При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2017 г. N 15-3/2974-07
Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения совместно с Правовым Департаментом рассмотрел обращение от 07.02.2017 N 3-МЗ/2017 по вопросу применения в настоящее время приказа Минздрава СССР от 29.12.1969 N 932 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению санаторно-курортной помощи детям с нетуберкулезным заболеваниями» (далее — приказ Минздрава СССР от 29.12.1969 N 932) и сообщает. Положения приказа Минздрава СССР от 29.12.1969 N 932 преимущественно касаются организации деятельности санаторно-курортных организаций в отдельных республиках СССР, а также носят срочный характер, в связи с чем фактически применяться не могут. Кроме того, понятие «санаторно-курортная помощь» не применяется в действующем законодательстве в сфере охраны здоровья. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в настоящее время используется понятие «санаторно-курортное лечение», которое включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Порядок организации санаторно-курортного лечения, утвержденный приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н, устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, на территории Российской Федерации. Отбор и направление детей на лечение в санаторно-курортные организации, а также выбор профиля санатория и его месторасположение определяют специалисты медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, в соответствии с порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256, и перечнем медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 N 281н. Перечень медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, перечень медицинских противопоказаний к его осуществлению, а также сроки проведения санаторно-курортного лечения проработаны и сформированы с учетом мнения профессиональных сообществ в сфере оказания медицинских услуг и главными внештатными профильными специалистами Минздрава России на основании накопленных научных данных о результатах лечения тех или иных заболеваний природными лечебными ресурсами в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Таким образом, организация и проведение санаторно-курортного лечения детей в Российской Федерации урегулировано действующими нормативными правовыми актами. В этой связи требует уточнения — о применении каких структурных единиц приказа Минздрава СССР от 29.12.1969 N 932 необходимы разъяснения.
Директор Департамента
Е.Н.БАЙБАРИНА
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2017 г. N 15-2/10/2-3461
Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 54 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р, направляет методические рекомендации «Организация трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации», разработанные ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и согласованные Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо от 19.05.2017 N ТС-91/08).
Первый заместитель Министра
И.Н.КАГРАМАНЯН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
ГАУЗ «ДЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, главных врачей детских больниц, поликлиник, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Введение
Дети в трудной жизненной ситуации составляют до 20% детского населения Российской Федерации, причем эти данные носят приблизительный характер и включают только те случаи, когда нахождение в такой ситуации уже представляет серьезную проблему для ребенка. Социально детерминированные ситуации, непосредственно угрожающие здоровью и жизни ребенка (жестокое обращение с детьми, безнадзорность и беспризорность, буллинг, распространение «рискованных форм» поведения и др.), требуют безотлагательного решения. Отсутствие должной системы оказания медико-социальной помощи данному контингенту детей и их семей — одна из главных причин предотвратимых потерь здоровья и жизни детей и подростков. В Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» указывается на необходимость разработки и внедрения эффективных современных технологий медико-социальной помощи детям и подросткам. Таким образом, в современных условиях, совершенствование системы медицинского обеспечения детского населения должно осуществляться не только по пути повышения эффективности и качества лечебно-диагностической помощи, но и интенсивного развития профилактической и медико-социальной помощи. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» указано, что структура детской поликлиники предусматривает наличие отделения медико-социальной помощи (ОМСП). Разработка и апробация типовой региональной модели организации медико-социальной помощи детскому населению осуществлялось в рамках мероприятий Рабочей группы N 3 «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения организации эффективной медико-социальной помощи детскому населению в субъектах РФ. Целью медико-социальной помощи детскому населению является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации детей с физической и психической патологией, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими работниками с высшим и средним медицинским образованием, а также специалистами немедицинского профиля (психологами, юристами, специалистами по социальной работе) в амбулаторных условиях, стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Основные понятия
В настоящих методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения: медико-социальная помощь детскому населению — комплекс интегрированных мероприятий медицинского, социального, психологического, юридического характера, направленных на восстановление, сохранение, укрепление здоровья для обеспечения социального благополучия несовершеннолетних; безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее — ТЖС) — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Дети и их семьи из группы повышенного социального риска — обобщенная группа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
- Законодательное и нормативно-правовое обеспечение создания трехуровневой системы оказания медико-социальной помощи детскому населению в РФ. Успешная организация системы медико-социальной помощи детскому населению обеспечивается наличием регламентирующих ее деятельность законодательных и нормативно-правовых актов. Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации («О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 05.05.1999 N 154; «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» от 30.05.2002 N 176; «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» от 23.01.2007 N 56; «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04.2012 N 366н) рекомендуют предусматривать в структуре детских поликлиник отделения медико-социальной помощи. Прописано, что поликлиники, кроме всего прочего, осуществляют следующие функции: медико-социальную и психологическую помощь детям; организацию медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные организации. «Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового» регламентируют обеспечение передачи информации о детях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники.
