Recipe.Ru

Статья. «Ценник: что, кроме цены?» (Редакционный материал) («Фармацевтическое обозрение», 2005, N 12)

«Фармацевтическое обозрение», 2005, N 12

ЦЕННИК: ЧТО, КРОМЕ ЦЕНЫ?

Нарушения в оформлении ценников — одна из самых распространенных ошибок, допускаемых торговыми организациями. Казалось бы, чего проще: оформить маленький кусочек бумаги? Тем не менее, даже продавцы со стажем зачастую затрудняются с ответом: что же должно быть на ценнике?

ГДЕ ЭТО ЗАПИСАНО?

Порядок оформления ценника регламентируется «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (в редакции от 20.10.98). Пункт 19 этого законодательного акта гласит: «Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника». Продавец вправе указать на ценнике также любую дополнительную информацию, предусмотренную законом («Закон о защите прав потребителей», ст. 8, 9 и 10): например, информацию об изготовителе, сроке годности товара и проч. Такая дополнительная информация, в общем-то, в интересах продавца: она помогает покупателю сориентироваться в выборе товара и избавляет продавца от лишних разъяснений. Закон ничего не говорит о порядке расположения ценников; однако, если ценник будет смещен (закрыт другим ценником или поставлен ближе к другому товару), вам могут предъявить претензию в предоставлении покупателю неполной или недостоверной информации.

Дополнительная информация на ценниках чрезвычайно полезна именно в аптеках, когда речь идет о товаре интимного характера. Избавляя покупателя от необходимости лишний раз краснеть, расспрашивая о презервативах или средстве от диареи, вы приобретаете благодарного клиента.

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?

Небрежность в оформлении ценника чаще всего проявляется в неразборчивости шрифта. Бывает, что продавец стремится предоставить покупателю максимум дополнительной информации (и тем облегчить себе жизнь), что само по себе вполне нормально; однако ценник при этом становится похож на шифровку.

Чтобы избежать жалоб и казусов со стороны слабовидящих клиентов, сделайте шрифт на ценниках достаточно крупным и жирным, чтобы близорукий человек смог прочесть информацию с расстояния 1,5-2 м, не будучи вынужден толкаться у прилавка. Главное, что должен видеть покупатель издали: название продукта и цена; остальная информация (например, количество штук в упаковке) может быть набрана шрифтом помельче — заинтересовавшись продуктом, клиент подойдет поближе.

Ради красоты шрифта не стоит жертвовать его «читабельностью». Наклонный или со всевозможными загогулинами — такой шрифт читается плохо, особенно на расстоянии. Проследите за тем, чтобы в выбранном вами шрифте не читались одинаково разные буквы (такое часто бывает с графически схожими буквами «Л» и «П», «Ш» и «Щ» и т.п.). Для аптеки, где много схоже звучащих препаратов, это принципиально важно. Лучше всего воспользоваться компьютерной распечаткой и выбрать максимально простой шрифт. Использование разных ценников — нарушение принципа единообразия. Для аптеки лучше иметь свои, фирменные, ценники для всех товаров, с фирменными цветами, принципами оформления и т.д. Новое аптечное оборудование — например, проволочные полки, — как правило, включает специальные отделения для ценников, поэтому несложно отследить правильное расположение ценника; и какова бы ни была плотность товара в аптеке, любое смещение ценника, затрудняющее для покупателя аналогию продукта и цены, будет рассматриваться проверяющими органами как недопустимая халатность.

КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ

Мы подошли к вопросу проверки: кто имеет право проверять ценники? За нарушение пункта 19 «Правил продажи отдельных видов товаров» государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей имеет право налагать санкцию на предпринимателя, предусмотренную статьей 146 КоАП РСФСР («Нарушение правил торговли»), в виде штрафа в размере от 3 до 25 МРОТ. Соответственно, Госторгинспекция проверяет и наличие, и правильное оформление ценника. Наличие ценников вправе проверять также налоговая инспекция. Внимание! Налоговая инспекция проверяет только наличие, а не оформление ценников! Даже если ваши ценники неправильно оформлены, налоговая инспекция не вправе взимать с аптеки штраф! В Письме Госналогинспекции по г. Москве от 28.08.97 N 11-13/20534 «О применении контрольно-кассовых машин (ККМ)» указывается, что законом о ККМ налоговым органам не предоставлено право контроля и наложения штрафа на предприятия по основаниям неправильного оформления ценника. Отсутствие ценника и его неправильное оформление — также два различных правонарушения, санкции за которые также различны — по КоАП РСФСР и закону о ККМ.

ТОНКИЙ МОМЕНТ

Принцип единообразия оформления ценника не исключает внесения какой-нибудь детали в ценники на отдельные виды товаров (например, мелкое изображение мишки в углу ценника на товары для детей; или особый значок, особый цвет на ценниках для товаров со скидкой): это может рассматриваться как дополнительная информация (желательно, чтобы она расшифровывалась для покупателя — в листовках, в объявлении и проч.). Однако эта деталь не должна доминировать в оформлении, нарушая принцип единообразия. То есть она должна занимать ровно такое место, чтобы в случае проблем с проверкой вы могли доказать, ссылаясь на другие детали, что принцип единообразия в целом соблюден: вид и размер шрифта, очередность информации и т.д.

Редакционный материал


Exit mobile version