Recipe.Ru

Решение коллегии Минздрава РФ «Совершенствование оказания медицинской помощи детям с неотложными состояниями» (протокол от 11.02.2003 N 3)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

11 февраля 2003 г.

N 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕОТЛОЖНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, а также уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, в том числе детского, как в условиях штатного функционирования, так и в условиях массовых и техногенных катастроф. Увеличивается травматизм среди детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе при занятиях физической культурой. Показатель детского общего травматизма за последние 3 года увеличился на 17%, при этом травматизм в быту возрос на 8%, в школе — на 11%, при занятиях спортом — на 12%. В последние годы наряду с традиционными формами неотложных состояний появились новые социально значимые неотложные состояния в связи с вовлечением значительного числа несовершеннолетних в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Частота употребления алкоголя детьми в возрасте до 15 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое и достигла уровня 23,3 на 100000 детей соответствующего возраста. По данным Московского токсикологического центра за последние 10 лет число школьников, осознанно употребляющих различные психоактивные вещества, увеличилось с 13% до 56%. Последствия от воздействия внешних причин (травмы, отравления и др.) в структуре причин детской инвалидности составляют более 3%. Важнейшим медико — демографическим показателем является уровень младенческой и детской смертности. За последние 5 лет общий уровень смертности детей остается стабильно высоким (среди детей 0-14 лет включительно — 1,3; среди 15-19 летних — 1,5 на 1000 детей соответствующего возраста). Только в 2001 году умерло детей в возрасте до 15 лет 32667, а в возрасте 15-19 лет — 16517. В то же время последовательные целенаправленные усилия в области охраны здоровья матери и ребенка на федеральном и региональном уровне, совершенствование системы оказания медицинской помощи детям первого года жизни, позволили добиться значительного снижения уровня младенческой смертности с 17,2 (1997 г.) до 13,3 (2002 г.) на 1000 родившихся живыми. В структуре младенческой смертности 65% составляют отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, ежегодно погибают в родильных домах до 16 тыс. новорожденных. Смертность среди детей в возрасте 5-9 лет от травм за последние 5 лет снизилась с 8,8 (711 случаев) до 7,0 (672 случая) на 100 тыс. детского населения. В то же время увеличился этот показатель в группе детей 10-14 лет с 6,8 (878 случаев) до 6,9 (1050 случаев) на 100 тыс. Причем гибель детей от травм в 23-26% случаев связана с транспортным несчастным случаем. Среди внешних причин, одной из наиболее значимых является смерть от отравлений (в том числе алкоголем, токсическими средствами). По данным Госкомстата России в 2001 году от отравлений погибло 537 детей в возрасте до 15 лет (0,2 на 100 тыс. детей), от случайных отравлений алкоголем в 2001 году погибло 11 детей в возрасте до 15 лет и 163 подростка в возрасте 15-19 лет. Особую социальную значимость имеет и смертность от преднамеренных самоповреждений (включая самоубийства). В 2001 году число случаев смерти детей от преднамеренных самоповреждений составило среди 5-9 летних — 21, среди 10-14 летних — 482, среди 15-19 летних — 2907 (показатель 0,3; 4,3; 24,2 на 100 тыс. детей соответствующего возраста). Анализ медицинских документов детей, умерших в домах ребенка, показал, что в подавляющем большинстве это дети с тяжелыми пороками развития, с психоневрологической и соматической патологией. В 2001 году умерло в домах ребенка 484 ребенка, из них в специализированных 426, что свидетельствует о несвоевременной диагностике и несвоевременном проведении неотложных мероприятий медицинскими работниками домов ребенка. Практически не снижается доля детей первого года жизни умерших вне стационара (1997 г. — 17,2%, 2001 г. — 17,1%), остается высокой досуточная летальность (19,2% и 18,4% соответственно), особенно летальность детей первого года жизни от пневмонии (35,1% и 39,8%). Наиболее слабым звеном в системе оказания медицинской помощи детям с неотложными состояниями на догоспитальном этапе остается организация помощи в сельской местности. Большие расстояния, отсутствие или неустойчивая телефонная связь, отсутствие условий для транспортировки и экстренной эвакуации больного ребенка, недостаточная обеспеченность педиатрами повышают требования к квалификации и профессиональным знаниям фельдшеров, самостоятельно работающих на ФАПах. Анализ первичной медицинской документации показывает, что только в 7,8% случаев первая врачебная помощь на месте транспортировки была адекватна состоянию пострадавших детей. Скорая медицинская помощь детскому населению оказывается общепрофильными, педиатрическими бригадами и бригадами интенсивной терапии. Следует подчеркнуть, что 67% вызовов к заболевшим детям обеспечивается фельдшерскими бригадами скорой помощи. 