1.1. Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, оказывающих медико-социальную помощь детскому населению в РФ: — Конвенция ООН «О правах ребенка»;
— Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; — Федеральные законы Российской Федерации: — ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; — ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; — ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; — ФЗ от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ); — ФЗ от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; — ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; — ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; — ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказы и иные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Российской Федерации: — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.05.1999 N 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.06.2010 N 480н «О порядке предоставления сведений о состояния здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»; — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий». — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1706 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации»; Примечание:
— При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении (далее — СОП), медицинским организациям следует учитывать принятые на территории субъектов Российской Федерации соответствующие нормативные правовые акты и (или) межведомственные документы. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Трехуровневая модель медико-социальной помощи детскому населению в субъектах РФ. В соответствии с рекомендациями Минздрава РФ (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 N 1706) в целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ государственных гарантий субъектам РФ рекомендовано сформировать и развивать трехуровневую систему оказания гражданам медицинской помощи: — на I уровне — оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (к учреждениям первого уровня относятся центральные районные больницы, городские поликлиники, городские, районные и участковые больницы, станции скорой медицинской помощи); — на II уровне — оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) центры, а также в диспансерах и многопрофильных больницах; — на III уровне — оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в региональных медицинских организациях. При создании региональной системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним целесообразно основываться на принципах функционирования трехуровневой модели. В медицинских организациях медико-социальная помощь оказывается всеми медицинскими работниками в рамках своей основной деятельности. К профильным подразделениям по оказанию медико-социальной помощи относятся: — на I уровне — кабинеты (отделения) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП. Данные подразделения создаются на базе детских поликлиник и поликлинических отделений районных и городских больниц; — на II уровне — межмуниципальные отделения (центры) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП в структуре медицинских организаций, относящихся ко второму уровню оказания бесплатной медицинской помощи детскому населению; — на III уровне — региональный центр (далее «Центр») медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Функционирование системы медико-социальной помощи детям основывается на принципах: — законности;
— поддержки ребенка, взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам оказания медико-социальной помощи; — индивидуального подхода к ребенку при оказании медико-социальной помощи с соблюдением конфиденциальности полученной информации; — уважительного отношения к ребенку, его родителям или иным законным представителям. К основным задачам системы медико-социальной помощи детям в субъектах РФ относятся: 1) выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, относящихся к категориям лиц, установленных федеральным законодательством; 2) комплексный анализ факторов медико-социального риска; 3) разработка и реализация индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной, правовой и психологической помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП; 4) обеспечение маршрутизации детей в трехуровневой системе оказания медико-социальной помощи; 5) организация внутриведомственного взаимодействия медицинских организаций для успешной реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 6) обеспечение экстренного межведомственного взаимодействия медицинских организаций с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 Федерального закона N 120-ФЗ), учитывающего принятые на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовые акты и (или) межведомственные документы; 7) обобщение и распространение опыта оказания медико-социальной помощи детям и обеспечение организационно-методической поддержки медицинским организациям; 8) проведение мониторинга и анализа деятельности медицинских организаций по оказанию медико-социальной помощи детям с последующим совершенствованием системы; 9) подготовка отчетов по результатам анализа деятельности медицинских организаций по оказанию медико-социальной помощи в региональный исполнительный орган власти в области здравоохранения.
