Recipe.Ru

Вопрос: Я, ИП, осуществляю фармдеятельность в 2 аптечных пунктах по лицензии, действующей с 05.10.2011 по 05.10.2016. При лицензировании требовали «Списочный состав специалистов» и я указала 6 специалистов-фармацевтов, с приложением их дипломов и сертификатов. Хочу открыть 3-й аптечный пункт, в августе 2012 подала документы на лицензирование. Департамент здравоохранения меня проинформировал (ссылаясь на п. 2 ст. 3 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), что по действующей лицензии могу работать только я, как ИП, лично, а наемные работники, осуществляющие фармдеятельность, осуществляют безлицензионную деятельность, что является нарушением законодательства. 1. Правомерно ли это утверждение? Я считаю, что наличие работников-специалистов является лицензионным требованием и для юрлиц, и для ИП (Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»). И пониженные тарифы страховых взносов установлены Федеральным законом с 01.01.2012 для наемных работников-специалистов, ведущих фармдеятельность у ИП. 2. Если Департамент здравоохранения прав, то на каком основании мне выдали лицензию? И кто виноват в данной ситуации? Какие санкции могут быть применены к ИП или наемным работникам? 3. Если Департамент здравоохранения не прав, то как мне переоформить лицензию? («Аптечный бизнес», 2012, N 10)

«Аптечный бизнес», 2012, N 10

Вопрос: Я, ИП, осуществляю фармдеятельность в 2 аптечных пунктах по лицензии, действующей с 05.10.2011 по 05.10.2016. При лицензировании требовали «Списочный состав специалистов» и я указала 6 специалистов-фармацевтов, с приложением их дипломов и сертификатов. Хочу открыть 3-й аптечный пункт, в августе 2012 подала документы на лицензирование. Департамент здравоохранения меня проинформировал (ссылаясь на п. 2 ст. 3 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), что по действующей лицензии могу работать только я, как ИП, лично, а наемные работники, осуществляющие фармдеятельность, осуществляют безлицензионную деятельность, что является нарушением законодательства. 1. Правомерно ли это утверждение? Я считаю, что наличие работников-специалистов является лицензионным требованием и для юрлиц, и для ИП (Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»). И пониженные тарифы страховых взносов установлены Федеральным законом с 01.01.2012 для наемных работников-специалистов, ведущих фармдеятельность у ИП. 2. Если Департамент здравоохранения прав, то на каком основании мне выдали лицензию? И кто виноват в данной ситуации? Какие санкции могут быть применены к ИП или наемным работникам? 3. Если Департамент здравоохранения не прав, то как мне переоформить лицензию?

Ответ: Мы уже неоднократно писали про совершенно ничем не объяснимую «личную неприязнь» чиновников из лицензирующих органов к фармацевтической и медицинской деятельности индивидуальных предпринимателей. Эта не любовь чиновников от лицензирования к ИП не поддается объяснению ни с точки зрения логики и здравого смысла, ни с точки зрения действующего законодательства в сфере здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Никакого запрета на наем индивидуальным предпринимателем работников — специалистов данная норма Закона не содержит. Раньше, до принятия указанного выше Закона чиновники любили ссылаться на норму части 1 статьи 7 «старого» Федерального закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которой вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Не понятно почему из данной нормы чиновники делали вывод о том, что ИП, например, врач-стоматолог, получивший лицензию на медицинскую деятельность, не вправе даже нанять себе в помощники медицинскую сестру, несмотря на то, что действующее законодательство никогда ни явно, ни косвенно не запрещало индивидуальному предпринимателю нанимать работников. По какой-то совершенно не объяснимой логике российские чиновники считают, что индивидуальный предприниматель это мелкий торговец на рынке, сапожник и т.д., хотя законодательство не запрещает индивидуальному предпринимателю иметь в собственности заводы, компании, холдинги, нанимать в них работников и с полным правом управлять всем этим хозяйством. Возвращаясь непосредственно к фармацевтической деятельности, подчеркнем, что согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) в целях законодательства о здравоохранении индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность, приравниваются Законом к фармацевтическим организациям, т.е. никаких дискриминационных норм в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность, по сравнению с фармацевтическими организациями Закон не допускает. В соответствии с пунктами 4 «д» и 5 «л» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» лицензионным требованием к соискателю лицензии и/или лицензиату является наличие у них работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста. При этом указанное «Положение о лицензировании…» не делает никакого различия между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем. Таким образом, действия Департамента здравоохранения абсолютно неправомерны, более того, утверждение чиновников о том, что фармспециалисты — наемные работники предпринимателя нарушают закон, работая без лицензии, совершенно безграмотно, поскольку фармацевтическая деятельность физических лиц на основании трудовых договоров с работодателем не требует лицензирования. В описанной в тексте вопроса ситуации индивидуальному предпринимателю следует получить официальный отказ Департамента здравоохранения в переоформлении лицензии и затем обжаловать его в судебном порядке или обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении органом исполнительной власти норм действующего законодательства.

Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
07.09.2012


Exit mobile version