В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу с 1 января 2013 года. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 1413
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПУНКТ 4 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКУПКУ ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕОНАТАЛЬНОГО И АУДИОЛОГИЧЕСКОГО СКРИНИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в пункт 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1140 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 2, ст. 331). 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 г. N 1413
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПУНКТ 4 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКУПКУ ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕОНАТАЛЬНОГО И АУДИОЛОГИЧЕСКОГО СКРИНИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Размер субсидии (Si) определяется по формуле:
Sобщ. x Ni x K Si = --------------, P
где:
Sобщ. — общий размер субсидий;
Ni — численность новорожденных в i-м субъекте Российской Федерации в предшествующем году; P — общая численность новорожденных в субъектах Российской Федерации, которым проведен неонатальный и аудиологический скрининг в предшествующем году; K — доля новорожденных в субъектах Российской Федерации, которым проведен неонатальный и аудиологический скрининг в предшествующем году, в общей численности новорожденных в субъектах Российской Федерации в том же году.».
Примечание.
О распределении субсидий в 2013 году см. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 N 2508-р. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 2547-р
Утвердить прилагаемое распределение в 2012 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 г. N 2547-р
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
В 2012 ГОДУ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ ЛИМФОИДНОЙ, КРОВЕТВОРНОЙ И РОДСТВЕННЫХ ИМ ТКАНЕЙ, ГЕМОФИЛИЕЙ, МУКОВИСЦИДОЗОМ, ГИПОФИЗАРНЫМ НАНИЗМОМ, БОЛЕЗНЬЮ ГОШЕ, РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ, А ТАКЖЕ ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ
Наименование субъекта Сумма (тыс. рублей) Российской Федерации Республика Адыгея 3338,1 Республика Алтай 1971,4 Республика Башкортостан 22233,3 Республика Бурятия 5843,2 Республика Дагестан 10487,7 Республика Ингушетия 1364,2 Кабардино-Балкарская Республика 4261,4 Республика Калмыкия 1238,3 Карачаево-Черкесская Республика 3851,1 Республика Карелия 6009,3 Республика Коми 9502,2 Республика Марий Эл 5124,2 Республика Мордовия 7904,4 Республика Саха (Якутия) 19477,3 Республика Северная Осетия - Алания 3325 Республика Татарстан 29122,5 Республика Тыва 1595,8 Удмуртская Республика 8231,9 Республика Хакасия 3202,2 Чеченская Республика 3292,4 Чувашская Республика 6660,2 Алтайский край 20608,9 Забайкальский край 4588,9 Камчатский край 7624,3 Краснодарский край 30799,4 Красноярский край 22602,2 Пермский край 28456,6 Приморский край 12042,1 Ставропольский край 12359,5 Хабаровский край 13230,9 Амурская область 7097,5 Архангельская область 10817 Астраханская область 3786,6 Белгородская область 6717,9 Брянская область 9386,4 Владимирская область 7896,7 Волгоградская область 12673,6 Вологодская область 12220,5 Воронежская область 10323,5 Ивановская область 7634 Иркутская область 18000,1 Калининградская область 8448,1 Калужская область 8075,8 Кемеровская область 16111,2 Кировская область 14354,8 Костромская область 5451 Курганская область 4831,1 Курская область 7982,7 Ленинградская область 15400,3 Липецкая область 9946,4 Магаданская область 3539,8 Московская область 47366,6 Мурманская область 13863,9 Нижегородская область 21071,2 Новгородская область 4377,3 Новосибирская область 22917,1 Омская область 19841,1 Оренбургская область 10237,9 Орловская область 5420,7 Пензенская область 14405,8 Псковская область 5559,2 Ростовская область 26885 Рязанская область 15035,6 Самарская область 27253,9 Саратовская область 19011,2 Сахалинская область 5004,3 Свердловская область 32043,4 Смоленская область 8852,1 Тамбовская область 6115,1 Тверская область 11585,5 Томская область 6835,8 Тульская область 17616,7 Тюменская область 10891 Ульяновская область 11212,7 Челябинская область 13378 Ярославская область 13085,6 Город Москва 126787,4 Город Санкт-Петербург 42676,3 Еврейская автономная область 971,4 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 14419,9 Чукотский автономный округ 858,1 Ямало-Ненецкий автономный округ 3650,6 Всего 1090274,3
Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1413, вступили в силу с 1 января 2013 года. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 г. N 1140
О ПОРЯДКЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКУПКУ ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕОНАТАЛЬНОГО И АУДИОЛОГИЧЕСКОГО СКРИНИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061, от 04.09.2012 N 882, от 27.12.2012 N 1413)
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые:
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
Примечание.