3. Организация системы медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. Медико-социальная помощь детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП осуществляется при оказании всех видов педиатрической медицинской помощи: первичной медико-санитарной, скорой и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Медико-социальная помощь может оказываться в следующих условиях: 1. амбулаторно:
1.1. в фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, детских поликлиниках, поликлинических отделениях медицинских организаций — врачами и средними медицинскими работниками; 1.2. в кабинетах, отделениях, межмуниципальных центрах, отделениях, а также региональных центрах медико-социальной помощи медицинских организаций — врачами, средними медицинскими работниками, специалистами немедицинского профиля (психологами, юристами, специалистами по социальной работе и пр.); 1.3. на дому при вызове указанных ваше работников, а также при проведении медицинских и медико-социальных патронажей. 2. В дневных стационарах (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) — врачами, средними медицинскими работниками и специалистами немедицинского профиля. 3. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) — врачами, средними медицинскими работниками и специалистами немедицинского профиля. Медико-социальная помощь включает в себя следующие мероприятия: 1) проведение постоянного мониторинга медико-социального благополучия детей и их семей при оказании медицинской помощи; 2) выявление детей, находящихся в ТЖС и (или) СОП; 3) анализ факторов медико-социального риска, а также оценка возможности устранения или снижение силы их воздействия на ребенка; 4) принятие экстренных мер по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в СОП, путем направления экстренного извещения органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством; 5) профилактика, диагностика, лечение заболеваний и состояний, отнесенных к факторам медико-социального риска; 6) разработка и реализация индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной, правовой и психологической помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП; 7) организация междисциплинарного взаимодействия внутри медицинской организации при разработке и реализации индивидуальных комплексных программ оказания медико-социальной помощи; 8) организация внутриведомственного взаимодействия с амбулаторно-поликлиническими и стационарными медицинскими организациями, диспансерами, центрами здоровья и другими медицинскими организациями при оказании медико-социальной помощи; 9) инициация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 10) информирование родителей или иных законных представителей ребенка и несовершеннолетних старше пятнадцатилетнего возраста о возможности получения медицинской, социальной, психологической, юридической и других видов помощи в медицинских организациях, а также в иных государственных и общественных организациях; 11) формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение детского населения. С целью своевременного обнаружения детей, находящихся в ТЖС и (или) СОП, в медицинской организации осуществляется мониторинг медико-социального благополучия детей. В рамках оказания любой медицинской помощи врачи и средний медицинский персонал независимо от занимаемой должности выявляют и оцениваются факторы медико-социального риска. При обнаружении факторов социальной опасности необходимо сообщить об этом руководству медицинской организации. Руководитель медицинской организации:
— выясняет обстоятельства социальной опасности для ребенка; — при подтверждении факта нахождения несовершеннолетнего в СОП обеспечивает срочное информирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направляя экстренное извещение (при этом передача персональных данных ребенка по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей); — принимает все необходимые усилия для защиты жизни и здоровья данного ребенка от воздействия социально опасных факторов; — при необходимости организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии медицинской организации с целью разработки индивидуальной комплексной программы помощи данному ребенку; — назначает ответственных лиц по обеспечению оказания медико-социальной помощи данному ребенку из числа работников отделения (кабинета) медико-социальной помощи, а при отсутствии подобного подразделения — других работников медицинской организации; — лично контролирует и координирует деятельность работников медицинской организации по оказанию медико-социальной помощи данному ребенку до прекращения нахождения несовершеннолетнего в СОП; — организует взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при необходимости внутриведомственное взаимодействие с другими медицинскими организациями. Если в результате проведения мониторинга социального благополучия выявляется несовершеннолетний, находящийся в ТЖС, сведения о данном ребенке передаются в отделение (кабинет) медико-социальной помощи. При этом медицинский работник сообщает родителям или (иным) законным представителям ребенка о возможности получения медико-социальной помощи. В случае если несовершеннолетний гражданин достиг пятнадцатилетнего возраста, ему лично сообщается о возможности предоставления медико-социальной помощи. Передача любых персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну, по каналам вневедомственного взаимодействия допускается только после оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей, а для несовершеннолетнего гражданина, достигшего пятнадцатилетнего возраста — личного добровольного информированного согласия. Оказание медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС, осуществляется работниками отделения (кабинета) медико-социальной помощи при тесном взаимодействии с медицинскими работниками участковой педиатрической службы и образовательных организаций при наличии добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей, а для несовершеннолетнего гражданина, достигшего пятнадцатилетнего возраста, — дачного добровольного информированного согласия. В случае отказа от медико-социальной помощи организуется индивидуальный мониторинг социального благополучия ребенка силами медицинских работников участковой педиатрической службы и дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций для исключения риска трансформации ТЖС в СОП. Решение о длительности ведения мониторинга принимается на заседании медико-социальной комиссии медицинской организации. Индивидуальные комплексные программы медико-социальной помощи разрабатываются на заседаниях медико-социальной комиссии медицинской организации. При наличии показаний для проведения дополнительных консультаций специалистами подразделений второго уровня системы оказания медико-социальной помощи, лечащий врач направляет ребенка в межмуниципальное отделение (центр). При этом он обеспечивает информационное взаимодействие с указанным подразделением. По результатам проведенных консультаций в подразделениях второго уровня проводится корректировка индивидуальных комплексных программ медико-социальной помощи. Диспансерное наблюдение несовершеннолетнего, находящегося в СОП, обеспечивается работниками отделения (кабинета) медико-социальной помощи при тесном взаимодействии с медицинскими работниками участковой педиатрической службы, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Решение о снятии с диспансерного учета несовершеннолетнего, находящегося в СОП, принимается на заседании медико-социальной комиссии медицинской организации.
