Recipe.Ru

Статья. «ПБОЮЛ: взгляд сверху» (М.И.Милушин) («Фармацевтическое обозрение», 2004, N 10)

«Фармацевтическое обозрение», 2004, N 10

ПБОЮЛ: ВЗГЛЯД СВЕРХУ

После опубликования на официальном сайте ГУ «Консультативно-методический центр лицензирования медицинской деятельности» МЗиСР РФ www.medlicenz.ru письма от 10 сентября 2004 г. N 2391, редакция «Фармацевтического обозрения» задалась вопросом: Должны ли ПБОЮЛ — учредители аптек, иметь фармацевтическое образование? С этим вопросом мы обратились к Марату Милушину, директору юридической компании «Юнико-94», кандидату юридических наук.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ от 10.09.2004 г. N 2391 не является нормативно-правовым актом и не имеет никакой юридической силы. Его можно рассматривать лишь как официальное толкование службой положений нормативных актов, касающихся вопросов лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, осуществляемой предпринимателями без образования юридического лица. Несмотря на то, что это письмо не является нормативным актом, тем не менее, опираясь на данное разъяснение Росздравнадзора как на официальное мнение уполномоченного государственного органа, лицензирующие органы на местах могут начать использовать его в своей работе со всеми вытекающими последствиями для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность. Однако еще раз подчеркнем, что это письмо не влечет за собой обязанности лицензирующих органов действовать в соответствии с данным мнением Росздравнадзора. Перейдем теперь к фактическому содержанию письма. Действительно, действующее российское законодательство далеко от совершенства, как в целом, так и в том, что касается гражданско-правовой деятельности предпринимателей без образования юридического лица. С точки зрения логики и здравого смысла, понятно, что сама форма ПБОЮЛ при разработке Гражданского кодекса РФ задумывалась именно как форма индивидуальной трудовой деятельности граждан — физических лиц. В то же время, следуя букве действующего гражданского законодательства, никто и ничто не может помешать гражданину, зарегистрированному как ПБОЮЛ, иметь в собственности, например, завод «Уралмаш», нанимать неограниченное количество сотрудников и вести соответствующую деятельность. Статья 7 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.2003 г.) действительно указывает, что вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Но это означает лишь то, что лицо, получившее лицензию, не вправе передавать ее другому лицу для осуществления лицензируемого вида деятельности, например, другому ПБОЮЛ, но отнюдь не значит, что получивший на законных основаниях лицензию ПБОЮЛ не имеет права привлекать для работы в лицензируемой сфере других сотрудников, если при этом выполняются установленные законодательством лицензионные требования и условия. Как раз напротив, из положений п. 1 ст. 9 Закона следует, что одним из документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии, должны быть сведения о квалификации работников соискателя. При этом вряд ли кто-либо может сделать вывод о том, что указанное требование имеет отношение только к соискателям — юридическим лицам, поскольку в случае необходимости подчеркнуть различия между соискателями — юридическими лицами и соискателями — предпринимателями без образования юридического лица Закон специально эти различия оговаривает (требование о предоставлении свидетельств о государственной регистрации и учредительных документов). Таким образом, из положений п. 1 ст. 9 Закона можно сделать однозначный вывод, что, если бы законодатель относил требование о предоставлении сведений о квалификации работников соискателя только к юридическим лицам, он бы это прямо указал в Законе. Отсюда также следует, что поскольку закон не выдвигает требования о предоставлении ПБОЮЛом документов, подтверждающих его квалификацию, то сам ПБОЮЛ может и не работать лично на лицензируемом предприятии, а быть только его владельцем. Некоторые ограничения на подобную деятельность ПБОЮЛ, в принципе, могут налагаться различными специальными законами, регулирующими различные сферы деятельности. Однако действующее законодательство в сфере лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности прямо не налагает подобных ограничений. Более того, из существующих в этой сфере правовых норм можно сделать как раз прямо противоположный вывод. В самом деле, ст. 33 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30.06.2003 г.) указывает, что физические лица — работники аптечных учреждений могут заниматься фармацевтической деятельностью при наличии соответствующего образования и сертификата специалиста. При этом закон не вводит ограничений на виды и организационно-правовые формы аптечных учреждений, в которых могут осуществлять такую деятельность работники, а, следовательно, положения ст. 33 Закона распространяются и на аптечные учреждения, открываемые ПБОЮЛами. Что касается медицинской деятельности ПБОЮЛ, то, с одной стороны, казалось бы, пунктом 5е Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. N 499 (в ред. от 03.10.2002 г.), установлено требование о предоставлении соискателем лицензии копий документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, из которого, в принципе, можно сделать вывод, аналогичный мнению Росздравнадзора РФ, изложенному в комментируемом письме. Однако здесь следует вспомнить о том, что статьей 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо запрещено требование от соискателей каких-либо документов, не предусмотренных федеральными законами. Таким образом, данное требование Положения о лицензировании медицинской деятельности может быть применимо к ПБОЮЛу только как к работающему на лицензируемом предприятии работнику. В заключение еще раз подчеркнем, что, возможно, с точки зрения профессиональных интересов и интересов населения, Росздравнадзор РФ достаточно обоснованно и оправданно хочет лишить индивидуальных предпринимателей возможности открывать аптеки, стоматологические кабинеты и т.д. В конце концов, на то он и уполномоченный государственный орган в данной сфере общественных отношений. Но проводить такую политику нужно в строгом соответствии с действующим законодательством и не посредством писем и разъяснений, а путем внесения соответствующих изменений в это самое законодательство.

Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН


Exit mobile version