Recipe.Ru

Статья. «Откуда дровишки» (О.Баранова) («Фармацевтический вестник», 2017, N 14)

«Фармацевтический вестник», 2017, N 14

ОТКУДА ДРОВИШКИ

Госаптеки ждут принятия закона о выводе закупок ГУП и МУП из-под действия ФЗ N 44

По данным RNC Pharma, в России (по итогам 2016 г.) работало порядка 5,5 тыс. государственных аптек, которые суммарно занимают 9,8% от общего рынка. Перевод закупок ГУП и МУП под действие ФЗ N 44 вынудил начать массовый процесс преобразования форм собственности госаптек. По словам экспертов, в России становится все меньше государственных и муниципальных аптек. Однако во многих регионах аптечные организации сталкиваются с большими трудностями: муниципалитеты не готовы расставаться с имуществом. Впрочем, и сами руководители госаптек не горят большим желанием заниматься преобразованием, надеясь на разум депутатов, которые обещали принять закон о выводе закупок из-под действия ФЗ N 44 в ускоренном темпе.

Ускоренным темпом

Тенденция снижения числа государственных и муниципальных аптек продолжится. Об этом в ходе региональной конференции ААУ «СоюзФарма» рассказал исполнительный директор ассоциации Дмитрий Целоусов. Напомним, Ф3 N 321 от 03.07.2016 обязал государственные и муниципальные унитарные предприятия с 1 января 2017 г. при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями ФЗ N 44. Соответственно, под действие этого закона попали и государственные, муниципальные аптечные организации. Директора ГУП и МУП неоднократно выступали с просьбой пересмотреть эту норму, которая, по их словам, способна поставить жирный крест на деятельности госаптек. Депутаты Госдумы отреагировали на запрос, и 14 апреля в первом чтении был принят законопроект, которым предлагается внести в федеральные законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поправки, исключающие государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие фармдеятельность, из перечня организаций, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться этими документами. Первый зам. Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов заявил, что принять закон необходимо в ускоренном режиме, «чтобы уже к 1 июня он начал действовать».

Кому нужна свободная ниша

Тот факт, что ГУП и МУП в основной своей массе проигрывают в эффективности частным аптечным сетям, никто не скрывает. По словам директора по развитию RNC Pharma Николая Беспалова, в среднем по России выручка в расчете на одну госаптеку почти на 50% ниже, чем у частных структур. «Судя по тем тенденциям, которые мы наблюдаем в последние годы, госсети, по большому счету, никому не нужны. Глобальная регуляторная политика направлена на то, чтобы подобные структуры перестали существовать, либо чтобы их количество было сведено к минимуму; В этом, наверное, нет ничего плохого. Для потребителей и фармрынка будет лучше, если их место займут коммерческие структуры. Но всегда встает вопрос, кто возьмет на себя те функции, которые выполняют ГУП и МУП, скажем, в отношении обеспечения пациентов наркотическими ЛП», — добавляет эксперт. Аптечному бизнесу эта функция совсем не интересна, и те компании, которые занимаются отпуском наркотических ЛП, откровенно заявляют, что делают это себе в убыток. Поэтому ниша становится все более свободной, однако желающих ее занять нет.

Скрестили пальцы

Единственный выход из сложившейся ситуации — смена формы собственности, причем МУП может идти по пути преобразования в ООО. В отношении ГУП это исключительно процесс приватизации. Однако, как говорит Дмитрий Целоусов, в регионах эти преобразования сопряжены с большими проблемами. Камнем преткновения является имущество, которое из государственной собственности должно уйти в частные руки. Региональные власти в большинстве случаев не готовы с ним расставаться. Кроме того, как отмечает Николай Беспалов, ситуация правовой и организационной неопределенности приводит к тому, что государственные сети приватизируются по ценам, существенно ниже того ценника, который был бы у сопоставимых по инфраструктурному потенциалу коммерческих структур. В итоге государство в процессе приватизации упускает выгоду. Впрочем, в процессе эксплуатации таких структур бюджет зачастую вынужден дотировать подобные организации. «Это далеко не всегда следствие какого-то злого умысла Сама по себе форма унитарного предприятия накладывает на сеть массу ограничений, которые немыслимы для частной структуры, скажем, в отношении возможностей кредитования», — добавляет аналитик Большая часть ГУП и МУП с умом подошли к необходимости выживания в рамках ФЗ N 44. В частности, некоторые из них заключили контракты, в которых предусматриваются поставки конкретного ассортимента на протяжении всего года Однако это временной люфт. По словам Дмитрия Целоусова, более половины госаптек, являющиеся членами ассоциации «СоюзФарма» находятся в процессе преобразования формы собственности. При этом речь идет о МУП. Руководители ГУП готовы еще немного подождать, так как процесс приватизации гораздо более сложен чем тот путь, по которому идут МУП. «У большинства предприятий приватизация назначена на второе полугодие. Поэтому у них есть еще несколько месяцев, чтобы подождать», — пояснил г-н Целоусов. Ситуация с ГУП мониторится регулярно, и если, как обещают депутаты ГД, закон будет принят в июне, большинство ГУП откажутся от смены собственности. Но если проблему снять не удастся, процесс приватизации будет запущен.

Таблица

ТОР5 крупнейших госсетей
N
Аптечная сеть
Количество точек
на 01.01.2017
Доля на рынке ЛС,
2016, %
1.
Волгофарм
128
0,46
2.
Губернские аптеки
174
0,40
3.
ОАС Челябинск
255
0,39
4.
Петербургские аптеки
82
0,25
5.
Нижегородская областная фармация
198
0,19
Источник: RNC Pharma

О.БАРАНОВА
Подписано в печать
20.04.2017


Exit mobile version