Recipe.Ru

Статья. «Рабочее место фармацевта» (Редакционный материал) («Фармацевтическое обозрение», 2005, N 12)

«Фармацевтическое обозрение», 2005, N 12

РАБОЧЕЕ МЕСТО ФАРМАЦЕВТА

Как оптимально организовать рабочее место фармацевта: чтобы было и удобно, и функционально, и красиво? От рациональной организации рабочего пространства зависят и быстрота, и качество обслуживания, и впечатление, которое аптека производит на клиента. И, как следствие, — объем продаж. Что же должно окружать первостольника, работающего по системе закрытой выкладки, за прилавком?

ЗА СПИНОЙ

За спиной первостольника могут быть расположены открытые полки с товаром. Изготовители мебели для аптек называют эту конструкцию лицевым модулем. Этот шкаф-стеллаж предназначен для наличествующего в ассортименте товара. Располагать товар на открытых полках рекомендуется в максимально удобном для фармацевта порядке: наиболее востребованный товар — на уровне глаз, так, чтобы можно было быстро увидеть, и не пришлось наклоняться или тянуться за ним. Чем ближе к вам востребованный препарат, чем он заметнее — тем меньше вы потратите времени и усилий на его поиски. Большие и увесистые упаковки желательно располагать пониже, примерно на уровне пояса, чтобы не напрягать руки, доставая с верхних полок. Даже если кажется, что несколько раз взять с верхней полки тяжелую вещь — невелик труд, за день усталость накапливается.

За спиной фармацевта можно расположить товары, которые относятся к разряду необходимых (однако не те марки, которые активно продвигаются в данный момент — их нужно выставлять на витрине). Например, если человеку нужно «что-то от грибка» или «от гриппа», ему ничего не скажут названия десятка марок, выставленных на витрине, он просто обратится к вам за советом, что взять; и вы выберете ему препарат на свое усмотрение из числа тех, что выставлены за вашей спиной. Конечно, всем товарам желательно «мелькать «непосредственно перед взором потребителя, однако если место на витрине ограничено, приходится делать выбор. Нельзя забывать об эстетике выкладки: покупатель сквозь прозрачные стекла витрин и кассового модуля видит полки на заднем фоне.

Как только вы взяли с открытой полки последнюю упаковку препарата (а лучше сделать это раньше, когда вы заметили, что дело к тому идет), замените ее новой партией продукта: для хранения товарных запасов предназначены ящики, расположенные внизу шкафа. Здесь же — препараты, нуждающиеся в особых условиях хранения (темнота и т.п.) Для вашего удобства лучше сделать на ящиках наклейки с яркими надписями, например, «Анальгетики» и т.п. Производители аптечной мебели предлагают множество вариантов организации этого пространства. Оптимальный вариант: ящики разного размера: мелкие для мелкого товара, глубокие для более крупного (это особенно удобно, если в аптеке нет «специализации» по отделам, и каждый фармацевт располагает всем ассортиментом аптеки от и витаминов до объемных памперсов).

Не рекомендуется заставлять товаром широкую панель над ящиками. Она очень удобна, когда требуется на время отложить товар для покупателя или опять же на время складывать куда-то упаковки, доставаемые из ящиков. Оставьте панель свободной для таких нужд.

Тумба с дверцами приемлема, если в вашем распоряжении в основном крупный товар (медицинская техника и проч.). При этом далеко не все аптеки выставляют напоказ (то есть на открытые полки позади фармацевта) такую малоэстетичную продукцию, как, например, катетеры, клизмы и проч. Если отдел специально отведен для медицинской техники, разумно предоставить клиенту полистать каталог и тихонько указать на нужный предмет, не вынуждая его привлекать всеобщее внимания громким: «Мне вон ту клизму, пожалуйста!» Очередь в такой отдел, как правило, отсутствует, поэтому работа по каталогу весьма удобна, и вместо открытых полок для товара можно заказать закрытый шкаф (более «невинные» и эстетичные товары гордо выставляются на витрину).

