Recipe.Ru

Приказ Минпроса СССР, Минздрава СССР от 29.07.1983 N 91/891 «Об утверждении и введении в действие Положения о санаторно-лесной школе, Показаний и противопоказаний для направления детей в санаторно-лесные школы»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

29 июля 1983 г.

N 91/891

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ,
ПОКАЗАНИЙ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНЫЕ ШКОЛЫ

В целях дальнейшего совершенствования организации обучения и лечения детей, нуждающихся в длительном оздоровлении, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить Положение о санаторно-лесной школе (прилагается). 2. Утвердить Показания и противопоказания для направления детей в санаторно-лесные школы (прилагаются). 3. Министерствам просвещения и здравоохранения союзных республик: 3.1. Довести до сведения органов народного образования и органов здравоохранения Положение о санаторно-лесной школе. 3.2. Обеспечить контроль за введением в работу санаторно-лесных школ данных Положения и Показаний и противопоказаний для направления детей в указанные школы. 4. Считать утратившим силу Положение о санаторно-лесной школе для детей, больных ревматизмом, утвержденное Министерством просвещения СССР (27 марта 1969 г.) и Министерством здравоохранения СССР (4 декабря 1968 г.). 5. Считать утратившим силу приложение к приказу Министерства просвещения СССР от 14.07.77 N 110 «Об утверждении номенклатуры санаторно-лесных школ и санаторных школ-интернатов для детей с заболеваниями нетуберкулезного характера» — Показания и противопоказания для направления детей в санаторно-лесные школы нетуберкулезного профиля. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление школ Минпроса СССР и Главное управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР.

Министр просвещения СССР
М.А.ПРОКОФЬЕВ

Министр здравоохранения СССР
С.П.БУРЕНКОВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О САНАТОРНО-ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ

  1. Общие положения

1.1. Общеобразовательные оздоровительные санаторно-лесные школы организуются в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании для детей школьного возраста, перенесших тяжелое заболевание и нуждающихся в длительном лечении. Они организуются в системе Министерства просвещения СССР как интернатные учреждения и имеют целью дать учащимся общеобразовательную подготовку, а также обеспечить лечение для предупреждения рецидивов того или иного заболевания. Указанные санаторно-лесные школы открываются для детей, больных сердечно-сосудистыми, психоневрологическими, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, заболеваниями органов пищеварения нетуберкулезной этиологии, начальными, малыми и затихающими формами туберкулеза. 1.2. Номенклатура санаторно-лесных школ утверждается Министерством просвещения СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР. 1.3. Порядок открытия и закрытия санаторно-лесных школ определяется Советом Министров союзной республики. 1.4. Непосредственное руководство и контроль за работой санаторно-лесных школ осуществляется органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится школа. 1.5. Руководство и контроль за организацией медицинской помощи детям осуществляются министерствами здравоохранения союзных и автономных республик, краевыми, областными, городскими отделами здравоохранения в установленном порядке. 1.6. Санаторно-лесные школы организуются на 100-200 учащихся. В зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе I-III классов или восьмилетние в составе I-VIII классов. В них принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет включительно, состоящие на учете у врачей поликлиник (диспансеров). 1.7. За учащимися санаторно-лесных школ сохраняются места в общеобразовательных школах. По возвращении в свою школу дети принимаются в соответствующий класс на основании документов санаторно-лесной школы об их успеваемости, без какой-либо дополнительной проверки знаний. 1.8. Площадь всех помещений, устройство и содержание санаторно-лесных школ должны отвечать санитарно-гигиеническим рекомендациям в зависимости от профиля учреждения. Санаторно-лесные школы имеют земельные участки. На участке предусматриваются зоны: спортивная, учебно-опытная, отдыха и др. Участок для вновь строящихся санаторно-лесных школ должен отводиться в загородной местности.

