Recipe.Ru

Статья. «Состояние и перспективы развития медицинской промышленности» (О.В.Миролюбова) («Фармацевтические ведомости», 2004, N 12)

«Фармацевтические ведомости», 2004, N 12

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Производство медицинской продукции и обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и медицинским изделиями являются одним из элементов национальной безопасности. В связи с этим медицинская промышленность объективно занимает особое место в экономической системе страны, что также обусловливается целым рядом факторов, таких, как социальная значимость производимой продукции, высокая степень государственного регулирования, наукоемкость производства и др. В то же время развитие медицинской промышленности в силу перечисленных факторов сильно зависит от политики в области здравоохранения (в том числе медицинского страхования) и от социальной политики (в первую очередь в вопросах предоставления льгот при обеспечении лекарственными средствами). В этой связи разработка социальной политики и политики в области здравоохранения должна согласовываться со стратегией развития медицинской промышленности и наоборот. В настоящее время медицинская промышленность обеспечивает 0,7% от общего объема промышленного производства в стране, доля продукции отрасли в валовом внутреннем продукте составляет 0,48%. Доля валютной выручки от экспорта продукции отрасли в общем объеме выручки страны составляет 0,07%. Доля налоговых платежей, осуществляемых медицинской промышленностью в консолидированный бюджет Российской Федерации, в настоящее время составляет около 0,4%. Доля инвестиций, направленных на развитие медицинской промышленности, от общего объема инвестиций в промышленность составляет 0,11%. Производством медицинской продукции в России занято около 2000 предприятий, из которых около 600 специализируются на производстве лекарственных средств. Две трети предприятий отрасли являются акционерными обществами, при этом в фармацевтической промышленности доля акционированных предприятий составляет около 85%. Основной объем медицинской продукции (около 90%) выпускается на 168 базовых предприятиях, составляющих основной потенциал медицинской промышленности. Число работающих в отрасли составляет более 94 тыс. человек. В настоящее время в России разрешено к медицинскому применению свыше 17 тысяч лекарственных препаратов и 40 тысяч медицинских изделий. На предприятиях российской медицинской промышленности производится около 2500 лекарственных средств и 7000 медицинских изделий. По данным Госкомстата России, производство продукции предприятиями медицинской промышленности в 2003 г. составило 49,166 млрд. рублей, индекс промышленного производства к 2002 г. составил 115,1%, в фармацевтической промышленности — 33,766 млрд. рублей, индекс производства — 115,6% соответственно, в медицинской технике — 15,4 млрд. рублей, индекс производства — 114,0% соответственно. С 1 января 2002 г. ставка налога на добавленную стоимость медицинской техники и изделий медицинского назначения различна. Поэтому некорректное отнесение продукции к той или иной группе товара может привести к большому количеству ошибок при выставлении производителями счетов на оплату продукции в части определения ставки налога на добавленную стоимость. Большая часть товаров облагается НДС по ставке 20%, в том числе оплачиваемые в основном за счет бюджетных средств шприцы, перевязочные изделия, а также медицинские изделия из стекла. Для возмещения указанного налога предприятия вынуждены были поднять цены на эти виды товаров, что в условиях ограниченности бюджетных средств привело к снижению фактических объемов потребления. В связи с тем, что изделия медицинской техники и изделия медицинского назначения находятся во многих классах ОКП, по отношению к данной целевой группе необходимо до завершения переработки ОК 005-93 утвердить перечень изделий медицинского назначения, облагаемых НДС по ставке 10%. Важнейшей государственной задачей для повышения конкурентоспособности предприятий на макро- и микроуровнях являются обеспечение качества выпускаемой продукции, разработка и внедрение стандартов производства. Законодательно оформленное требование к модернизации существующих производственных мощностей и оборудования в соответствии с требованиями GMP (Good Manufacturing Practice) с корпоративной точки зрения стало огромной проблемой для многих российских предприятий. Тем не менее, для интеграции российской медицинской промышленности в мировой фармацевтический рынок отечественным фармацевтическим предприятиям необходимо решить вопрос обеспечения качества, эффективности и безопасности выпускаемых лекарственных средств, что возможно лишь при организации производства лекарственных препаратов в соответствии с требованиями правил GMP. Внедрение национальных правил GMP обусловливает необходимость проведения комплекса работ по гармонизации действующих отечественных стандартов (ГОСТов, ОСТов, ТУ) и стандартов GMP, то есть пересмотру и корректировке норм и правил, касающихся организации, проектирования, производства и ввода в эксплуатацию объектов медицинской промышленности, и требует разработки целого ряда взаимосвязанных документов, которые необходимы фармацевтическим производителям. Координация всего комплекса работ по гармонизации действующих стандартов и правил GMP возложена на федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение государственной промышленной политики, — Минпромэнерго России. Вопросы аттестации предприятий на соответствие производственным стандартам и валидации предприятий по правилам GMP должны решаться совместно Минпромэнерго России и Минздравом России. Анализ участия России в международном товарообороте лекарственных средств показывает, что этот процесс носит выраженный односторонний характер, то есть Россия в основном импортирует продукцию и лишь незначительная часть известных и воспроизведенных препаратов экспортируется. Проблемы возникают даже при оказании Россией гуманитарной помощи другим странам, когда с благодарностью принимаются все товары, кроме лекарственных