ЛИЦОМ К КЛИЕНТУ

Витрина — лицо аптеки, и в то же время граница между зоной клиента и зоной первостольника. На ней должен царить идеальный порядок. На витрине должны в первую очередь присутствовать товары, чьи названия что-то говорят покупателю, — или те, которые в данный момент активно продвигаются. Одна из самых удобных форм витрин, находящихся в рабочей зоне фармацевта — это витрина с трехгранной прозрачной передней (лицом клиенту) стенкой. Она хороша тем, что экономит место и увеличивает площадь обзора. Особенно удобна для маленьких и хорошо посещаемых аптек. Нижняя часть витрины должна быть организована по тому же принципу, что и лицевой модуль — закрытое место для хранения товарных запасов. Стекло на кассе желательно в отделах, куда обращаются за лекарственными препаратами, особенно рецептурными: оно сводит на нет риск кражи и препятствует передаче инфекции от больного клиента. Однако, например, в косметическом отделе или в отделе медицинской техники в стекле нет такой необходимости. Кстати о безопасности: потайная сигнальная кнопка в отделе, где продаются наркотические вещества, — не роскошь, а предмет необходимости. Фармацевт должен иметь возможность незаметно дотянуться до кнопки, которая передаст милиции сигнал об опасности. Выбирая прилавок, остановитесь на варианте со стеклянной поверхностью: это дополнительная витрина, куда можно выкладывать мелкий товар спонтанного спроса. Однако стекло должно быть достаточно крепким, чтобы выдержать, когда рассеянный покупатель облокотится на не него; будет лучше, если вам не придется делать замечания клиентам. Удобно, когда прилавок с внешней стороны оснащен специальными полочками для сумок — покупатели это оценят. Кассовый блок тоже может быть организован по-разному. Вариант с окошком. Окошко кассового модуля, расположенное сбоку, позволяет фармацевту более удобно обустроить свое рабочее место: на кассе могут быть выложены мелкие ходовые товары, товары спонтанного спроса. Это, безусловно, стимулирует покупки. Есть специальные прозрачные полки-витрины, которые крепятся в прикассовом пространстве, непосредственно на стекле, отделяющем провизора от покупателей: на них можно расположить как совсем мелкий товар (гигиенические салфетки), так и небольшие листовки-«напоминалки», например, с рекламой проводящихся в аптеке акций.

Обратите внимание на то, насколько удобно взаимное расположение кассового аппарата и окошка. Для телефона, необходимого фармацевту, тоже должно быть отведено удобное место. Если фармацевт работает и с кассой, и с компьютером, нужно тщательно просчитать наиболее удобный вариант расположения окошка. В ящиках под столешницей лучше хранить мелочи, которые могут вам понадобиться (запасная лента для кассового аппарата, листочки на клейкой полоске, ручка и т.п.). Удобно там же разместить рекламную полиграфию. Внизу можно положить личные вещи: например, более нарядную, но менее удобную обувь, чем старые, но щадящие ноги туфли, которые вы носите, находясь за прилавком, — на случай, если вам нужно быстро сменить обувь для выхода в зал (не лишним будет и крючок или полка для сумки).

Двойная стеклянная перегородка. Надежно предохраняет фармацевта от контакта с больным клиентом, исключает кражи и т.д. Ее недостаток — слишком большая изоляция продавца от покупателя. Поэтому такой вариант хорош только в рецептурных отделах и в отделах по изготовлению лекарств, где контакт с клиентом минимален, и от продавца не требуется «продвигать» товар, эмоционально взаимодействуя с покупателем. Отодвигающееся стекло. Позволяет первостольнику варьировать, увеличивая или уменьшая площадь для контакта с клиентом по своему усмотрению. Стекло должно отодвигаться с внешней стороны, так, чтобы можно было на внутренней поверхности неподвижной части стекла расположить дополнительные полочки, информацию о скидках и акциях и т.д.: отодвигающееся стекло не должно «наезжать» на эту поверхность, иначе она будет нефункциональной. Профессия продавца подобна профессии артиста: вся рабочая «кухня» должна быть надежно спрятана от клиента, и взорам посетителей должны предстать образцовый порядок и красота. Однако можно найти гармонию между эстетикой для клиента и комфортом для себя.

Редакционный материал


Exit mobile version