2. Порядок комплектования санаторно-лесных школ

2.1. Отбор детей в санаторно-лесные школы проводится санаторно-отборочной комиссией, организованной в детских поликлиниках в составе врачей-специалистов по соответствующему профилю, представителя органов народного образования, директора и врача санаторно-лесной школы. 2.2. Комиссия производит комплектование санаторно-лесных школ в соответствии с Показаниями и противопоказаниями для направления в них детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и Министерством здравоохранения СССР. 2.3. На санаторно-отборочную комиссию направляются учащиеся общеобразовательных школ с представлением следующих документов: а) выписки из истории болезни с заключением врача о соответствующем заболевании; б) справки о перенесенных инфекциях и о профилактических прививках (форма N 191); в) справки от врача-эпидемиолога об отсутствии контакта с инфекционными больными в школе и дома; г) педагогической характеристики и табеля успеваемости из школы. 2.4. Заключение санаторно-отборочной комиссии о направлении детей в санаторно-лесные школы оформляется протоколом, копия которого направляется в органы народного образования. 2.5. Направление детей в санаторно-лесные школы производится по путевкам городских, областных, краевых отделов народного образования, министерств просвещения союзных и автономных республик, не имеющих областного деления, на основании протокола санаторно-отборочной комиссии. 2.6. Комплектование учащимися санаторно-лесных школ производится 2 раза в год: на учебный год и летний оздоровительный период. Срок пребывания детей в санаторно-лесных школах в учебное время — 9 месяцев, в летний период — 2 месяца. По медицинским показаниям и заключению педагогического совета санаторно-лесных школ срок пребывания ребенка может быть продлен. 2.7. При появлении рецидива заболевания ребенок по заключению врача санаторно-лесной школы может быть переведен для продолжения лечения в стационар.

3. Организация лечебно-оздоровительной работы

3.1. Лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, проводит медицинский персонал, состоящий в штате санаторно-лесной школы. Методическое руководство и контроль за состоянием лечебно-профилактической работы в санаторно-лесных школах осуществляется местными органами здравоохранения. 3.2. Врач санаторно-лесной школы обеспечивает организацию всей лечебно-оздоровительной работы и преемственность в лечении детей детскими лечебно-профилактическими учреждениями. 3.3. Под руководством врача в санаторно-лесной школе проводятся оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и общее оздоровление ребенка. В этих мероприятиях предусматривается организация лечебно-охранительного режима, рационального питания, использование природных факторов, физкультуры, физиотерапии и медикаментозной терапии, в том числе химиопрофилактики при туберкулезе по показаниям. Устанавливается режим дня, обеспечивающий детям максимальное использование свежего воздуха, в том числе проведение на свежем воздухе дневного сна, одного-двух уроков, большой перемены и внеклассных мероприятий. 3.4. Оздоровительные мероприятия и лечение детей проводятся в соответствии с действующими рекомендациями Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик. 3.5. В течение пребывания ребенка в санаторно-лесной школе школьные врачи, педагоги и воспитатели ведут совместную медико-педагогическую работу, согласуя все мероприятия по лечению и воспитанию детей. 3.6. Врач санаторно-лесной школы заводит на каждого ребенка историю болезни, выписка из которой выдается для лечебно-профилактического учреждения по месту жительства ребенка.

4. Организация учебно-воспитательной работы

4.1. Учебно-воспитательная работа в санаторно-лесных школах строится на основе учебных планов и программ общеобразовательной школы и инструктивно-методических рекомендаций Министерства просвещения СССР, министерств просвещения союзных республик. 4.2. Основной формой организации учебной работы в санаторно-лесных школах является урок, проводимый учителем с определенным классом и постоянным составом учащихся в нем. 4.3. Количество учащихся в учебном классе и воспитательской группе не менее 25 человек. На уроках творчески используются разнообразные методы, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку, обеспечивающие прочное, осознанное усвоение знаний учащимися и способствующие выработке навыков самостоятельной работы, усидчивости детей, повышению их внимания и снижению утомляемости. 4.4. Продолжительность урока в санаторно-лесных школах — 40 минут, продолжительной большой перемены — не менее часа, малых — 10 минут. На каждом уроке проводится физкультурная пауза. 4.5. Продолжительность выполнения домашних заданий устанавливается в пределах от 30 минут до 1 часа 30 минут в зависимости от возраста и состояния здоровья учащихся. 4.6. Дальнейшее обучение, перевод учащихся в следующий класс, выпуск и освобождение от экзаменов осуществляется школой, из которой прибыл ученик, в установленном порядке. 4.7. Учащиеся, окончившие 8 классов санаторно-лесных школ, получают свидетельство о восьмилетнем образовании в той школе, откуда прибыли. 4.8. В каникулярное время и в летний период с учащимися проводится лечебно-оздоровительная и воспитательная работа.