О распределении субсидий в 2013 году см. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2551-р.
распределение на 2011 год субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. 2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2010 г. N 1140
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКУПКУ ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕОНАТАЛЬНОГО И АУДИОЛОГИЧЕСКОГО СКРИНИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061, от 04.09.2012 N 882, от 27.12.2012 N 1413)
- Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований из федерального бюджета на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — субсидии).
- Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству здравоохранения Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
- Предоставление субсидий, распределение которых ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации, осуществляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении в текущем финансовом году полномочий по закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061)
- Размер субсидии (Si) определяется по формуле:
Sобщ. x Ni x K Si = --------------, P
где:
S общ. — общий размер субсидий;
Ni — численность новорожденных в i-м субъекте Российской Федерации в предшествующем году; P — общая численность новорожденных в субъектах Российской Федерации, которым проведен неонатальный и аудиологический скрининг в предшествующем году; K — доля новорожденных в субъектах Российской Федерации, которым проведен неонатальный и аудиологический скрининг в предшествующем году, в общей численности новорожденных в субъектах Российской Федерации в том же году. (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1413) 5. Предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение I квартала текущего финансового года соглашения о предоставлении субсидии на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее — соглашение) по форме, утверждаемой этим Министерством. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061, от 04.09.2012 N 882) 6. В соглашении предусматриваются следующие положения: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставляется субсидия; б) сведения о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, на софинансирование которого предоставляется субсидия; в) условия предоставления субсидии;
г) целевое назначение субсидии;
д) размер субсидии, сроки ее перечисления; е) значение показателя результативности предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил; ж) осуществление контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий, установленных при предоставлении субсидии; з) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также отчетности о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии; и) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленного соглашением значения показателя результативности предоставления субсидии; к) иные условия, определяемые по согласованию сторон. (п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 7. Субсидия предоставляется при выполнении субъектом Российской Федерации следующих условий: а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, связанного с закупкой оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения; б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок проведения неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения; в) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значению показателя результативности предоставления субсидии, установленному соглашением. (пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 8. Министерство здравоохранения Российской Федерации учитывает размеры и сроки перечисления субсидий при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) 9. Перечисление субсидий осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. 10. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, осуществляются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. 11. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга за счет субсидии определяется по формуле:
Уi = 0,9 / РБОi,
где:
Уi — уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации; 0,9 — средний уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий; РБОi — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670. При этом уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе увеличить размер средств на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что не влечет обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии из федерального бюджета. (п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 12. Показателем результативности предоставления субсидии является доля обследованных новорожденных при проведении неонатального и аудиологического скрининга в общем числе родившихся в текущем году. (п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 13. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателя результативности предоставления субсидий, указанного в пункте 12 настоящих Правил. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061, от 04.09.2012 N 882) 14. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) б) ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, отчет о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) (п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 15. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. 16. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии ее перечисление приостанавливается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 17. В случае если в отчетном финансовом году субъектом Российской Федерации не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидии, установленное соглашением, объем субсидии, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, подлежит сокращению на сумму, определяемую по формуле:
V = V x (У - Ф), сокращения субсидии
где:
V - объем сокращения субсидии, предусмотренной бюджету сокращения субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год; V - объем субсидии, предусмотренный бюджету субъекта Российской субсидии
Федерации на текущий финансовый год;
У — значение показателя результативности предоставления субсидии, установленное соглашением; Ф — значение показателя результативности предоставления субсидии, фактически достигнутое субъектом Российской Федерации. Предельный объем сокращения субсидии равен 15 процентам объема субсидии, предусмотренного бюджету субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год. Предложения по сокращению объемов предоставляемой субсидии вносятся в Министерство финансов Российской Федерации Министерством здравоохранения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) Высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между другими субъектами Российской Федерации, имеющими право на их получение, при этом в ранее утвержденное распоряжение Правительства Российской Федерации вносятся соответствующие изменения. (п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1061) 18. В случае нецелевого использования субсидии соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 19. При наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии он, в соответствии с решением Министерства здравоохранения Российской Федерации, может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882) 20. В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. 21. Контроль за осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2010 г. N 1140
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
НА 2011 ГОД СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗАКУПКУ ОБОРУДОВАНИЯ И РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕОНАТАЛЬНОГО И АУДИОЛОГИЧЕСКОГО СКРИНИНГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(тыс. рублей)
Субъекты Российской Федерации Неонатальный Аудиологический скрининг скрининг 1. Республика Адыгея 2013,8 586,897 2. Республика Алтай 1483,8 586,875 3. Республика Башкортостан 20490,7 1384,399 4. Республика Бурятия 5900 506,896 5. Республика Дагестан 17805,7 1409,102 6. Республика Ингушетия 3391,5 524,499 7. Кабардино-Балкарская Республика 4416,2 544,647 8. Республика Калмыкия 1519,1 577,753 9. Карачаево-Черкесская Республика 2190,3 543,188 10. Республика Карелия 3038,3 567,267 11. Республика Коми 4416,2 535,512 12. Республика Марий Эл 3073,6 401,574 13. Республика Мордовия 2861,7 474,691 14. Республика Саха (Якутия) 5652,6 641,383 15. Республика Северная Осетия - Алания 3532,9 572,576 16. Республика Татарстан 16498,6 1343,889 17. Республика Тыва 3003 458,652 18. Удмуртская Республика 8302,3 515,595 19. Республика Хакасия 3003 419,943 20. Чеченская Республика 12375,5 899,897 21. Чувашская Республика 5758,6 545,891 22. Алтайский край 11305,2 1001,289 23. Забайкальский край 6359,2 680,776 24. Камчатский край 1439,4 538,108 25. Краснодарский край 22610,4 1380,329 26. Красноярский край 13778,2 1338,808 27. Пермский край 13213 1266,828 28. Приморский край 8125,6 795,599 29. Ставропольский край 13796,6 1108,597 30. Хабаровский край 6359,2 695,724 31. Амурская область 4062,9 586,358 32. Архангельская область 5723,2 525,416 33. Астраханская область 5052 584,058 34. Белгородская область 5970,5 591,43 35. Брянская область 5087,3 616,621 36. Владимирская область 5511,3 591,652 37. Волгоградская область 10598,6 1300,287 38. Вологодская область 5370 538,361 39. Воронежская область 8337,6 631,515 40. Ивановская область 4239,5 619,319 41. Иркутская область 14131,5 1296,897 42. Калининградская область 3886,2 500,086 43. Калужская область 3709,6 590,391 44. Кемеровская область 12541,8 1217,606 45. Кировская область 5652,6 538,908 46. Костромская область 2897 590,115 47. Курганская область 4416,2 504,867 48. Курская область 4416,2 604,039 49. Ленинградская