Recipe.Ru

Вопрос: В районной поликлинике, главным врачом которой я являюсь, проходил лечение гражданин, которому, по его мнению, была оказана некачественная медицинская помощь. Он обратился в страховую медицинскую организацию, имеющую договор с нами, и теперь она передала мне его заявление о возмещении причиненного ущерба. Существуют ли правовые предписания, регламентирующие порядок разрешения подобных вопросов о возмещении вреда и как мне необходимо действовать в данной ситуации? (Консультация эксперта, 2005)

Вопрос: В районной поликлинике, главным врачом которой я являюсь, проходил лечение гражданин, которому, по его мнению, была оказана некачественная медицинская помощь. Он обратился в страховую медицинскую организацию, имеющую договор с нами, и теперь она передала мне его заявление о возмещении причиненного ущерба. Существуют ли правовые предписания, регламентирующие порядок разрешения подобных вопросов о возмещении вреда и как мне необходимо действовать в данной ситуации?

Ответ: При некачественном оказании медицинской помощи медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи несут гражданско-правовую ответственность за причиненный пациентам вред. Основания и порядок наступления этого вида ответственности предусмотрен ст. 66 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. (в ред. от 07.03.2005 г.) и Главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» (ст.ст. 1064-1101) Гражданского Кодекса РФ (в ред. от 12.08.2005 г.). Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения. Некачественное оказание медицинской помощи — это оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения. В соответствии с методическими рекомендациями «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы ОМС» (утв. ФФОМС 27.04.1998 г.) к нарушениям при оказании медицинской и лекарственной помощи относятся: невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи, выставление счета за фактически неоказанную услугу, оказание застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий или необоснованное проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения), нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью застрахованных (заболевания и осложнения, потребовавшие оказание дополнительных медицинских услуг, в том числе внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций), преждевременное прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе преждевременная выписка больного, повлекшая повторную госпитализацию, или удлинение периода реконвалесценции, или хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия, преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и другие нарушения, ущемляющие права пациентов. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. А ст. 1081 ГК закрепляет право регресса (обратного требования) этого юридического лица к такому работнику (причинившему вред) в размере выплаченного возмещения. Лица, совместно причинившие вред (ущерб), отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ). При солидарной ответственности кредитор вправе требовать от каждого из должников возмещения в полном объеме. Должник, исполнивший обязательства единолично, имеет право требования к остальным должникам. Когда медицинскую помощь ненадлежащего качества оказали несколько учреждений здравоохранения, независимо от форм собственности, или частнопрактикующих врачей (специалистов, работников) либо действия самого пациента оказали влияние на качество медицинской помощи, наступает смешанная ответственность. При смешанной ответственности ее размер определяется соответственно степенью вины каждой из сторон. Существуют досудебный и судебный способы защиты прав застрахованных. Возмещение материального вреда (ущерба) осуществляется как в добровольном порядке, так и по решению суда. Если застрахованному причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то только суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При этом возможно осуществление защиты нарушенного права как страховщиком, так и самим пациентом. В соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 6 и 9 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 1993 г. с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) страховая медицинская организация (территориальный фонд ОМС, выполняющий функции страховщика) обязана защищать интересы застрахованных граждан. Основанием для предъявления претензий или иска по возмещению вреда (ущерба) является акт результатов проведения экспертизы качества медицинской помощи. При обращении застрахованного по поводу некачественного оказания медицинской помощи страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в учреждение здравоохранения. В заявлении должны быть указаны время, место, обстоятельства причинения материального вреда (ущерба), лицо, виновное в причинении вреда, заявляемый размер ущерба. При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены к заявлению. Заявление пострадавшего либо его представителя должно быть рассмотрено руководителем учpeждeния здравоохранения не позднее 10 дней со дня его поступления. С целью более объективного рассмотрения заявления обе стороны вправе запросить и использовать заключения экспертов. При достижении обоюдного согласия между руководителем учреждения здравоохранения и представителем застрахованного пациента выносится решение о выплате потерпевшему суммы возмещения материального вреда (ущерба). Решение о выплате ущерба оформляется приказом руководителя учреждения здравоохранения. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются дата нанесения ущерба, гражданин, которому устанавливается возмещение ущерба, размеры возмещения и сроки выплаты. Копия приказа о возмещении материального ущерба вручается застрахованному пациенту. Материальный вред возмещается в виде денежной выплаты. Учреждение здравоохранения производит возмещение вреда (ущерба) в виде выплаты денежной суммы на открытый пациентом счет в банке. При отсутствии согласия между сторонами пациенту вручается мотивированный отказ. При получении мотивированного отказа страховщик (представитель застрахованного) вправе обратиться в суд.

Старший преподаватель
кафедры медицинского права
ММА им. И.М.Сеченова
С.И.ПОСПЕЛОВА
20.10.2005


Exit mobile version