Recipe.Ru

Статья. «Усиление контроля ФАС России» (Е.Пигарева) («Московские аптеки», 2009, N 11)

«Московские аптеки», 2009, N 11

УСИЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ФАС РОССИИ

Нормативные акты, регламентирующие проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)

Соколовская Елена
Руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

При проведении проверки ФАС России имеет право:

Критерии доминирующего положения

Доля на рынке определенного товара одной компании составляет: — 50% презумпция доминирования;
— от 35 до 50% при наличии определенных условий: доля юридического лица на рынке неизменна или меняется незначительно; оценка размера долей конкурентов на этом товарном рынке; доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен; — 35% в случаях «коллективного доминирования» или когда доля компании превышает доли конкурентов, и эта компания может оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке (компания имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара и др.). Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% (далее — Реестр) (приказ ФАС N 95 от 26.03.08). Реестр состоит из федерального и регионального разделов (Реестр можно найти на сайте ФАС России: . Контроль ФАС России за деятельностью фармацевтических компаний подразумевает проведение анализа: — рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, миелолейкоза, рассеянного склероза, а также лекарств, применяемых после трансплантации органов и (или) тканей и внесение в федеральный раздел Реестра 10 дистрибьюторов ЛС (3 апреля 2009); — рынка услуг розничной торговли ЛС, ИМН и сопутствующими товарами и внесение в региональные разделы Реестра около 1000 аптечных сетей на локальных рынках в границах городских округов и муниципальных районов. ФАС России и ее территориальными органами проводится ежеквартальный мониторинг цен на 100 наиболее востребованных препаратов (включенных в перечень ЖНВЛС и не входящих в этот перечень) в аптеках, занимающих доминирующее положение, по состоянию на 1-е число каждого квартала начиная с 1 января 2009 г. Цены на лекарства анализируются на предмет монопольно высокой цены и нарушения порядка ценообразования.

Ответственность за злоупотребление
доминирующим положением

В случае установления факта злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке ФАС России вправе: — вынести предписание об устранении нарушения (ст. 23 Закона о защите конкуренции); о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об изменении условий договоров;
— наложить административный штраф (ст. 14.31. КоАП РФ) на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 1 до 15% размера годовой выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб. Существует возможность освобождения от административной ответственности лицам, первым выполнившим все условия, указанные в примечании ст. 14.32. КоАП РФ (за исключением координации экономической деятельности). Координация экономической деятельности — согласование действий компаний третьим лицом, не входящим в одну группу ни с одной из таких компаний.

ФАС России вправе наложить запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия. Запрещаются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию («горизонтальные») — часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (запреты per se: поддержание цен, раздел рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др.). Запрещаются «вертикальные» соглашения, если они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, а также запрещают покупателю товара продавать товар конкурентов. Запрещается координация экономической деятельности участников рынка, если такая координация приводит или может привести к поддержанию цен, разделу рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др. Постановлением Правительства РФ от 16.07.09 N 583 «О допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» установлены общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами, которые действуют в течение 5 лет (условия, при которых соглашение признается допустимым, и условия соглашения, которые не могут быть признаны допустимыми).

По материалам конференции
«Юридические аспекты деятельности
фарморганизаций в России»
подготовила
Е.ПИГАРЕВА
Подписано в печать
23.11.2009


Exit mobile version