Recipe.Ru

Статья. «Государственное регулирование цен на ЛС — императивная или разрешительная правовая норма» (В.Маркова) («Аптечный бизнес», 2010, N 4)

«Аптечный бизнес», 2010, N 4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛС — ИМПЕРАТИВНАЯ ИЛИ РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ НОРМА

С.В.Кононова
Председатель фармсовета Приволжского
федерального округа, декан фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии

Государственное регулирование цен — это императивная правовая норма, которая четко указывает фармкомпаниям, как действовать в структуре ценообразования на лекарственные средства. Таким образом, ценообразование сегодня сместилось из рыночного механизма в механизм государственного регулирования. Однако один из участников рынка (аптека или потребитель) в любом случае будет недоволен ценовой политикой. Главная цель государственного регулирования цен на ЛС — расширить диапазон доступности ЛС для населения и бюджетных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Поэтому госрегулирование цен на ЛС должно обеспечить оптимизацию использования бюджетных, внебюджетных средств и средств населения. Необходимо создать конкурентную среду в сфере обращения лекарственных средств, а также оптимизировать процессы импортозамещения. Кроме того, следует снизить социальную напряженность в сфере доступности лекарственных средств. Лекарственные средства в товарообороте аптечных организаций занимают 40-65%. Все остальное — парафармацевтика и косметические средства. Доля жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в объеме реализации ЛС занимает от 30% до 60%. Необходимо напомнить, что дифференциация цен на фармрынке происходит по следующим позициям: по цене производителей, по покупателям, по группам товаров (ЛС, изделия медицинского назначения — ИМН, детское питание). Региональные величины торговых надбавок на ЖНВЛС с 01.05.2010 указаны в таблице. Стоит отметить, что предельные торговые надбавки на прочие ЛС и ИМН составляют: оптовая — 15%, розничная — 30%. Однако на данный момент остро стоит еще одна проблема. В настоящее время фармкомпании волнует наличие документа, где было бы прописано, что остатки лекарственных средств после 1 апреля должны переоцениваться. Этот документ необходим, так как налоговая инспекция при проверке потребует объяснения: на основании чего компания занизила свою доходную часть. С 1 апреля после окончания процедуры регистрации дефектура будет присутствовать практически в каждой аптеке. Получается, что с начала месяца часть аптек должна будет закрыться на несколько дней для переоценки продукции. Рекомендуется предупредить об этом органы исполнительной власти в регионе. Таким образом, новая система ценообразования имеет свои минусы и преимущества. Последние изменения приведут к снижению ассортиментного ряда в аптеках, к ужесточению отношений между государственными органами и фармацевтическими компаниями. Кроме того, фармпроизводителям придется переориентировать производство ЛС. В конечном итоге стоит ожидать роста цен на лекарственные средства. Поэтому задача представителей фармацевтического бизнеса — влиять на принятие решений правительства, предлагая свои поправки к законам.

Таблица

Региональные величины торговых надбавок на ЖНВЛС с 01.05.2010

Группа ЛС по стоимости (руб.) Оптовая надбавка (%) Розничная надбавка (%)

До 50 20 40

51-500 15 30

Выше 500 12 25

При отпуске в ЛПУ и ОНЛС 17

По материалам XV Всероссийской
юбилейной конференции
«Аптечная сеть России»
подготовила
В.МАРКОВА


Exit mobile version