23,7% — врачебными бригадами, 5,0% — специализированными, 3,8% — бригадами интенсивной терапии. Важнейшим звеном в системе мер по снижению детской смертности от травм является организация скорой травматологической помощи. По данным Департамента здравоохранения г. Москвы от травм в результате дорожно — транспортных происшествий на догоспитальном этапе погибает 57% детей, из них непосредственно на месте происшествия — 73%, а 27% — в процессе транспортировки. По оперативным данным, только в 37,5% территорий неотложная помощь детям при травмах оказывается в специализированных детских травматологических пунктах (Астраханская, Волгоградская, Кировская, Мурманская, Читинская области, Карачаево — Черкесская Республика, республики Тыва и Бурятия). В большинстве регионов (62,5%) экстренная травматологическая помощь детям оказывается в травматологических пунктах общей лечебной сети. Госпитальный этап оказания помощи детям с неотложными состояниями обеспечивается областными (краевыми, республиканскими) детскими больницами, муниципальными детскими стационарными учреждениями. За последние годы утвердилась тенденция расширения сети отделений анестезиологии и реанимации, интенсивной терапии, в основном, за счет организации отделений неонатальной реанимации. Новой формой работы по организации медицинской помощи детям первого года жизни с неотложными состояниями являются реанимационно — консультативные центры (РКЦ), которые оказывают консультативную помощь врачам лечебно — профилактических учреждений, а также проводят сложную интенсивную терапию на месте и осуществляют межгоспитальную транспортировку детей, требующих интенсивной терапии. Актуальной проблемой современной педиатрии является оказание медицинской помощи детям, пострадавшим в условиях природных, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. Для проведения комплекса мероприятий по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению, в т.ч. детскому, в системе Минздрава России успешно функционирует служба медицины катастроф. Функции головного учреждения в России по проблеме экстренной медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях возложены на Московский НИИ педиатрии и детской хирургии. В составе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России функционирует педиатрическое отделение. К настоящему времени в 4 из 7 федеральных округов также сформированы специализированные (многопрофильные педиатрические) бригады центров медицины катастроф. За период 1999-2002 годы на территории Северо — Кавказского региона специалистами педиатрического профиля в составе ВЦМК «Защита» оказана медицинская помощь 68253 детям, в том числе в условиях полевого педиатрического госпиталя (Гудермесский район). В настоящее время назрела необходимость создания реабилитационных отделений для детей, ранее пострадавших от внешних воздействий. Таким образом, необходимо систематизировать и усовершенствовать существующие медицинские технологии оказания экстренной медицинской помощи детям, что требует создания научно — практических и организационно — методических центров различного уровня; пересмотреть систему подготовки кадров, осуществляющих помощь детям при неотложных состояниях; уделять больше внимания повышению знаний родителей, педагогов и других категорий населения по вопросам оказания первой доврачебной помощи детям с неотложными состояниями. В связи с изложенным и с целью совершенствования системы организации медицинской помощи детям с неотложными состояниями Коллегия решает: 1. Считать приоритетным направление деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по проведению организационных, лечебных и научно — методических мероприятий, направленных на снижение смертности детей, в том числе новорожденных от неотложных состояний, определяющих исходы тяжелых заболеваний, травм, отравлений и несчастных случаев. 2. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский): 2.1. В срок до 01.10.2003 пересмотреть и утвердить рекомендуемый табель оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения, оказывающих неотложную помощь детям. 2.2. В срок до 01.10.2003 пересмотреть и утвердить рекомендуемые перечни препаратов и антидотов, необходимых для лечения экзогенных отравлений у детей, для формирования неснижаемого запаса в республиканских, краевых, областных, городских и районных больницах. 3. Управлению научно — исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Российской академии медицинских наук В.