3.1. Организация деятельности кабинета (отделения) медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.
- Общие положения
1.1. Кабинет (отделение) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, (далее — Кабинет) создается на базе медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную педиатрическую помощь (детских поликлиник, поликлинических отделений городских поликлиник, городских и муниципальных больниц), и является подразделением оказания медико-социальной помощи детям первого уровня. 1.2. Руководство Кабинетов осуществляется специалистом с высшим медицинским образованием, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности в установленном порядке руководителем медицинской организации.
2. Цель Кабинета
2.1. Сохранение и укрепление здоровья обслуживаемых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, посредством реализации медико-социальных мероприятий.
3. Задачи Кабинета
3.1. Выявление и медико-социальный патронаж детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, в рамках деятельности медицинской организации. 3.2. Направление экстренного извещения о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами, а также в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня. 3.3. Направление сведений о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации, в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня. 3.4. Обеспечение маршрутизации детей с целью оказания медико-социальной помощи в соответствии с рекомендациями межмуниципального отделения медико-социальной помощи второго уровня совместно с руководством медицинской организации. 3.5. Гигиеническое, включая половое, воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентация на здоровую семью. 3.7. Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. 3.8. Организация межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, в рамках предоставленных полномочий. 3.9. Организация непрерывного мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, с предоставлением отчетов о деятельности Кабинета в межмуниципальное отделение медико-социальной помощи второго уровня.
4. Штаты Кабинета
4.1. Штатная численность медицинского и иного персонала Кабинета определяются с учетом объема проводимой медико-социальной работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского и иного персонала для медицинской организации. 4.2. В структуре Кабинета рекомендуется предусматривать: кабинет врача-педиатра;
кабинет специалиста по социальной работе (социального работника). 4.3. Для решения задач в области охраны репродуктивного здоровья привлекаются специалисты медицинской организации: детский акушер-гинеколог, детский уролог-андролог (детский хирург) и т.д.
3.2. Организация деятельности межмуниципального отделения (центра) медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.
- Общие положения
1.1. Межмуниципальное отделение (центр) медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП (далее — Отделение), создается на базе центральных районных и детских городских больниц, детских городских поликлиник и является подразделением оказания медико-социальной помощи второго уровня. 1.2. Руководство Отделением осуществляется заведующей отделением, назначаемым и освобождаемым от занимаемой должности в установленном порядке руководителем медицинской организации. 1.3. Учет и отчетность о деятельности Отделения представляется по формам и в сроки, установленные региональным исполнительным органом власти в области здравоохранения.
2. Цели Отделения
2.1. Сохранение и укрепление здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, посредством реализации медико-социальных мероприятий.
3. Задачи Отделения
3.1. Выявление и медико-социальный патронаж детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. 3.2. Организация работы медико-социальной комиссии с целью разработки индивидуальных планов медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП и участия в межведомственном взаимодействии. 3.3. Оказание медицинской, психологической, социальной и правовой помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности по направлению подразделений оказания медико-социальной помощи первого уровня. 3.4. Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек/девушек и мальчиков/юношей. 3.5. Гигиеническое, включая половое, воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью. 3.6. Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. 3.7. Организация межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, в рамках предоставленных полномочий. 3.8. Организация непрерывного мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, на первом и втором уровне. 3.9. Анализ деятельности подразделений первого уровня оказания медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, подготовка обобщенных отчетов и представление их в региональный центр медико-социальной помощи детям. 3.10. Обеспечение, совместно с региональным центром медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, организации и проведения семинаров, совещаний, конференций по вопросам медико-социальной помощи детям, подросткам.
4. Структура и штаты Отделения
4.1. Штатная численность медицинского и иного персонала отделения определяются с учетом объема проводимой медико-социальной работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского и иного персонала для медицинской организации. 4.2. В структуре Отделения рекомендуется предусматривать: кабинет врача-педиатра;
кабинет психолога (медицинского психолога), кабинет специалиста по социальной работе (социального работника), кабинет юриста.
4.3. Для решения задач в области охраны репродуктивного здоровья привлекаются специалисты медицинской организации: детский акушер-гинеколог, детский уролог-андролог (детский хирург) и т.д.