область 4946 546,313 50. Липецкая область 4946 562,166 51. Магаданская область 706,6 490,743 52. Московская область 25790 1475,348 53. Мурманская область 3532,9 553,427 54. Нижегородская область 13424,9 1100,993 55. Новгородская область 2473 543,334 56. Новосибирская область 12365,1 1261,941 57. Омская область 9538,8 669,161 58. Оренбургская область 10245,3 854,081 59. Орловская область 3532,9 519,541 60. Пензенская область 5069,7 581,786 61. Псковская область 2543,6 575,519 62. Ростовская область 16604,5 1563,468 63. Рязанская область 4239,5 627,884 64. Самарская область 13071,7 1068,817 65. Саратовская область 9680,1 857,962 66. Сахалинская область 2296,4 410,944 67. Свердловская область 19890,1 110,292 68. Смоленская область 3709,6 588,662 69. Тамбовская область 3532,9 543,949 70. Тверская область 5334,6 577,136 71. Томская область 5016,6 619,185 72. Тульская область 4946 533,245 73. Тюменская область 7772,3 668,252 74. Ульяновская область 4804,7 561,514 75. Челябинская область 16251,2 1300,468 76. Ярославская область 5122,7 585,278 77. Г. Москва 41016,8 1680,979 78. Г. Санкт-Петербург 18406,3 969,172 79. Еврейская автономная область 862,1 382,496 80. Ненецкий автономный округ 247,3 83,568 81. Ханты-Мансийский автономный округ - 5652,6 608,176 Югра 82. Чукотский автономный округ 247,3 70,568 83. Ямало-Ненецкий автономный округ 2861,7 378,522 Итого 630000 59800
«Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения», 2013, N 2
ФОРМУЛИРОВКА И КОДИРОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗОВ ПРИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МКБ-10
Изучение заболеваемости болезнями системы кровообращения (БСК) имеет социально значимый характер и является важнейшей составляющей совершенствования кардиологической службы.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью совершенствования медицинской документации и унификации подходов к оформлению клинических диагнозов БСК, а также соблюдения единых (международных) правил формулировки, кодирования и сопоставления клинического и патологоанатомического диагнозов. Систематическая статистическая регистрация данных о госпитальной заболеваемости БСК, их стандартизация, в первую очередь, требуют организации работ по изучению структуры случаев госпитализации и унификации кодирования диагностических заключений по нозологическим единицам. Большое значение имеет стандартная формулировка и кодирование заключительного диагноза, оформляемого на момент выписки больного из стационара, или врачебного заключения о сущности болезни и состоянии пациента, основанного на всестороннем изучении больного. Процедура унификации врачебного заключения при БСК, с учетом нозологических форм <> и синдромов <*>, обеспечивается на основе правил формулировки и кодирования, основанные на стандартах МКБ-10, а также требований к рубрификации диагноза [2].
<> Нозологическая форма — совокупность клинических, лабораторных и инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать заболевание [2]. <*> Синдром — состояние, развивающееся как следствие заболевания и определяющееся совокупностью клинических, инструментальных диагностических признаков, позволяющих: а) его идентифицировать б) отнести к группе состояний с различной этиологией, но общим патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению, которые зависят и от заболеваний, лежащих в основе синдрома [2].
Известно, что диагностика и лечение — основополагающие элементы врачебной деятельности, важная составляющая квалификационной характеристики врача, показатель клинического мышления. Диагноз (распознавание) — один из важнейших объектов стандартизации в здравоохранении, а стандартизация — основа управления качеством медицинской помощи. Диагноз — обязательная составная часть медицинской документации: карт стационарного больного, протокола патологоанатомического вскрытия — медицинских, юридических и статистических документов. Наиболее частые врачебные ошибки при формулировке диагноза: — нерубрифицированные и/или неполные (не развернутые) диагнозы; — использование в диагнозе терминов, не соответствующих номенклатуре и классификации заболеваний; — сопоставление клинического и патологоанатомических диагнозов только по первой нозологической единице в составе комбинированного основного заболевания (или по рубрике осложнения основного заболевания). Правильно оформленный диагноз должен быть: — фактически и логически обоснованным;
— структурно оформленным в виде унифицированных рубрик; — нозологическим, соответствовать требованиям МКБ-10 и номенклатуры болезней; — развернутым, патогенетическим;
— своевременным (не позднее, чем через 3 суток от момента поступления больного в стационар; для острых заболеваний срок индивидуален, может быть равен нескольким часам). Формулировка диагноза основано на принципе рубрификации диагноза (рис. 1) [2].