5. Руководство работой санаторно-лесных школ

5.1. Во главе санаторно-лесной школы стоит директор, имеющий высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет, назначаемый в установленном порядке. 5.2. Директор школы отвечает за состояние всей учебно-воспитательной и медицинской работы. 5.3. Непосредственное руководство учебно-воспитательной работой, а также обеспечение полной согласованности проводимых в школе педагогических и лечебно-оздоровительных мероприятий осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, назначаемым в установленном порядке. 5.4. Для обсуждения и решения основных вопросов обучения, воспитания и лечения учащихся в санаторно-лесных школах создается педагогический совет. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете образовательной школы, утвержденным Министерством просвещения СССР. Кроме того, педагогический совет обсуждает вопросы лечебно-профилактического характера, результаты медицинских осмотров, состояние здоровья детей, продление срока пребывания детей в санаторно-лесной школе, совершенствование методов лечения и другие вопросы. Врач школы является членом педагогического совета. 5.5. Права и обязанности обслуживающего персонала определяются правилами внутреннего распорядка школы в установленном порядке. 5.6. Штаты санаторно-лесных школ устанавливают министерства просвещения союзных республик по действующим штатным нормативам. 5.7. Санаторно-лесные школы в своей деятельности руководствуются настоящим Положением, Уставом средней общеобразовательной школы, а также нормативными документами Министерства просвещения СССР и министерств просвещения союзных республик. 5.8. Санаторно-лесные школы пользуются правами юридического лица, имеют свою гербовую печать с наименованием школы.

Начальник Главного управления
школ Министерства просвещения СССР
Ю.Ю.ИВАНОВ

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям Министерства
здравоохранения СССР
И.И.ГРЕБЕШЕВА

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В САНАТОРНО-ЛЕСНЫЕ ШКОЛЫ

  1. Заболевания сердечно-сосудистой системы

Показания
1. Ревматизм в неактивной фазе, не ранее 10 месяцев после острого периода заболеваний без порока сердца или с пороком сердца, при умеренной, компенсированной митральной, аортральной или митрально-аортральной недостаточности. 2. Врожденные пороки сердца (бледного типа) при отсутствии недостаточности кровообращения, не требующие хирургического лечения. 3. Хронический тонзиллит с тонзиллогенной кардиомиопатией. 4. Первичная артериальная гипертония 1А и 1Б степени, вегето-сосудистая дистония гипертонического типа. 5. Состояние после перенесенного инфекционно-аллергического миокардита, не ранее чем через 6 месяцев после острого периода заболевания при отсутствии активности процесса. 6. Функциональные (тонзиллогенные и другие) кардиопатии. 7. Первичная артериальная гипертензия 1А и 1Б степени. 8. Вегето-сосудистая дистония.

Противопоказания
1. Ревматизм, инфекционно-аллергический миокардит в активной фазе или непрерывно-рецидивирующее течение процесса. 2. Недостаточность кровообращения.
3. Нарушение ритма сердца: мерцательная аритмия, пароксизмальная и непароксизмальная эктопическая тахикардия, частые (более 5 в минуту) или групповые экстрасистолы, атриовентикулярная блокада полная и неполная высокой степени.

2. Хронические неспецифические заболевания органов дыхания

Показания
1. Хроническая пневмония, врожденные пороки развития бронхов и легких при отсутствии дыхательного или легочно-сердечной недостаточности, а также признаков обострения хронического воспалительного процесса. 2. Состояние после операции по поводу хронических неспецифических заболеваний легких, не ранее 6 месяцев после операции, при неосложненном течение послеоперационного периода, отсутствии дыхательной недостаточности и активности воспалительного процесса в бронхах и легких. 3. Рецидивирующий или астматический бронхит в период ремиссии. 4. Бронхиальная астма легкая или средней тяжести в период стойкой ремиссии. 5. Различные формы респираторных аллергозов (аллергический ларингит, трахеит и др.).