3.3. Организация деятельности Регионального центра (далее «Центр») медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.
- Общее положение
1.2. Центр медико-социальной помощи детям и их семьям, находящимся в ТЖС и (или) СОП (далее — Центр), создается на базе детской региональной медицинской организации субъекта Российской Федерации, является подразделением оказания медико-социальной помощи третьего уровня. 1.3. Центр возглавляет заведующий (начальник), назначаемый на должность руководителем медицинской организации, в состав которой входит Центр. 1.4. Заведующий (начальник) организует работу Центра, представляет его интересы, несет ответственность за его деятельность. 1.5. Структура Центра утверждается руководителем медицинской организации, в состав которой входит Центр.
2. Цель Центра
2.1. Сохранение и укрепление здоровья детского населения посредством реализации медико-социальных мероприятий, учитывающие специфические особенности детей и подростков, направленных на медицинскую, социальную, правовую и психологическую защиту детей и подростков, а также их семей.
3. Задачи Центра
3.1. Координация работы трехуровневой системы медико-социальной помощи детям в регионе и участие в организации межведомственного взаимодействия. 3.2. Организация мониторинга состояния здоровья детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении. 3.3. Анализ деятельности подразделений первого и второго уровня оказания медико-социальной помощи детям, подготовка обобщенных отчетов и представление их в региональный исполнительный орган власти в области здравоохранения. 3.4. Разработка организационно-методических рекомендаций по оказанию медико-социальной помощи детскому населению. 3.5. Проведение организационно-методических мероприятий со специалистами учреждений здравоохранения, оказывающими медико-социальную помощь детям. 3.6. Проведение медицинской, психологической, социально-правовой консультативной помощи детям по направлению подразделений оказания медико-социальной помощи первого и второго уровня.
4. Должностные обязанности медицинских работников при оказании медико-социальной помощи.
4.1. Роль работников участковой педиатрической службы в оказании медико-социальной помощи. Работникам участковой педиатрической службы (участковому врачу-педиатру, семейному врачу, участковой медицинской сестре, фельдшеру) принадлежит ключевая роль в системе оказания медико-социальной помощи детям. На работников участковой педиатрической службы возлагаются обязанности по проведению мониторинга медико-социального благополучия прикрепленных детей, начиная с периода новорожденности. При проведении первичного патронажа к новорожденному ребенку необходимо: а) исключить наличие в ближайшем окружении ребенка признаков ТЖС и (или) СОП; б) по результатам изучения анамнестических данных, выписки из родильного отделения или стационара, объективного осмотра ребенка оценить наличие биологических факторов медико-социального риска со стороны ребенка; в) при составлении плана наблюдения ребенка на первом году жизни необходимо дополнительно включить мероприятия по обеспечению дальнейшего контроля за медико-социальным благополучием ребенка, расширить круг назначений для возможной нейтрализации выявленных неблагополучных факторов; г) провести с родителями и ухаживающими лицами подробную беседу о правилах кормления, ухода, обследования и лечения ребенка. При этом сделать акцент на выявленные факторы медико-социального риска с целью профилактики, нарушений прав ребенка; д) сообщить своему непосредственному руководителю (заведующему отделением, поликлиникой и пр.) о появлении на участке ребенка из группы социального неблагополучия, представить ему на экспертизу первичную медицинскую документацию, доложить о запланированной работе с ребенком; е) обсудить с участковой медицинской сестрой план дальнейшего наблюдения данного ребенка, разъяснить ей какие факторы медико-социального риска выявлены и какова ее роль в оценке этих факторов при проведении сестринских патронажей; ж) провести с участковой медсестрой дополнительный инструктаж по периодичности и содержанию патронажей к данному ребенку, разработать индивидуальную программу занятий с родителями в рамках «Школы матери» в соответствии с выявленными факторами социального риска; з) сведения о ребенке из группы социального риска заносятся в паспорт педиатрического участка для последующего диспансерного учета и отчетности. При дальнейшем наблюдении ребенка участковый врач-педиатр и медицинская сестра должны проводить своевременные диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия по предупреждению реализации факторов социального риска. При обнаружении ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, работникам участковой службы необходимо проинформировать родителей или иных законных представителей ребенка, а также несовершеннолетних старше пятнадцатилетнего возраста о возможности получения медико-социальной помощи в кабинете (отделении) медико-социальной помощи первого уровня. Сведения о ребенке направляются заведующему педиатрическим отделением и в кабинет (отделение) медико-социальной помощи. При обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, участковый врач или медсестра должны незамедлительно сообщить об этом своему руководителю и принять все меры по защите данного ребенка от факторов социальной опасности.