Рубрика Монокаузальный (монопатия) Бикаузальный (бипатия)
1 Основное заболевание Комбинированное основное (первоначальная причина заболевание (первоначальная и обращения, смерти) другая причина смерти) а)два конкурирующих б) два сочетанных в)основное и фоновое 2 Осложнение основного Осложнение основного заболевания заболевания (непосредственная причина смерти) (непосредственная смерти) Реанимационные мероприятия Реанимационные мероприятия
3 Сопутствующие заболевания Сопутствующие заболевания
Рис. 1. Рубрификация диагноза
Как представлено на рис. 1, в настоящее время в соответствии со стандартом, утвержденным в 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, диагноз должен быть оформлен в виде рубрик: «основное/комбинированное основное заболевание», «осложнения основного заболевания» и «сопутствующие заболевания». Нерубрифицированный заключительный клинический диагноз расценивается как неверно оформленный. Нерубрифицированные клинический и патологоанатомический диагнозы непригодны для кодирования и статистического анализа, не подлежат сопоставлению (сличению заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов). В рубриках диагноза должна стоять нозологическая единица-заболевание или если невозможно, — синдром, имеющая код в МКБ-10. После указания нозологической единицы, всегда должно следовать уточнение ее формы, особенностей патогенеза, морфогенеза и танатогенеза (при летальном исходе) указываются ее проявления в соответствии с современными классификациями. При написании диагноза для обозначения степени патологического процесса принято использовать арабские цифры, а его стадии — римские. «Основное заболевание» — это одна или несколько нозологических единиц (заболеваний, реже синдромов), по поводу которых проводилось обследование и лечение во время текущего эпизода обращения к врачу, госпитализации и проведения лечебно-диагностических мероприятий, в случае неблагоприятного исхода заболевания, приведшего к инвалидизации или смерти больного. В связи с этим диагноз основного заболевания в процессе лечения больного может меняться, причем неоднократно. В случаях, когда основное заболевание представлено двумя нозологическими единицами (бипатия), при оформлении клинического или патологоанатомического диагнозов первую рубрику оформляют как «комбинированное основное заболевание». Далее указывают: конкурирующее заболевание, или сочетанные заболевания, или основное и фоновое заболевание. Определение терминов и понятия «комбинированное основное заболевание» представлено на рис. 2.
Типы заболевания Понятия
Конкурирующие Две нозопогические формы в конкурентных заболевания отношениях, каждое из них в отдельности могла бы привести к смерти Сочетанные Две нозологические формы в сочетанных отношениях, заболевания взаимно отягощающих друг друга, каждое из них в отдельности не вызвала бы летального исхода
Фоновое заболевание Нозологическая форма, патогенетически (но не
этиологически) связанная с основным заболеванием, одна из причин его развития, способствует развитию смертельного исхода
Рис. 2. Комбинированное основное заболевание
При бипатиях перечисляют нозологические формы под номерами — цифрами 1, 2, 3 и т.д. Наиболее часто в качестве фонового заболевания для нозологических единиц из групп БСК включается гипертоническая болезнь или сахарный диабет. На первое место в составе «комбинированного основного заболевания» выставляется нозологическая форма: — более тяжелая по характеру, осложнениям с высокой вероятностью летального исхода; — социально-опасная и социально-значимая по характеру, потребовавшая больших экономических затрат. Все нозологические формы комбинированного заболевания расцениваются как равноправные, однако принципиальное значение имеет то, какая из них выставлена на первом месте. При этом в статистическом отчете учитывается и кодируется та нозологическая форма, которая выставлена на первом месте. БСК (класс IX) объединяет большое число групповых (родовых) понятий и нозологических единиц. К групповым (родовым понятиям БСК относятся: ишемические болезни сердца и цереброваскулярные болезни и нозологические единицы, выделенные на основании этиологии и патогенеза, медико-социальных критериев. Как самостоятельные нозологические формы выделены гипертоническая болезнь и атеросклероз. Многие нозологические единицы класса БСК представляю собой по сути осложнения атеросклероза, артериальной гипертензии, сахарного диабета. Групповыми понятиями БСК являются ишемические болезни сердца (ИБС) и цереброваскулярные болезни (ЦВБ), каждое из которых включает ряд нозологических форм, наделенных специфическими кодами МКБ-10. Как самостоятельные нозологические формы со своими кодами выделенные гипертоническая болезнь и атеросклероз. В медицинской документации клинический и патологоанатомический диагнозы БСК должны быть максимально развернутыми. При этом в диагнозах не используются групповые и/или неутонченные патологические состояния, синдромы и симптомы.