Противопоказания
1. Наличие признаков обострения воспалительного процесса в бронхолегочной системе. 2. Наличие дыхательной или легочно-сердечной недостаточности. 3. Наличие и выделение большого количества мокроты, выраженная интоксикация. 4. Бронхиальная астма в тяжелой форме с частыми приступами, приступный период бронхиальной астмы.

3. Болезни органов пищеварения

Показания
1. Хронический гастрит (гастродуоденит) в период ремиссии. 2. Хронические заболевания тонкого и толстого кишечника в период ремиссии. 3. Хронические заболевания желчевыводящих путей в период ремиссии. 4. Язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии без стенозирования при отсутствии пенетрирования, кровотечения в течение последних 6 месяцев и не ранее 3 месяцев после перенесенного обострения. 5. Хронические персистирующие гепатиты в неактивной фазе.

Противопоказания
1. Хронический гастрит (гастродуоденит) в период обострения. 2. Хронические заболевания тонкого и толстого кишечника в период обострения. 3. Хронические заболевания желчевыводящих путей и печени в период обострения. 4. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки или желудка, осложненная или непрерывно рецидивирующая. 5. Хроническая дизентерия и другие кишечные инфекционные заболевания. 6. Агрессивный хронический гепатит, цирроз печени с явлениями портальной гипертензии.

4. Психоневрологические заболевания

Показания
1. Неврозы.
2. Невротические формы реактивных состояний. 3. Астенические, церебрастенические, неврозоподобные состояния, как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы, травм черепа, нейроинфекции и соматических заболеваний. 4. Неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии компенсации. 5. Начальные проявления патологического формирования личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации. Примечание: дети, страдающие травматической церебрастенией, направляются в санаторно-лесные школы не ранее чем через 6 месяцев после травмы черепа.

Противопоказания
1. Заболевания, перечисленные в показаниях, в состоянии выраженной декомпенсации, требующие лечения в детских психиатрических стационарах или в санаториях психоневрологического профиля. 2. Олигофрения.
3. Психопатия, патологические формирования личности с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации. 4. Резидуально-органические и процессуальные психопатоподобные состояния. 5. Судорожные припадки и их эквиваленты. 6. Шизофрения, кроме неврозоподобных форм, в стадии компенсации.

5. Показания для направления в санаторно-лесную школу для детей с начальными, малыми и затихающими формами туберкулеза

  1. Локальные формы внутригрудного туберкулеза в фазе уплотнения и кальцинации.
  2. Хроническая туберкулезная интоксикация.
  3. Внелегочные формы туберкулеза в фазе затихания без свищей.
  4. Дети и подростки, перенесшие туберкулезный менингит (при отсутствии активных туберкулезных изменений в других органах и нарушений интеллекта), через 1 год после больничного лечения.
  5. Дети и подростки из группы повышенного риска заболевания туберкулезом (вираж, гиперергия к туберкулину, контакт с больными открытой и активной формой туберкулеза). Дети инфицированные туберкулезом с хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания в фазе ремиссии.
  6. Дети и подростки, перенесшие оперативные вмешательства на легких по поводу туберкулеза и неспецифических изменений, через 1 год после операции при отсутствии послеоперационных осложнений и активных специфических изменений в других органах.

Противопоказания
1. Активные формы внутригрудного и внелегочного туберкулеза. 2. Неспецифические заболевания в остром периоде. 3. Органические поражения нервной системы с наличием умственной отсталости и понижением интеллекта.

6. Общие противопоказания, исключающие направление детей в санаторно-лесные школы

  1. Все заболевания в остром периоде.
  2. Соматические заболевания, требующие стационарного лечения.
  3. Перенесенные инфекционные заболевания до окончания изоляции.
  4. Бациллоносительство (в отношении дифтерии и кишечных инфекций).
  5. Все заразные и паразитарные болезни глаз и кожи.
  6. Злокачественные новообразования.
  7. Злокачественная анемия, лейкемия.
  8. Кахексин, амилоидоз внутренних органов.
  9. Активные формы туберкулеза легких и других органов.
  10. Тяжелая форма ночного энуреза.

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
И.И.ГРЕБЕШЕВА


Exit mobile version