МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
28 декабря 2000 г.
N 2510/14329-32
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ
Во исполнение решения коллегии Минздрава России от 25.04.2000 (протокол N 8, п. 3) «О лекарственном обеспечении ветеранов», Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с привлечением специалистов по клинико — экспертной работе, по организации и управлению деятельностью лечебно — профилактических и фармацевтических учреждений, по организации обязательного медицинского страхования были проведены комплексные проверки состояния лекарственного обеспечения ветеранов в ряде территорий Северо — Западного и Центрального районов России. В ходе проверок были изучены медицинские документы пациентов, находящихся в стационарах различного уровня и профиля (областные, городские, центральные районные и участковые больницы, специализированные диспансеры), а также в соответствующих амбулаторно — поликлинических учреждениях. Наряду с лечебно — профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, были проверены медицинские учреждения иной ведомственной принадлежности. Во всех проверенных субъектах Российской Федерации утверждены территориальные целевые программы лекарственного обеспечения населения и лечебно — профилактических учреждений, территориальные перечни и формуляры жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, осуществляются меры по контролю за ценообразованием на лекарства и по оптимизации закупок препаратов для лечебно — профилактических учреждений и льготных групп населения путем проведения тендерных торгов. Вместе с тем, больше выявлены случаи нерационального расходования выделенных на эти цели государственных средств, связанные с необоснованным назначением лекарств. Установлено, что назначение лекарственных средств пациентам при амбулаторном и стационарном лечении осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)». В то же время, должный текущий и плановый контроль со стороны заведующих отделениями и заместителей главных врачей по клинико — экспертной работе за обоснованностью проводимой терапии, регламентированный приказом Минздрава России и Федерации фонда ОМС от 11.12.1998 г. N 361/99 «О порядке осуществления контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в полной мере не проводится. Наиболее часто встречаются следующие недостатки: — при назначении лекарств не принимаются во внимание утвержденные Минздравом России федеральные стандарты лечения отдельных групп заболеваний (гастроэнтерологических, пульмонологических, психоневрологических и др.); — назначаются лекарственные препараты с недоказанной эффективностью (АТФ, кокарбоксилаза, рибоксин, витамины, поляризующие смеси и др.); — без достаточных показаний назначается парентеральное введение лекарств, таких, как фуросемид, эуфиллин, препараты калия, нитраты, смеси электролитов и пр.; — необоснованно часто соматическим больным в стационарах назначаются психотропные средства (транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные и т.д.); — без достаточных оснований назначаются антигистаминные препараты при неаллергической патологии, гентамицин и другие антибиотики при внебольничных пневмониях без посева мокроты и определения чувствительности к антибиотикам, препараты калия у кардиологических больных без контроля уровня калия в крови, a также невзирая на нормальный или высокий уровень, фуросемид и коротко действующие дигидропиридины в лечении артериальной гипертонии и пр.; — не назначаются абсолютно показанные лекарственные средства (антибактериальная терапия при язвенной болезни, бета — блокаторы при ишемической болезни сердца с гиперкинетическим типом кровообращения, ингибиторов АПФ при недостаточности кровообращения, базисной противовоспалительной терапии при бронхообструктивных заболеваниях и т.д.); — одновременно назначаются препараты с однонаправленным терапевтическим эффектом (бета — блокатор + верапамил, эуфиллин + теопэк, диклофенак + индометацин и т.п.); — имеют место случаи назначения лекарств при наличии противопоказаний (диклофенак при обострении язвенной болезни, пенициллин при бронхиальной астме), а также назначение несовместимых препаратов; — при стационарном и амбулаторном лечении имеет место полипрагмазия (одновременное назначение 7-8 препаратов для лечения одного заболевания) и политерапия (одновременная терапия всех имеющихся у пациента заболеваний). Наиболее часто эти недостатки отмечаются в больницах и госпиталях ветеранов войн, a также при назначении лекарств на льготных условиях этой категории граждан; — не осуществляется возрастная корректировка дозировок лекарственных средств, режимов и способов введения препаратов (парентеральное назначение больших объемов жидкостей, недостаточно медленно и т.д.) у граждан пожилого, особенно старческого возраста; — в историях болезни отсутствуют достаточные обоснования для назначения того или иного препарата, отсутствуют необходимые данные лабораторных и инструментальных исследований, записи консультаций узких специалистов, подтверждающие целесообразность выбора лекарств. Кроме того, при амбулаторном лечении клиническая эффективность проводимой терапии оценивается недостаточно: записи в амбулаторных картах также не всегда мотивируют выбор рекомендуемых препаратов, в течение длительного времени назначаются одни и те же лекарственные средства, несмотря на отсутствие клинического эффекта. В целях обеспечения проведения рациональной лекарственной терапии и усиления контроля за обоснованностью назначения лекарств Минздрав России рекомендует принять следующие меры: 1. Активизировать работу по созданию формулярных комитетов при органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований, a также по созданию формулярных комиссий в лечебно — профилактических учреждениях. При этом на формулярные комитеты и комиссии рекомендуется возложить следующие функции: — разработка и утверждение соответствующих формуляров (территориальных, амбулаторно — поликлинических, больничных, отделенческих и т.п.) лекарственных средств на основе принципов доказательной медицины по наиболее распространенным нозологическим формам с учетом профиля учреждений, его мощность и объемы финансирования; выделение в формулярах препаратов для этиопатогенетической, вспомогательной терапии и для профилактики возможных осложнений; — контроль за обоснованностью и целесообразностью назначения лекарственных препаратов; регулярное обсуждение выявленных недостатков на клинических конференциях; — на основании представлений из аптечных учреждений сведений о неправильно выписанных рецептах проведение семинарских занятий о правилах оформления рецептурных бланков с врачами и средним медицинским персоналом лечебно — профилактических учреждений. 2. Продолжить работу по введению должностей клинических фармакологов в штатное расписание крупных лечебно — профилактических учреждений. При этом необходимо возложить на клинических фармакологов функции постоянного мониторинга за обоснованностью назначения, совместимостью и побочным действием лекарственных средств. 3. Осуществлять регулярный мониторинг главными специалистами различного профиля органов управления здравоохранением субъектов федерации и муниципальных образований за выполнением контрольных функций в части обоснованности назначения лекарств заместителями главных врачей лечебно — профилактических учреждений по клинико — экспертной работе. 4. Регулярно проводить семинары по вопросам клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии для врачей практического звена с привлечением клиницистов из научно — исследовательских и образовательных медицинских учреждений и главных специалистов различного профиля органов управления здравоохранением субъектов федерации и муниципальных образований. 5. Ускорить внедрение в лечебно — профилактических учреждениях автоматизированной информационно — аналитической системы анализа состояния лекарственного обеспечения и контроля за качеством лечения больных. 6. Завершить работу по внедрению персонифицированного учета граждан, имеющих льготный статус, и отпускаемых им лекарственных средств.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