средств. Это объясняется тем, что управление качеством на российских предприятиях не соответствует международным стандартам. Целесообразно, исходя из материально-технической базы предприятий по производству субстанций, потенциала ВПК, совместно с Минздравом России определить перечень и скоординировать выпуск целевых субстанций для производства тех лекарственных средств, которые предопределяют обеспеченность эпидемиологического благополучия страны, ее безопасность, оказание экстренной медицинской помощи населению, пострадавшему в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. При этом данный приоритетный выпуск субстанций должен быть обеспечен государственным заказом на производство. Помимо этого, в случае невозможности по той или иной причине организовать производство каких-либо видов субстанций, необходимо создать обязательный резерв целевой номенклатуры субстанций, порядок, принципы формирования, хранения, использования и обновления которого должны регламентироваться Федеральным законом «О государственном материальном резерве». На внутреннем рынке продолжает доминировать большое количество продукции, ввезенной из-за рубежа, аналогичной отечественной, которая зачастую, не обладая повышенным качеством, благодаря лучшему дизайну и широкой рекламе пользуется большим спросом. Ежемесячные затраты инофирм на рекламу безрецептурных препаратов в средствах массовой информации в 2003 г. в среднем составили более 30 млн. долларов США в то время как затраты отечественных производителей составляли менее 1% от этой суммы. Что касается рецептурных препаратов, то наряду с активной пропагандой в специализированных изданиях, включением в стандарты лечения, инофирмами широко используется практика поощрения врачей за выписку рецептов на определенные торговые наименования. Следует отметить, что при разработке стандартов лечения Минздравом России предусматриваются соответствующие мировому уровню методы диагностики и лечения, требующие применения новейших, зачастую защищенных патентами и товарными знаками лекарственных средств. Это делает невозможным использование отечественных медикаментов и диагностического оборудования, а также существенно удорожает стоимость лечения, снижая доступность медицинской помощи малоимущим слоям населения. Особенности фармацевтического рынка России заключаются в том, что более 40% всех обращающихся на нем лекарственных средств (в том числе 100% медикаментов, применяемых для диагностики и лечения в больницах) оплачиваются за счет бюджетов всех уровней или фондов обязательного медицинского страхования. Так, в 2001 г. расходы на медикаменты в бюджетах субъектов Российской Федерации составили около 20 млрд. рублей, расходы на лекарственное обеспечение по базовой программе обязательного медицинского страхования более 25 млрд. рублей. Доля собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, в общем объеме инвестиций резко уменьшилась в связи с тем, что ранее предприятия имели возможность инвестировать средства, которые у них оставались за счет имевшейся льготы по налогу на прибыль. Необходимо отметить, что с 2002 г. прекращена государственная поддержка федеральной целевой программы «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 гг. и на период до 2005 г.», а финансирование важнейших инвестиционных проектов этой отрасли в объеме 76,3 млн. рублей производилось из других источников. Финансирование важнейших инновационных проектов в размере 50,0 млн. рублей осуществлялось за счет статьи бюджета «Другие НИОКР». Формирование биотехнологического сектора медицинской продукции распространяется на всю систему взаимодействий: наука — производство — продвижение — рынок — потребление. Приоритетность инвестиций — наука, прежде всего кадровый научный фонд, а также перспективные проекты. В данном случае необходима координация рыночных исследований потребностей общества, научных разработок, следовательно, прозрачность состояния рынка и его перспектив. Необходимость реализации собственных внутренних возможностей и постепенное формирование привлекательных условий для инвестиций извне, то есть построение модели конкурентоспособного аккумулирующего сектора, — это единственный путь рыночного прорыва. Государственные инвестиции недостаточны и не способны в полной мере достичь желаемого результата. Однако такое финансирование может придать при аккумулировании их на целевых направлениях импульс к вовлечению венчурного капитала. Интерес государства, выраженный в форсировании финансирования определенных наиболее значимых, стратегических проектов, — сильнейший индикатор для деловой элиты. А при условии создания модели инвестиционного климата теоретический интерес венчурных инвесторов к области отечественной биотехнологической медицинской продукции выразиться в прорывном характере инвестиций. Шанс участия в прибыльных, социально значимых, стратегически важных, демонстративных проектах будет преобладающим. Для создания высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса по производству медицинской продукции, обеспечивающего удовлетворение не менее чем на 70% потребности здравоохранения и населения страны за счет отечественных лекарственных средств и медицинских изделий, Минпромнауки России намечены мероприятия, предусматривающие: — создание условий для интеграции в мировую разрешительную систему и признания другими странами отечественных медикаментов путем создания аккредитованного центра доклинических испытаний лекарственных средств; — снижение административных барьеров, связанных с функционированием предприятий медицинской промышленности в сфере разработки, регистрации и внедрения лекарственных средств, сертификации продукции, контроля качества. Минпромэнерго России считает также необходимым: — отменить таможенные пошлины на ввозимое технологическое оборудование, не производимое в России, с целью технического перевооружения отрасли в соответствии с требованиями GMP;

Начальник отдела промышленной
политики в медицинской и
биотехнической промышленности
Министерства промышленности
и энергетики РФ
О.В.МИРОЛЮБОВА


Exit mobile version