11 настоящих Правил). Заявители ошибочно полагают, что установленный п. 3.7. Порядка срок обращения с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки до 1 декабря текущего года делает невозможным санаторно-курортное лечение в летний период. Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают социальные права граждан, заявление С. и У. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление С. и У. о признании недействующими Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, в части слов: «Действительна в течение 6 месяцев», и пункта 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части слов: «до 1 декабря текущего года», — оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Вопрос: Каковы особенности уголовной ответственности должностных лиц в сфере здравоохранения?
Ответ: Особенностью всех так называемых «должностных преступлений» является то, что они совершаются особой категорией субъектов — должностными лицами, понятие и признаки которых определены в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ. В сфере здравоохранения к должностным лицам могут быть отнесены лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, т.е. главные врачи лечебно-профилактических учреждений, заведующие отделениями, дежурные врачи, старшие и главные медицинские сестры и т.д. Перечисленные лица могут быть субъектами таких преступлений, как: получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ). В соответствии с частью 1 ст. 290 УК РФ получение взятки заключается в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Служебный подлог, согласно ст. 292 УК РФ — это есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Халатность — есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло или причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 293 УК РФ) или по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ) или повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ). Таким образом, особенностью уголовной ответственности должностных лиц в сфере здравоохранения является специальный субъект совершения указанных категорий преступлений. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, совершившего то или иное противоправное деяние, решить вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом. Исходя из вышеизложенного, представляется очевидным, что рядовые медицинские работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры), не выполняющие административно-хозяйственные или организационно-распределительные полномочия, не могут быть субъектами вышеуказанных преступлений и в случае совершения ими аналогичных с должностными преступлений, могут привлекаться к уголовной ответственности по другим статьям Уголовного кодекса РФ. Например, ненадлежащее исполнение главным врачом своих обязанностей, повлекшее за собой смерть больного, будет квалифицироваться по ст. 293 УК РФ (халатность), аналогичное же деяние, совершенное рядовым врачом повлечет за собой ответственность по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). В первом случае ответственность выше т.к. объектом преступления является не только жизнь человека, но и нормальная работа всего медицинского учреждения.
Старший преподаватель
кафедры медицинского права
ММА им. И.М.Сеченова
Ю.В.ПАВЛОВА
27.09.2006