4.2. Обязанности заведующего педиатрическим отделением при организации медико-социальной помощи. 1. Заведующий отделением оценивает факторы социального риска ребенка по результатам проведенного участковым врачом-педиатром первичного патронажа новорожденного. 2. В зависимости от выявленных факторов совместно с участковым врачом-педиатром определяет группу наблюдения ребенка и составляет план наблюдения до года. При наличии клинических показаний проводит очную консультацию. 3. Осуществляет дальнейший контроль за выполнением плана наблюдения работниками участковой службы. 4. Обеспечивает взаимодействие отделения с кабинетом (отделением) медико-социальной помощи. 5. При отнесении ребенка к группам социального риска заведующий передает документы в кабинет (отделение) медико-социальной помощи, для подготовки документов ребенка для рассмотрения на заседании медико-социальной комиссии поликлиники. 6. Принимает активное участие в работе медико-социальной комиссии. 7. При отсутствии в поликлинике кабинета (отделения) медико-социальной помощи самолично подготавливает документы ребенка для рассмотрения на заседании медико-социальной комиссии поликлиники. 8. При поступлении от участкового врача, медсестры или фельдшера сведений о том, что какой-либо ребенок, возможно, находится в социально опасном положении, незамедлительно оформляет экстренное извещение, передает его руководителю медицинской организации.
4.3. Обязанности руководителя детской поликлиники при организации медико-социальной помощи. Руководитель детской поликлиники (детского поликлинического отделения) обеспечивает оказание медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, проживающим на территории обслуживания. В его обязанности входит: 1) создание условий в организации по обеспечению защиты прав ребенка; 2) организация работы кабинета (отделения) медико-социальной помощи; 3) организация работы медико-социальной комиссии в медицинской организации в статусе подкомиссии врачебной комиссии; 4) обеспечение руководства медико-социальной комиссией; 5) создание условий для успешного междисциплинарного взаимодействия внутри поликлиники при оказании медико-социальной помощи детям; 6) обеспечение межведомственного взаимодействия с «внешними организациями» при реализации программ медико-социальной помощи; 7) направление экстренного извещения о несовершеннолетнем, находящимся в социально опасном положении, в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 8) осуществление контроля за дальнейшей судьбой данного ребенка; 9) организация учета в отчетности о деятельности медицинской организации и его подразделений в части оказания медико-социальной помощи.
5. Организация работы специалистов отделения (кабинета) медико-социальной помощи. Комплексная медико-социальная помощь оказывается в соответствии с разработанными индивидуальными программами специалистами ОМСП: врачом-педиатром, психологом, специалистом по социальной работе, юристом.
5.1. Обязанности заведующего отделением (кабинетом) медико-социальной помощи детям, врача-педиатра. Заведующий отделением медико-социальной помощи детской поликлиники обязан: 1) обеспечить объем, качество и культуру медико-социальной, правовой и психологической помощи в отделении медико-социальной помощи детям детской поликлиники в соответствии с действующим положением отделения, уровнем его оснащенности медицинским оборудованием, кадрами и методическими материалами; 2) организовать учет детей из группы повышенного социального риска и их диспансерное наблюдение; 3) организовать проведение мониторинга семей с целью выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 4) обеспечить разработку индивидуальных программ медико-социальной, правовой и психологической помощи детям из групп повышенного социального риска; 5) обеспечивать оказание медико-социальной, правовой и психологической помощи детям из групп повышенного социального риска по индивидуальным программам; 6) организовать работу МСК детской поликлиники; 7) организовать работу в информационной системе «учет и мониторинг несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении»; 8) работать в тесном взаимодействии с врачами поликлиник и профильными отделениями стационара; 9) проводить анализ причин некачественного оказания медико-социальной помощи профильным больным на амбулаторном этапе; 10) участвовать в разработке информационных писем для медицинских организаций региона по актуальным вопросам оказания медицинской помощи детям на амбулаторном этапе; 11) вести контрольную диспансеризацию, изучать эффективность лечения заболевания при применении новых методов лечения; 12) обеспечить своевременную госпитализацию экстренных, плановых больных в профильные отделения стационара; 13) аккуратно и качественно оформлять и вести медицинскую документацию, проводить анализ качественных показателей своей работы, врачей своего подразделения; 14) обеспечить взаимодействие отделения с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами; 15) организовать проведение санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни с детьми и родителями в детской поликлинике; 16) обеспечить взаимодействие отделения медико-социальной помощи детям детской поликлиники с педиатрическим отделением и отделением организации медицинский помощи несовершеннолетним в образовательных организациях с целью обеспечения осмотров детей. 17) планировать работу отделения и анализировать показатели его деятельности; 18) участвовать в подготовке статистических отчетов, информационно-аналитических материалов по работе отделения.
