Recipe.Ru

<Письмо> Минздравмедпрома РФ от 01.07.1996 N 2510/3016-96-27 «О мерах повышения эффективности работы по предупреждению общественно опасных действий психически больных»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

1 июля 1996 г.

N 2510/3016-96-27

О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Проверки состояния работы по профилактике общественно опасных действий (ООД) психически больных, проведенные по указанию Минздравмедпрома России в ноябре 1995 — мае 1996 гг., а также посвященные этим вопросам кустовые рабочие совещания зон обслуживания Орловской и Ленинградской республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением выявили ряд существенных и характерных для различных территорий недостатков в организации этой деятельности. Очевидно, они играют определенную роль в росте числа общественно опасных действий психически больных, которое в конце 80-х — начале 90-х годов не превышало 7 тысяч в год, а в 1995 г. по данным судебно — психиатрических экспертных комиссий превысило 11 тысяч. Наиболее существенные из выявленных недостатков не связаны с какими — либо объективными факторами, их устранение не требует значительных материальных затрат и может быть достигнуто чисто организационными мерами, а также с помощью повышения уровня методического руководства этой работой со стороны главных психиатров органов здравоохранения и руководителей психиатрических и психоневрологических учреждений. Так, в Новгородской, Тверской, Орловской, Кемеровской, Воронежской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Читинской областях, Приморском крае, в республиках Карелия, Ингушетия, Саха (Якутия), Алтай, Адыгея, Бурятия, Тува, Карачаево — Черкесская до сих пор не созданы специализированные отделения с усиленным наблюдением для принудительного лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших ООД. В связи с этим судебно — психиатрические комиссии этих территорий, как правило, не рекомендуют судам применение этой меры медицинского характера даже при наличии показаний, что является нарушением Закона и Инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера (Приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988 г.). В тех территориях, где такие отделения созданы, уровень лечебно — реабилитационной работы в них нередко остается неудовлетворительным: не организована должным образом трудовая терапия, не укомплектованы штаты психологов и социальных работников, введенные Минздравом в 1994 г. (Приложение 2 к Приказу МЗМП РФ от 12.08.94 г. N 167) (Магаданская, Вологодская обл., Краснодарский и Алтайский края), что не позволяет проводить психо — коррекционные мероприятия, оказывать необходимую социальную помощь. Интерьеры этих отделений и режим содержания пациентов нередко напоминают тюремные, что не может способствовать их ресоциализации. Существенное значение имеет отсутствие необходимой преемственности между различными звеньями психиатрической службы, участвующими в осуществлении мероприятий по профилактике ООД. Проверка показала, что в выписных эпикризах, которыми обмениваются лечебные учреждения стационарного и амбулаторного звена психиатрической помощи при переводе больных, отсутствуют необходимые конкретные данные о проведенных лечебно — реабилитационных мероприятиях и их эффективности, а так же рекомендуемая программа терапевтических и социально — психиатрических мер хотя бы на первое время после перевода больного. Примером могут служить проанализированные выписки из историй болезни республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением гг. Орла и Санкт — Петербурга, а также психиатрических больниц Липецка, Тулы, Вологды, Новгорода, Республики Карелия и др. В значительной мере в результате отсутствия необходимой преемственности со стационарными учреждениями, а также недооценки руководителями психиатрических учреждений роли внебольничного звена в предупреждении ООД диспансерное наблюдение за больными, представляющими общественную опасность (так называемый спецучет), осуществляется формально, недостаточно дифференцировано, как и само формирование этой группы диспансерного наблюдения (гг. Тула, Липецк, Новгород, Вологда, Санкт — Петербург и Ленинградская обл., Республика Карелия). Состав группы спецучета длительное время не пересматривается, количество включенных в нее больных, не совершавших ООД, но по клиническим признакам, представляющих опасность, неоправданно мало, само наблюдение сводится к посещениям с установленной инструкцией периодичностью, даже редуцированные рекомендации больниц, осуществляющих принудительное лечение конкретных больных, не выполняются. Для устранения отмеченных недостатков и повышения эффективности работы по предупреждению общественно опасных действий психически больных Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской федерации считает необходимым: создать специализированные отделения для принудительного лечения с усиленным наблюдением во всех административных территориях — субъектах Российской федерации с количеством коек, соответствующим потребностям региона, исходя из расчетных данных о том, что в такие отделения, в соответствии с установленными критериями отбора, должно направляться не менее 50-60% всех лиц, признающихся невменяемыми; обязать все психиатрические учреждения при передаче больного, представляющего общественную опасность, другому учреждению сообщать в медицинских документах наряду с диагнозом и другими общемедицинскими сведениями следующие дополнительные данные, входящие в «Формулу общественной опасности»: ведущий синдром; тип течения заболевания; психопатологический механизм, характер и кратность ООД; личностные и ситуационные факторы, способствующие или препятствующие их осуществлению; проведенные лечебно — реабилитационные мероприятия и их эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению ООД; принять необходимые меры к введению в штатное расписание отделений для принудительного лечения должностей психологов и социальных работников в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Приказом МЗМП РФ N 167 от 12.08.94 г. и укомплектованию их соответствующими специалистами; широко привлекать указанных специалистов к работе по психокоррекции и оказанию социальной помощи больным, находящимся на принудительном лечении; в деятельности внебольничных психиатрических учреждений по профилактике ООД психически больных строго руководствоваться Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий психически больных, утвержденной Приказом Минздрава СССР и МВД СССР N 357/93 от 5 мая 1988 г., регулярно осуществлять коррекцию состава группы спецнаблюдения, привлекать социальных работников для оказания социальной помощи пациентам этой группы; шире применять в отношении них дифференцированные лечебно — реабилитационные мероприятия, в частности, рекомендованные врачами психиатрического стационара, осуществлявшего принудительное лечение; обязать председателей судебно — психиатрических экспертных комиссий при выборе рекомендуемой меры медицинского характера строго руководствоваться критериями, содержащимися в Уголовном кодексе РСФСР и во Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия (Приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225 от 31.03.1988 г.), а не конъюнктурными соображениями и неправомерными указаниями руководителей психиатрических служб.

Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ


Exit mobile version