Recipe.Ru

Статья. «Проблемные вопросы законодательства о лицензировании деятельности в сфере обращения лекарственных средств» (М.И.Милушин) («Экономический вестник фармации», 2001, N 11)

«Экономический вестник фармации», 2001, N 11

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Для того, чтобы определить проблемы, возникающие при регламентации лицензирования конкретных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств, необходимо разобраться в том, какие вообще виды деятельности в этой сфере определены законодательно, и насколько это соответствует сложившимся реалиям рынка. Федеральный закон РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. N 5-ФЗ) определяет понятие «обращение лекарственных средств» как «обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств». Таким образом, законодатель фактически не определяет конкретные виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств, а лишь перечисляет эти виды. При этом несколько зауженным является само понятие «обращение лекарственных средств», поскольку в него законодатель не включил, например, деятельность по ввозу и вывозу лекарственных средств на территорию Российской Федерации. При этом замыкающееся само на себя расширение перечня видов деятельности, включаемых законодателем в понятие «обращение лекарственных средств» фразой «и иные действия в сфере обращения лекарственных средств», вряд ли можно считать юридически и логически корректным. Итак, в статье 4 Закона «О лекарственных средствах» в рамках определения понятийного аппарата в сфере обращения лекарственных средств законодатель не четко разграничивает отдельные виды деятельности, а лишь намечает (и то не все) эти понятия, предоставляя субъектам обращения лекарственных средств самим определять конкретные рамки конкретных видов деятельности. Отдельно законодатель выделяет при этом «фармацевтическую деятельность» как «деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающую оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств», никак не обозначая при этом никакие другие виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Справедливости ради следует отметить, что далее в Законе «О лекарственных средствах» законодатель приводит более или менее четкие определения еще двух видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств: в статье 13 — понятие «производство лекарственных средств», и в статье 35 понятие «разработка лекарственных средств». При этом законодатель также допускает путаницу в определениях, поскольку в статье 4 Закона разграничивает понятия «разработка» и «исследования», а в статье 35 Закона включает в понятие «разработка лекарственных средств» деятельность по изучению и исследованию лекарственных средств. В то же время, Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000 г.), так же как и новый Федеральный закон РФ от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступит в силу в феврале 2002 года, «выделяет следующие виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств (в настоящей работе мы не рассматриваем деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ): фармацевтическая деятельность;
производство лекарственных средств;
хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения; распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При этом, Закон «О лекарственных средствах» дополнительно требует наличия лицензии при осуществлении «ввоза лекарственных средств на территорию РФ» (ст. 20 Закона), а также наличия отдельной лицензии на «оптовую торговлю лекарственными средствами» (ст. 30 Закона), несмотря на то, что понятие «оптовой торговли ЛС» полностью поглощается понятием «фармацевтическая деятельность». Таким образом, выделим целый ряд неточностей и противоречий в понятийном аппарате законодательства об обращении лекарственных средств. Закон «О лекарственных средствах» не дает исчерпывающего перечисления всех видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств, упуская при этом один из важнейших видов деятельности, «ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации». Практически отсутствует четкое определение законодателем конкретных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств, что порождает дальнейшую неясность и запутанность при регулировании деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Таким образом, законодателем должен быть, в первую очередь, разработан четкий понятийный аппарат, определяющий исчерпывающий перечень видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств, исключающий смешение и подмену понятий отдельных видов деятельности, как например, понятие «фармацевтическая деятельность» и «оптовая торговля ЛС». Закон «О лекарственных средствах» не дает исчерпывающего перечня видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств. При определении основных понятий Закон не дает также определений видов деятельности за исключением одного — «фармацевтической деятельности», но и в этом определении Закон допускает противоречия между выделяемыми видами деятельности. Так, «оптовая торговля лекарственными средствами» заключена Законом в рамки «фармацевтической деятельности», однако, в статье 30 указанного Закона законодатель необоснованно выделяет «оптовую торговлю ЛС» в отдельный вид деятельности и в противоречие с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует лицензирование этого вида деятельности. На наш взгляд, законодатель неверно определяет и саму «фармацевтическую деятельность». Более правильным, по нашему мнению, является определение фармацевтической деятельности, данное Солонининой А.В. (см. Солонинина А.В. «О номенклатуре и нормативно — правовом статусе фармацевтических организаций», Экономический вестник фармации, июнь, 2000 г., стр. 70 — 78.). По ее мнению, «фармацевтическая деятельность — профессиональная деятельность в системе здравоохранения по оказанию фармацевтических услуг в сфере обращения лекарственных, лечебно — профилактических, диагностических средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, осуществляемая на этапе их доведения от производителя до потребителя». Заметим, однако, что и само это определение фармацевтической деятельности также содержит в себе, по нашему мнению, некоторые неточности, например, противопоставляет друг другу «лекарственные», лекарственно — профилактические» и «диагностические» средства, хотя Закон «О лекарственных средствах» определяет «лекарственные средства» как «вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни …» (ст. 4). Однако, на наш взгляд, оно более четко определяет суть фармацевтической деятельности не как оптовой и розничной торговли ЛС, а, именно, как специфическую область оказания специализированных (фармацевтических) услуг населению через торговлю лекарственными средствами, требующих, в отличие от обычной торговли, специальных знаний, образования (ст. 33 Закона «О лекарственных средствах»), а также определенных морально — этических установок субъектов фармацевтической деятельности. Кроме того, указанная работа дает определение термина «фармацевтические услуги», который законодатель единственный раз употребляет (но не раскрывает) в Федеральном законе РФ от 30.03.99 г. N 52-ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». По мнению автора указанной работы, «фармацевтические услуги — совокупность мероприятий по обеспечению лекарственными, лечебно — профилактическими, диагностическими средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции в системе здравоохранения». В то же время, автор необоснованно исключает из данного понятия деятельность по разработке и производству ЛС. На наш взгляд, более правильным, в развитие определения, данного А.В.Солонининой, будет следующее определение: «фармацевтическая деятельность — осуществляемая в соответствии с действующим законодательством профессиональная деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов в сфере обращения лекарственных средств». Таким образом, налицо пробелы законодательства об обращении лекарственных средств, не позволяющие четко разграничить и определить виды деятельности в сфере обращения ЛС. Необходимо законодательно определить исчерпывающий перечень видов деятельности в сфере обращения ЛС, дать четкое определение каждого вида деятельности с указанием конкретных задач, решаемых в рамках этого вида деятельности, устранив имеющиеся на сегодняшний день противоречия и неточности в этой области. По нашему мнению, следует выделить и законодательно определить следующие виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Деятельность государственных органов:
— государственная регистрация ЛС;
— государственный контроль качества, эффективности, безопасности ЛС; — государственную аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС; — государственное лицензирование видов деятельности в сфере обращения ЛС.

