Recipe.Ru

Статья. «Проверка родовых сертификатов» (Л.Шуртакова) («Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 9)

«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 9

ПРОВЕРКА РОДОВЫХ СЕРТИФИКАТОВ

В рамках национального проекта «Здоровье» осуществляется проект «Родовые сертификаты». На какие цели направляются средства родового сертификата, эффективно ли используются данные средства и имущество? Ответ на эти вопросы дан Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, осуществляющей контроль правомерности и эффективности использования региональными отделениями Фонда обязательного социального страхования (ФСС), государственными (муниципальными) учреждениями средств, предназначенных для расчетов за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (далее — медицинская помощь, оказываемая женщинам).

Соблюдение условий договоров, заключенных учреждениями здравоохранения с региональными отделениями ФСС

Прежде всего между региональным отделением ФСС и учреждением здравоохранения должен быть оформлен договор об оплате услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам. Настоящий договор заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 987 <1>.

<1> Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 987 "О порядке финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет".

Вместе с этим учреждение здравоохранения должно иметь лицензии на следующие виды медицинской деятельности. 1. Взрослая поликлиника:
— доврачебная помощь: акушерское дело;
— амбулаторно-поликлиническая помощь: акушерство и гинекология, клиническая лаборатория, диагностика, ультразвуковая диагностика. 2. Детская поликлиника:
— доврачебная помощь: лабораторная диагностика, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия, функциональная диагностика; — амбулаторно-поликлиническая помощь: детская эндокринология, детская хирургия, клиническая лабораторная диагностика, кардиология, неврология, отоларингология, офтальмология, психиатрия, травматология и ортопедия, функциональная диагностика, педиатрия, ультразвуковая диагностика. 3. Станция скорой медицинской помощи: скорая медицинская помощь. Ревизорами производится проверка своевременности представления учреждением здравоохранения (ежемесячно, до 10-го числа) в ФСС счетов и счетов-фактур с приложением талонов родовых сертификатов и реестров указанных талонов на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ N 987 услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе женской консультацией, должны оплачиваться в размере 3000 руб. за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждении. Услуги по медицинской стационарной помощи, оказываемой женщинам в период родов и в послеродовый период, в родильных домах оплачиваются в размере 6000 руб. за каждую женщину. За каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет и получившего в течение первых либо вторых шести месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги, — в размере 1000 руб. Бюджетный учет средств, полученных за оказанные услуги по медицинской помощи женщинам, должен вестись обособленно на счете 2 201 01 000 «Денежные средства учреждения на счетах».

Характерные нарушения целевого и эффективного использование средств, полученных учреждениями здравоохранения в 2010 году из бюджета ФСС

В ходе проверки ревизорами запрашивается копия выписки с лицевого счета получателя бюджетных средств, предназначенного для учета операций, осуществляемых со средствами от приносящей доход деятельности, а также копия отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, которые прилагаются к акту проверки. Согласно п. 8 Правил финансового обеспечения <2> и п. 3 Порядка расходования средств <3> выделенные ФСС средства расходуются учреждением здравоохранения по следующим направлениям.


<2> Правила финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утв. Постановлением Правительства РФ N 987. <3> Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2008 N 51н.

При оказании амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности: — на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (в размере 35-45% указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи); — обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20-33% указанных средств); — оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения. При оказании стационарной помощи женщинам в период родов и в послеродовой период: — на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (40-55% указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи); — на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин. При диспансерном (профилактическом) наблюдении детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, как в первые шесть месяцев, так и во вторые шесть месяцев со дня постановки на учет: на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей. Далее рассмотрим наиболее часто допускаемые учреждениями здравоохранения ошибки и нарушения п. 8 Правил финансового обеспечения и п. 3 Порядка расходования средств. 1. Ревизорами была осуществлена проверка соответствия объемов израсходованных учреждением здравоохранения средств по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности установленным нормативам. По ее окончании оказалось, что средства, выделенные на указанные цели, были израсходованы на оплату труда медицинского персонала, а также обеспечение медикаментами женщин в период беременности осуществлялось в размере ниже установленного законодательством норматива. 2. За счет средств, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, произведена выплата дополнительной заработной платы главному врачу, заместителю главного врача, старшей медицинской сестре — лицам, не оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет. В данном случае были осуществлены расходы, не предусмотренные нормативными правовыми актами, определяющими порядок их предоставления и расходования, что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Напомним, главный врач, заведующий женской консультацией, заместитель главного врача по медицинской части (то есть руководители) имеют право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов, в случае оформления совместительства и при непосредственном оказании медицинской помощи в период беременности, в период родов и в послеродовой период. При этом выплаты врачу осуществляются в соответствии с приказом по учреждению либо, если в должностной инструкции руководителей предусмотрены виды деятельности, относящиеся к непосредственному оказанию медицинской помощи в период беременности, в период родов и в послеродовой период, при документальном подтверждении выполненных работ (записи в историях болезни, амбулаторных картах) (Письмо Минздравсоцразвития России от 19.03.2009 N 15-4/651-07). 3. За счет средств, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, произведена оплата оборудования по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (принтера, сканера, ноутбука или компьютера) и программного обеспечения (автоматизированный медицинский комплекс акушерства и гинекологии (АМК АГ) Региональной информационной системы мониторинга и родовспоможения (РИСАР) Нижегородской области, а также Microsoft Windows XP) по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. То есть было произведено нецелевое использование бюджетных средств. Напомним, приобретенное за счет средств от оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, медицинское оборудование должно быть принято к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости и полностью оприходовано. Объектам основных средств присваиваются инвентарные номера, заводятся инвентарные карточки с заполнением всех необходимых реквизитов и указанием основных характеристик и комплектности, заводятся описи инвентарных карточек. В ходе проверки на основании приказа главного врача проводится инвентаризация основных средств, приобретенных за счет средств по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи женщинам в период беременности и родов. 4. Учреждением здравоохранения было произведено перечисление средств, полученных от ФСС для оплаты услуг по медицинской помощи, оказанных женщинам, с лицевого счета, открытого ему в Управлении финансов администрации района в УФК по области, в доход местного бюджета (в конце года платежным поручением). В данном случае были осуществлены расходы, не предусмотренные нормативно-правовыми актами, определяющими порядок их предоставления и расходования, что также является нецелевым использованием бюджетных средств. Кроме рассмотренных нарушений п. 8 Правил финансового обеспечения и п. 3 Порядка расходования средств, в ходе проверки был также выявлен факт нарушения ст. 54 Закона N 5487-1 <4>, Постановления Правительства РФ N 30 <5> и ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": учреждение здравоохранения за счет средств по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, произвело выплату надбавок медицинским работникам при отсутствии сертификата по занимаемой должности.


<4> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1. <5> Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".

Меры, принимаемые по результатам проверки

По фактам выявленных нарушений руководителям учреждений здравоохранения направляются представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предписания по устранению выявленных нарушений. Вместе с этим информация о нарушениях, установленных в ходе проверок, направляется в прокуратуру для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования. По результатам проверок возбуждаются дела об административных правонарушениях в отношении главных врачей медицинских учреждений по п. 2 ст. 15.14. КоАП РФ по фактам нецелевого использования средств государственного внебюджетного фонда. Материалы проверки по факту нецелевого использования бюджетных средств направляются в прокуратуру для рассмотрения в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ. Кроме того, материалы по указанному факту нецелевого использования средств могут быть переданы Главному управлению внутренних дел (в соответствии с обращением).

Главный контролер-ревизор
ТУ Росфиннадзора
в Нижегородской области
Л.ШУРТАКОВА
Подписано в печать
31.08.2010


Exit mobile version