I. Артериальная гипертензия (АГ) — групповое понятие класса БСК, включающее в себя первичные (эссенциальные или гипертоническая болезнь) и вторичные (симптоматические) артериальные гипертензии. Для АГ (фонового заболевания для многих нозологических единиц класса БСК, реже — основного или сопутствующего заболевания) в диагнозе указывается ее вид (для вторичных АГ), степень тяжести (степень повышения артериального давления), стадия и степень (категория) риска сердечно-сосудистых осложнений. При определении степени тяжести АГ (уровня артериального давления) и стратификации риска сердечно-сосудистых осложнений при оформлении клинического диагноза рекомендуется использовать классификацию ВОЗ-МОГ, 1999 г. Стадии эссенциальной АГ или гипертонической болезни (ГБ) выделяются по классификации, предложенной А.Л.Мясниковым, в основе которой лежат наличие/отсутствие признаков поражения органов-мишений и их клинических проявлений, обусловленных АГ. Диагноз ГБ как нозологической единицы (сердечная или почечные формы) классифицируется как ГБ с наличием/отсутствием сердечной недостаточности и/или почечной недостаточности. Диагноз ГБ как основного заболевания ставится методом исключения в случаях, когда отсутствуют признаки ишемических болезней сердца и цереброваскулярных болезней, а также других ишемических поражений органов и вторичных (симптоматических) АГ. Диагноз ГБ как фонового заболевания ставится при наличии нозологической единицы из групп ишемических болезней сердца и цереброваскулярных болезней или вторичных АГ. Клинический диагноз основного заболевания — ГБ должен быть сформулирован следующим образом. Основное заболевание: ГБ 2 степени, стадия III, риск 4. Атеросклероз аорты, коронарных артерий. Артериолонефросклероз (I11.0). Патологоанатомический диагноз основного заболевания — эссенциальной АГ должен быть оформлен следующим образом: Основное заболевание: ГБ с преимущественным поражением сердца и почек (стадия III, риск 4). Эксцентрическая гипертрофия миокарда. Нестенозирующий атеросклероз коронарных артерий. Артериолосклеротический нефросклероз с исходом в первично сморщенные почки (I13.1).
II. Ишемические болезни сердца (ИБС) — это групповое (родовое) понятие класса БСК, включающее патологические процессы (нозологические формы) при острой или хронической ишемии миокарда, обусловленное спазмом, сужением или обструкцией коронарных артерий и их исходы при атеросклерозе коронарных артерий. Острый коронарный синдром — это родовое понятие (тромбоз или окклюзия коронарной артерии при нестабильной стенокардии/ишемической стадии ИМ, или «острая очаговая ишемическая дистрофия миокарда»). В клинических диагнозах формулировка ИБС, начинающая рубрику основного заболевания, допустима только при наличии уточнения нозологической единицы с двоеточием. В патологоанатомическом диагнозе формулировка ИБС недопустима, так как трактуется как неутонченная первоначальная причина смерти. В «комбинированном основном заболевании» нозологические единицы из группы ИБС имеют как медико-социальный, так и танатогенетический приоритет и выставляются на первое место. В патологоанатомической практике применяется морфологическая классификация ИБС, согласно которой выделяют острые и хронические ИБС. Основные нозологические единицы группы острых ИБС, предусмотренных в МКБ-10, приведены на рис. 3.