Деятельность самостоятельных субъектов обращения лекарственных средств (по сути фармацевтическая деятельность): — разработка новых ЛС;
— производство ЛС;
— ввоз ЛС на территорию РФ;
— вывоз ЛС с территории РФ;
— оптовая торговля ЛС;
— ответственное хранение ЛС;
— изготовление ЛС в аптечных учреждениях; — розничная торговля ЛС.
Определившись с видами деятельности, которыми могут заниматься субъекты рынка, занятые обращением лекарственных средств, перейдем непосредственно к вопросам, связанным с лицензированием этих видов деятельности. Как уже отмечалось выше, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» выделяет следующие виды деятельности в сфере обращения лекарственных средств, подлежащие лицензированию: — фармацевтическая деятельность;
— производство лекарственных средств;
— хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения; — распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В то же время, Закон «О лекарственных средствах» дополнительно требует лицензирования «ввоза лекарственных средств на территорию РФ» и «оптовой торговли лекарственными средствами», несмотря на то, что понятие «оптовой торговли ЛС» полностью поглощается понятием «фармацевтическая деятельность». В соответствии с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 387: — лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление лицензионной деятельности; — лицензирование оптовой торговли лекарственными средствами, в том числе ядовитыми и сильнодействующими веществами, а также изделиями медицинского назначения осуществляют Министерство здравоохранения РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление лицензионной деятельности (далее именуются — лицензирующий орган). В соответствии с Законом «О лекарственных средствах» лицензирование производства лекарственных средств осуществляется «федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит лицензирование производства ЛС» (ст. 15), а лицензирование ввоза лекарственных средств на территорию Российскую Федерацию, как лицензирование внешнеторговой деятельности (ст. 20), осуществляется «федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит выдача лицензий на внешнеторговую деятельность» (ст. 23). Действующее законодательство полностью игнорирует вопрос о том, кем и как осуществляется лицензирование:

Директор
юридической компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН


Exit mobile version