5.2. Обязанности психолога отделения медико-социальной помощи. В обязанности психолога отделения медико-социальной помощи входит: 1) работа по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию детей и подростков из групп повышенного социального риска; 2) проведение психодиагностических исследований (групповых и индивидуальных); 3) осуществление групповой и индивидуальной коррекции психологического состояния и поведения детей и подростков; 4) разработка развивающих и психокоррекционных программ, тренинги с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов детей и подростков; 5) работа по профориентации подростков с учетом их пожеланий; 6) оценка эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий в зависимости от состояния здоровья пациента; 7) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предоставления психологической помощи; 8) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с муниципальными органами власти, органами внутренних дел, государственными и общественными организациями по защите прав детей, находящихся в ТЖС по вопросам предоставления психологической помощи; 9) консультирование работников других специальностей по вопросам предоставления вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии; 10) проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей; пропаганде здорового образа жизни; 11) ведение учетно-отчетной документации.
5.3. Обязанности специалиста по социальной работе отделения медико-социальной помощи. Специалист по социальной работе отделения обеспечивает родителей и детей-подростков информацией о возможности получения социальной помощи вне поликлиники, а также организует взаимодействие с центрами, оказывающими социальную помощь, в случае направления родителей или иных законных представителей детей до 14-ти лет и детей-подростков в эти организации. В обязанности специалиста по социальной работе входит: 1) выявление и учет детей медико-социального риска; 2) изучение потребностей детей медико-социального риска в конкретных видах социальной помощи; 3) проведение экстренных и плановых социальных патронажей; 4) выявление факторов социального риска с последующей передачей сведений о ребенке непосредственному руководителю; 5) принятие активного участия в экстренных мероприятиях по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в СОП; 6) оказание содействия ребенку в решении социально-бытовых проблем; 7) оказание консультативной помощи по вопросам предоставления государственной социальной помощи; 8) участие в разработке и реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 9) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) по вопросам предоставления социальной помощи; 10) участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с муниципальными органами власти, органами внутренних дел, государственными и общественными организациями по защите прав детей, находящихся в ТЖС по вопросам предоставления социальной помощи; 11) консультирование работников других специальностей по вопросам предоставления социальной помощи; 12) проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию детей, пропаганде здорового образа жизни; 13) ведение учетно-отчетной документации.
5.4. Обязанности юриста отделения медико-социальной помощи Юрист отделения выполняет следующие обязанности: 1) проводит консультативный прием детей и их родителей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения; 2) предоставляет информацию о правах детей, об организациях и учреждениях, куда можно обратиться в связи со сложившейся ситуацией; 3) принимает участие в разработке и реализации индивидуальных программ медико-социальной помощи; 4) принимает участие в обеспечении межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ) по юридическим вопросам; 5) консультирует работников других специальностей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения; 6) оказывает помощь в подготовке документов для оформления медико-социальной помощи; 7) разрабатывает нормативно-правовые акты по тематике работы отделения; 8) ведет учетно-отчетную документацию.