Нозологические единицы Категории Код
Стенокардия напряжения Нестабильная I20.0 (впервые возникшая, стабильная, Спастическая I20.1 прогрессирующая, спонтанная), в Др. формы (Стенокардия I20.8
патологоанатомическом диагнозе — напряжения, Х-синдром) мелкоочаговый кардиосклероз
Острый Передней стенки I21.0 (первичный) трансмуральный Нижней стенки I21.1 (крупноочаговый) ИМ (давность Др. локализации I21.2 от начала до смерти 28 суток) Сроки более 28 суток I25.8 Острый Любой локализации I21.4 (первичный) мелкоочаговый Сроки более 28 суток (субэндокадиальный, I25.8
нетрасмуральный) ИМ
Повторный (и рецидивирующий) Передней стенки I22.0 ИМ (крупно- или мелкоочаговый) Нижней стенки I22.1 Др. локализации I22.8
Рис. 3. Нозологические единицы группы острых ИБС
Нозологические единицы из группы ИБС исключают, если выявленные ишемические повреждения миокарда и их исходы обусловлены не атеросклерозом коронарных артерий, а другими заболеваниями (васкулиты, миокардиты, тромбоэмболические осложнения др. заболеваний, пороки развития коронарных артерий, травматические повреждения сосудов сердца, травмы и опухоли или метастазы, системные заболевания, заболевания крови и др.). В клиническом диагнозе выделяют стабильную и нестабильную стенокардию и их варианты: ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
— впервые возникшая (в течение месяца, из группы нестабильной стенокардии); — недавно начавшаяся (2-3 месяца);
— ранняя (до 1 года).
ПО ТЕЧЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
— неосложненная (устойчиво стабильная, прогрессирующая с вариабельным порогом нагрузки); — осложненная (спонтанная, нестабильная стенокардия, внезапная коронарная смерть). В патологоанатомическом диагнозе отсутствует диагноз стенокардия, ее морфологическим субстратом являются разнообразные острые и хронические ее проявления при атеросклерозе коронарных артерий: диффузный мелкоочаговый или крупноочаговый кардиосклероз, мелкоочаговый инфаркт миокарда. В клинической практике врача кардиолога получили распространение классификации стабильной, нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда и их осложнений — кардиогенного шока и острой левожелудочковой недостаточности (Канадское общество кардиологов, 1976; Braunwald E., 2005; Killip T, Kimball J., 1967) и их коды, предусмотренные в МКБ-10 [2]. Нозологические единицы группы хронических ИБС представлены на рис. 4.
Нозологическая единица Категории Код
Атеросклеротический Атеросклеротическая болезнь I25.1 (диффузный мелкоочаговый) сердца (исключена сердечная кардиосклероз форма ГБ) Крупноочаговый Перенесенный в прошлом ИМ I25.2 (постинфарктный) (исключена аневризма сердца)
кардиосклероз
Хроническая аневризма сердца Аневризма сердца (только не I25.3 острая, являющаяся осложнением острого ИМ) Ишемическая кардиомиопатия Ишемия миокарда с диффузным I25.5 поражением (ФВ - 35% и ниже) Бессимптомная ишемия миокарда Бессимптомные эпизоды ишемии I25.6 миокарда при отсутствии приступов стенокардии
Рис. 4. Нозологические единицы группы хронических ИБС
Как видно на рис. 4, к группе хронических ИБС в настоящее время добавлена «ишемическая кардиомиопатия» как проявление длительной хронической ишемии миокарда с его диффузным поражением при отсутствии в анамнезе форм острой ИБС. К требованиям к формулировке диагноза ИБС относят следующие. В клиническом диагнозе недопустимо при наличии стенокардии, безболевой ишемии, ишемической кардиомиопатии ограничиваться диагнозом «атеросклеротический» или «постинфарктный» кардиосклероз. В патологоанатомическом диагнозе помимо указания на морфологический субстрат стенокардии или безболевой формы ишемии миокарда целесообразно дополнить диагноз (до и после слов: «по клиническим данным») уточнением клинической формы ишемии миокарда. Клинический и патологоанатомические диагнозы должны быть развернутыми, содержать полную характеристику (оперативные вмешательства и др.). Клинический диагноз основного заболевания — инфаркта миокарда должен быть сформулирован следующим образом. Основное заболевание: Острый трансмуральный инфаркт миокарда передней стенки левого желудочка (дата) (I21.0). Патологоанатомический диагноз основного заболевания — инфаркта миокарда должен быть сформулирован следующим образом. Основное заболевание: Острый трансмуральный инфаркт миокарда передней стенки левого желудочка (давностью около 5 суток, размеры очага некроза). Стенозирующий атеросклероз коронарных артерий сердца (3 степень, II стадия, стеноз до 70%) (I21.0).