А.Покровский) (по согласованию), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский): 3.1. Рассмотреть вопрос об организации на базе Научного центра здоровья детей РАМН научно — методического центра неотложной помощи детям. 4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Департаменту образовательных медицинских учреждений (Н.Н.Володин), Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита» (С.Ф.Гончаров), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию): 4.1. В срок до 31.12.2003 дать экспертную оценку программам обучения сотрудников МВД, МЧС по оказанию неотложной помощи детям, внести дополнения и уточнения и утвердить в установленном порядке. 5. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита» (С.Ф.Гончаров): 5.1. В срок до 30.12.2003 подготовить проект приказа об организации работы специализированных педиатрических бригад в составе территориальных и региональных центров медицины катастроф. 5.2. В срок до 30.10.2003 внести предложения по привлечению сил и средств региональных и территориальных Центров медицины катастроф по оказанию медицинской помощи пострадавшим в дорожно — транспортных происшествиях на автострадах между городами и крупными населенными пунктами. 5.3. В срок до 01.03.2004 разработать и утвердить макеты карманных справочников по оказанию неотложной помощи больным, находящимся в критическом состоянии, для населения, среднего медицинского персонала и врачей. 6. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Российскому государственному медицинскому Университету Минздрава России (В.Н.Ярыгин): В срок до 01.02.2004 подготовить проект приказа о деятельности реанимационно — консультативных центров. 7. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), РАМН (В.А.Покровский) (по согласованию): Рассмотреть вопрос о включении в перечень дорогостоящих видов медицинской помощи детям с тяжелыми механическими повреждениями, в том числе с сочетанной и множественной травмой, ушибами головного мозга, а также детям, находящимся в вегетативном статусе. 8. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию), Российскому государственному медицинскому университету Минздрава России (В.Н.Ярыгин): 8.1. В срок до 31.12.2003 внести предложения по пересмотру и дополнению критериев эффективности деятельности педиатрической службы при неотложных состояниях у детей на догоспитальном и госпитальном этапах. 8.2. В срок до 01.04.2003 сформировать рабочую группу по разработке проекта Концепции «Совершенствование оказания неотложной помощи детям в России». 8.3. В срок до 30.12.2003 представить в Минобразования России предложения по формам и методам обучения школьников навыкам оказания самопомощи и неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях. 9. Департаменту образовательных медицинских учреждений (Н.Н.Володин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин): 9.1. В срок до 31.12.2003 разработать и утвердить в установленном порядке дополнения в объеме 36, 52 и 74 учебных часов к типовым программам повышения квалификации врачей и средних медицинских работников всех специальностей по вопросам неотложной помощи детям, детской токсикологии, травматологии — ортопедии, анестезиологии и реанимации, с включением вопросов медицинской этики, деонтологии и правовых основ деятельности. 9.2. В срок до 30.10.03 представить предложения по совершенствованию программы и методов преподавания студентам медицинских училищ, медицинских вузов, в том числе и на лечебных факультетах, по проблеме диагностики и лечения неотложных состояний у детей. 9.3. В срок до 01.09.2003 рассмотреть вопрос об увеличении числа учебных часов в программах обучения в высших и средних учебных заведениях по вопросам оказания неотложной помощи детям. 9.4. В срок до 01.09.2003 рассмотреть целесообразность обучения анестезиологов — реаниматологов в трехлетней ординатуре. 9.5. В срок до 31.12.2003 предусмотреть организацию циклов по специализации и усовершенствованию в области критических и неотложных состояний у детей, в том числе при массовых поражениях, в программах последипломной подготовки. 10. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Межведомственному Научному Совету по педиатрии Минздрава России и РАМН (А.А.Баранов), Управлению Научно — исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко): В срок до 01.06.2003 создать профильные рабочие группы для подготовки проектов отраслевых стандартов по оказанию помощи детям при неотложных состояниях. 11. Межведомственному Научному Совету по педиатрии Минздрава России и РАМН (А.А.Баранов): Возложить на комиссию «Неотложные состояния у детей» Межведомственного Научного Совета по педиатрии Минздрава России и РАМН координацию научных исследований по проблеме «Неотложные состояния у детей». 12. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А.Корсунский), Научному центру здоровья детей РАМН (А.А.Баранов) (по согласованию): 12.1. Рекомендовать в срок до 01.06.2003 направить в Минпромнауки России ходатайство о разработке и производству бесконтактных устройств для проведения дыхания «рот в рот», портативных аспираторов для детей и финансировании этих разработок в 2004 году. 13. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах: 13.1. Предусмотреть обсуждение вопросов оказания неотложной помощи детям Координационными Советами по здравоохранению в федеральных округах в 2003 г. 14. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 14.1. В срок до 01.11.2003 провести анализ оснащения лечебно — профилактических учреждений аппаратурой, оборудованием и обеспечения медикаментами для оказания помощи детям, находящимся в критическом состоянии. Результаты анализа направить в Министерство здравоохранения Российской Федерации. 14.2. В срок до 31.12.2003 провести анализ состояния неотложной помощи детям, заслушать информацию на коллегиях, утвердить план мероприятий, направленных на совершенствование организации и повышение эффективности оказания неотложной помощи детям. 14.3. Обеспечить ежегодное проведение семинаров по обучению средних медицинских работников и врачей всех специальностей по совершенствованию практических навыков оказания неотложной помощи детям. 14.4. Предусмотреть приоритетное финансирование закупок, ремонта и эксплуатации оборудования и лекарственных средств для оказания помощи детям с неотложными состояниями. 14.5. Обеспечить оснащение лечебно — профилактических учреждений всех уровней, осуществляющих неотложную помощь детям, аппаратурой, оборудованием и медикаментами в соответствии с утвержденными табелями оснащения. 14.6. Обеспечить развертывание и оснащение отделений реанимации новорожденных и круглосуточных реанимационных постов в родильных домах, перинатальных центрах, республиканских, краевых, областных, городских детских больницах, в соответствии с их коечной мощностью. 14.7. Обеспечить комплектование педиатрических бригад скорой помощи специалистами, имеющими специальную подготовку по интенсивной терапии и реанимации, травматологии, токсикологии у детей. 14.8. Предусмотреть открытие в каждом субъекте Российской Федерации детского токсикологического отделения на базе многопрофильного лечебно — профилактического учреждения педиатрического профиля. 14.9. Предусмотреть открытие в каждом субъекте Российской Федерации на базе детских республиканских, краевых, областных больниц химико — аналитических лабораторий по диагностике экзогенных интоксикаций. 14.10. Организовать круглосуточную, токсикологическую, консультативно — диагностическую линию для родителей пострадавших детей, с целью оказания доврачебной помощи. 14.11. В срок до 01.06.2003 утвердить главных детских специалистов: анестезиолога — реаниматолога, токсиколога, нарколога, травматолога — ортопеда. Список представить в Министерство здравоохранения Российской Федерации. 14.12. При формировании региональных целевых программ по охране материнства и детства, наряду с другими мероприятиями по снижению младенческой смертности, предусмотреть обеспечение отделений реанимации новорожденных Сурфактантом отечественного производства. 14.13. Обеспечить преемственность оказания медицинской помощи детям при неотложных состояниях на догоспитальном и госпитальном этапах. 14.14. Предусмотреть организацию и развитие специализированной педиатрической консультативно — реанимационной бригады неотложной помощи при каждой областной, краевой, республиканской и крупных городских больницах. 14.15. Обеспечивать создание неснижаемого запаса лекарственных средств и антидотов, необходимых для лечения экзогенных отравлений у детей в республиканских, областных, краевых больницах. 14.16. Обеспечить постоянный контроль за деятельностью домов ребенка, в том числе по организации медицинской помощи детям при неотложных состояниях. 14.17. Обеспечить оказание всего объема медицинской помощи детям с тяжелыми механическими повреждениями, в том числе с сочетанной и множественной травмой, ушибами головного мозга и детям, находящимся в вегетативном статусе в результате травматических повреждений. 14.18. Принять меры по дальнейшему совершенствованию медико — генетической службы с целью профилактики рождения детей с пороками развития и наследственными заболеваниями. 14.19. Обеспечивать регулярное освещение в средствах массовой информации проблем обучения различных групп населения методам неотложной помощи на догоспитальном этапе. 15. Контроль за исполнением данного решения оставляю за собой.

Председатель коллегии
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ


Exit mobile version