6. Организация работы междисциплинарной медико-социальной комиссии медицинской организации. Междисциплинарная медико-социальная комиссия (далее — МСК) является подкомиссией врачебной комиссии медицинской организации. МСК создается для обеспечения взаимодействия специалистов, работающих в детской поликлинике, (поликлиническом отделении), при разработке индивидуальных программ и дальнейшем оказании медико-социальной помощи детям из групп повышенного социального риска. В обязанности МСК входит: 1. Рассмотрение экстренных извещений врачей медицинской организации о ребенке, находящегося в ситуации социального неблагополучия для исключения социально опасной ситуации; 2. Инициация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации нормативно-правовыми актами и (или) межведомственными документами. 3. Разработка индивидуальной программы медико-социальной помощи ребенку, с назначением конкретных исполнителей. При разработке указанной программы, а также внесении в нее изменений, необходимо учитывать постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в случае принятия решений, касающихся проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении; 4. Оценка эффективности работы по оказанию медико-социальной помощи; 5. Своевременная коррекция программы;
В состав МСК входят: руководитель поликлиники, заведующие основными отделениями (медико-социальной помощи, педиатрического, отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, реабилитации и др.). В отдельных случаях для участия в работе МСК могут приглашаться другие специалисты, например, участковый врач, психолог, специалист по социальной работе, юрист. Возглавляет работу комиссии руководитель медицинской организации. Заседание МСК проводится по необходимости, но не реже 1 раз в месяц. На заседании МСК рассматриваются вопросы, связанные с оказанием медико-социальной помощи детям, находящимся в ТЖС и (или) СОП, выявленные по результатам мониторинга медико-социального благополучия, а также несовершеннолетним указанных категорий, о которых стало известно из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отбор кандидатов для рассмотрения на МСК осуществляется заведующим ОМСП (в учреждениях, где отсутствует ОМСП — заведующий педиатрическим отделением) и заранее согласовывается с членами МСК. Явка на заседание МСК является обязательной для постоянных членов МСК и приглашаемых лиц. Заседание МСК проводится в форме «круглого стола», каждый член МСК имеет право высказать свое мнение о данном случае. Обсуждение случая проводится в заочной форме. На заседании МСК заведующий ОМСП докладывает каждый случай по данным первичной медицинской документации и результатам углубленного социального патронажа, выступают приглашенные лица. После доклада случая проводится обсуждение случая, выявляются основные проблемы, «сильные и слабые стороны ребенка», к какой категории относится несовершеннолетний, находящийся в ТЖС или СОП, принимается решение о необходимости межведомственного взаимодействия. Затем разрабатывается Программа работы с ребенком, которая включает: — консультации специалистами ОМСП первого, второго или третьего уровня, а также других медицинских организация (если необходимо); — проведение повторных патронажей;
— направление семьи в органы социальной защиты; — предоставление помощи семье в решении жилищных, материальных, проблем, в устройстве детей в дома ребенка, образовательные и другие организации; — экстренная передача сведений о несовершеннолетнем, находящемся в СОП в органы внутренних дел, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — подготовка запросов в образовательные организация других муниципальных образований для получения психолого-педагогических характеристик на воспитанников и учащихся этих организаций; — определение даты повторного рассмотрения на МСК. — иные мероприятия.
Решения Комиссии оформляются в виде протокола и передаются для исполнения работникам участковой службы, ОМСП и других отделений медицинской организации. При разработке Программы работы с ребенком рекомендуется учитывать действующие на территории субъекте Российской Федерации нормативные правовые акты и (или) межведомственные документы, предусматривающие порядок организации работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении.
7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей. В случае обнаружения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, медицинская организация должна обеспечить защиту прав несовершеннолетнего посредством инициации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе требований Федерального закона N 120-ФЗ. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; — органы управления социальной защитой населения; — федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; — органы опеки и попечительства;
— органы по делам молодежи;
— органы управления здравоохранением;
— органы службы занятости;
— органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции); — прочие учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Медицинский работник, обнаруживший несовершеннолетнего (семью), находящегося в социально опасном положении, незамедлительно информирует руководителя медицинской организации (либо другое уполномоченное лицо) и передает сведения о ребенке в кабинет медико-социальной помощи. Руководство медицинской организации организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии, где в заочной форме рассматриваются все данные о ребенке и его семье. При этом надо учитывать, что индивидуальная профилактическая работа в рамках межведомственного взаимодействия проводится в том числе в отношении следующих категорий несовершеннолетних (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ): 1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; 3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 11) несовершеннолетних, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В случае подтверждения на заседании МСК факта нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении ответственное лицо формирует сигнальную карту о выявлении СОП несовершеннолетних в региональной информационной системе «Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей», при наличии такой системы. В этом случае передача персональных данных ребенка и его семьи по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей. При отсутствии в субъекте Российской Федерации аналогичной информационной системы сигнальная карта либо экстренное извещение в иной форме направляется органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или соответствующим межведомственным документом. В рамках межведомственного взаимодействия органы управления здравоохранением и подведомственные медицинские организации в пределах своей компетенции обеспечивают: 1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни; 2) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним; 3) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; 4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья; 5) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних; 6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних; 7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера; 8) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении; 9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования; 11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями. Реализация запланированных реабилитационных мероприятий конкретными медицинскими организациями осуществляется согласно разработанным индивидуальным программам реабилитации, с последующей отметкой о выполнении в системе «Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей» или в других информационных системах (при их наличии). Все несовершеннолетние, находящиеся в СОП, и после снятия с межведомственного учета наблюдаются в отделениях медико-социальной помощи лечебно-профилактических учреждений.