III. Цереброваскулярные болезни — это групповое понятие класса БСК, включающее в себя кровоизлияния и инфаркты головного мозга, развившиеся вследствие аневризм или мальформаций сосудов головного мозга, если поражение сосудов обусловлено атеросклерозом артерий головного мозга, а не васкулитами, тромбоэмболическими осложнениями, травмой, опухолью или ее метастазами, системными заболеваниями и др. Требования МКБ-10 к формулировке и кодированию нозологических форм из группы ЦВБ близки к требованиям, предъявляемым для ИБС. Основные нозологические формы и групповые понятия, входящие в ЦВБ с кодами МКБ представлены на рис. 5.
Нозологическая единица Категории Код
Субарахноидальное кровоизлияние Включены кровоизлияние I60.1- вследствие разрыва аневризмы I60.9 Внутримозговое кровоизлияние Субкортикальное I61.0 Кортикальное I61.1 Стволовое I61.3 В мозжечок I61.4 Внутрижелудочковое I61.5 Ишемический инфаркт мозга Тромбоз прецеребральных I63.0 артерий Эмболия прецеребральных I63.1 артерий Тромбоз мозговых артерий I63.3 Эмболия мозговых артерий I63.6 Тромбоз вен (непиогенный) I63.8 Дисциркуляторная энцефалопатия Хроническая ишемия головного I67.8 мозга бездеменции (Р01.0) или паркинсонизма (G21)
Рис. 5. Нозологические единицы группы ЦВБ
Согласно требованиям МКБ-10, термин «инсульт» не может быть представлен как в клиническом, так и в патологоанатомическом диагнозе, так как требуется указать конкретную нозологическую единицу: ишемический инфаркт, кровоизлияние в ткань или оболочки головного мозга, с их детальной характеристикой. Термин «геморрагический инсульт» создает неясность: имеется в виду кровоизлияние в головной мозг или его оболочки (гематома) или геморрагическое пропитывание участки ишемического инфаркта головного мозга (геморрагический инфаркт). Ниже представлены примеры формулировки клинического и патологоанатомического диагнозов при ЦВБ. Согласно требованиям МКБ-10, клинический диагноз основного заболевания — внутримозгового кровоизлияния должен быть сформулирован следующим образом. Основное заболевание: Внутримозговое кровоизлияние в область подкорковых ядер правого полушария головного мозга: сопор, левосторонняя гемиплегия, птоз и мидриаз слева (I61.0). Патологоанатомический диагноз основного заболевания — внутримозгового кровоизлияния должен быть оформлен следующим образом. Основное заболевание: Внутримозговая гематома в области подкорковых ядер правого полушария головного мозга. Атеросклероз артерий головного мозга (стеноз до 30%) (I61.0). В заключение следует отметить следующее. Единые требования МКБ-10 к формулировке клинического и патологоанатомического диагнозов, основанных на стандартах, утвержденных в 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения — условие для систематизированной регистрации, анализа, интерпретации данных о заболеваемости и смертности, обеспечения полной совместимости данных. Соблюдение правил формулировки, кодирования клинического и патологоанатомического диагнозов позволяет: — унифицировать подходы к оформлению диагнозов; — повысить качество учета и оформления статистической медицинской документации; — обобщать и сравнивать данные медико-статистического анализа заболеваемости и деятельности больниц; — распространять современные методы планирования и управления ресурсами.
Список литературы:
1. Диагноз при сердечно-сосудистых заболеваниях. Формулировка. Классификация. Практическое руководство/Под редакцией И.Н.Денисова, С.Г.Гороховой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 2. О.В.Зайратьянц, Л.В.Кактурский. Справочник. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. — М.: МИА, 2008.
НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением
Первого МГМУ им. И.М.Сеченова
Е.А.МАРТЫНЧИК
Подписано в печать
26.12.2012