Recipe.Ru

Статья. «Адаптация международных стандартов управления качеством для медорганизаций РФ» (Р.А.Черемин) («Hi+Med. Высокие технологии в медицине», 2015, N 7)

«Hi+Med. Высокие технологии в медицине», 2015, N 7

АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДЛЯ МЕДОРГАНИЗАЦИЙ РФ

Необходимость и важность организации рабочих процессов в медицинских учреждениях очевидны. Их сертификация на соответствие требованиям международных стандартов и менеджмента качества (ISO) является неплохим рычагом для дальнейшего развития отрасли.

Каковы критерии качества медицинской помощи? Вопрос неоднозначный. Когда речь заходит о стандартизации в медицинской отрасли, то рассматривается масса различных вариантов. Чаще всего это: — медико-экономические стандарты;
— клинические рекомендации;
— стандарты оснащения медорганизации (МО); — стандарты профессиональной подготовки медицинских работников; — стандарты обслуживания медтехники;
— стандарты изготовления лекарственных средств; — стандарты проведения клинических исследований. Говоря о стандартах системы менеджмента качества, мы подразумеваем совокупность принципов организации деятельности МО, направленных на обеспечение высокого качества медицинской помощи. Согласно глоссарию (Россия — США, 1999 г.), качество медпомощи представляет собой совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии. Ее критериями являются: адекватность (appropriateness), доступность (availability), преемственность и непрерывность (continuity), действенность (efficacy), результативность (effectiveness), безопасность (safety), своевременность (timeliness), удовлетворенность потребности и ожидания (satisfaction), стабильность процесса и результата (stability), постоянное совершенствование и улучшение (improvement). Однако если мы можем оценить данные характеристики, это еще не значит, что мы будем ими управлять. Возникает вопрос: если мы ввели определенные стандарты для медицинской услуги, то как нам организовать работу МО, чтобы достичь запланированных результатов? Таблица 1 позволяет понять, каким образом можно повлиять на результаты медицинской помощи и повысить ее качество. Для получения качественного результата, прежде всего, необходимо понимать, чего мы хотим добиться, оказывая медицинскую помощь. Для руководителей государственных бюджетных учреждений первоочередным вопросом является организация материально-технического обеспечения МО с целью достижения этого результата. В данной таблице показано, какими официальными документами в области здравоохранения РФ нужно руководствоваться. У нас существуют определенные порядки оказания медицинской помощи, которые регламентируют стандарты оснащения МО, рекомендуют определенное штатное расписание. Разработаны санитарные нормы и правила, на основе которых предъявляются требования к содержанию помещений и медицинским процедурам. Есть приказ Минздрава РФ N 502н от 05.05.2012 г. «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медорганизации», регламентирующий процессы в медучреждении. Но он содержит мало рекомендаций в виде алгоритмов, позволяющих принимать конкретные решения. Этот документ в какой-то мере дополняет недавний (от 07.07.2015 г.) приказ Минздрава РФ N 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Таблица 1

Обеспечение качества медицинской помощи (триада Донабедиана)

Подходы к оценке качества
Оцениваемые показатели
Официальные (обязательные) документы, устанавливающие требования Качество структуры
Материально-техническая база, оснащение, кадры Приказы Минздрава РФ об утверждении «Порядков оказания медицинской помощи», СанПиНы, приказ Минздрава РФ N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» Качество процесса
Клинико-организационные технологии
Клинические протоколы
Качество результата
Соответствие результатов медицинской помощи установленным требованиям Приказ Минздрава РФ N 422ан
от 07.07.2015 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», медико-экономические стандарты (МЭС)

Чиновники считают, что качество медицинской помощи складывается из таких компонентов: когда пациента приняли в приемном покое, как заполнили медицинскую документацию, своевременно ли направили его на врачебную комиссию для оформления листа нетрудоспособности, назначили ли именно те лекарства, которые указаны в медико-экономических стандартах. Но как принимать решения в конкретных случаях и каков должен быть результат медицинской помощи, нигде не разъясняется. Сказано только о том, что у больного не должно быть осложнений. Получается, что если пациенту не стало лучше, но и хуже не стало, то помощь оказана правильно. Медико-экономические стандарты, которые определяют, какие услуги должны быть оказаны пациенту, какие лекарственные средства могут назначаться, с точки зрения системного понимания происходящего в МО имеют незначительное влияние на качество оказания медицинской помощи. Таким образом, если проанализировать, какие модели управления качеством нам предлагают официальные документы, становится понятно, что в здравоохранении используется профессиональная или даже бюрократическая модель управления качеством, которая подразумевает массу проверок, в основном медицинского персонала (чтобы медработники имели соответствующие сертификаты и умели выполнять определенные процедуры). Мастерство конкретного человека, конечно, очень важно, но сточки зрения индустриальной модели управления качеством — это лишь отдельная составляющая процесса. Специалисты, создавшие модели управления качеством, считают так: «Хорошая организация работ, даже со старым оборудованием, всегда лучше плохой организации с новым оборудованием» (Ф.Тейлор); «85% проблем, возникающих в работе, определяются системой (процессом), и потому за них ответственны менеджеры, лишь 15% проблем возникает по вине непосредственных исполнителей» (Д.Джуран). Эти цитаты говорят сами за себя: от материально-технического оснащения и деятельности каждого сотрудника зависит многое, но далеко не все. Намного более важным является то, в какой системе работает человек, насколько удачно она организована. Существование отработанной, продуманной системы, в которой прописаны все процессы, грамотный менеджмент могут оказать реальное влияние на качество медицинской помощи. Качественную медицинскую помощь невозможно обеспечить в случаях, когда внимание управленцев сфокусировано только на материально-техническом обеспечении медучреждения либо только на работе с персоналом. Обеспечить высокие результаты поможет лишь учет всех составляющих, оказывающих влияние на качество медицинской помощи. Качество можно и нужно оценивать посредством стандартизации результатов деятельности. На структуру и ресурсы необходимо воздействовать, соблюдая требования для аккредитации (лицензирования), а на технологии и процессы — применяя «золотые правила» клинических рекомендаций, международные стандарты ISO, а также непрерывно обучая медперсонал (в том числе принципам работы в команде). Все это и составит систему управления качеством медицинской помощи. Использование подходов, регулирующих качество рабочего процесса (клинические протоколы), международных стандартов в области управления, принципов бережливого производства, инструментов стратегического менеджмента и управления рисками, принципов всестороннего повышения качества (total quality management — TQM), HR-технологий по формированию эффективной команды, корпоративного духа, бренд-менеджмента в государственных медицинских учреждениях у нас происходит на добровольной основе. В связи с этим возникает ряд сложностей. Несмотря на формально единое «научно-правовое поле», МО одной и той же специализации оказывают медпомощь, существенно различающуюся по уровню качества. Зачастую основные усилия руководителей МО направлены на материально-техническое обеспечение, уклонение от проверок контрольно-ревизионных органов и изнуряющие внутренние проверки врачей и медсестер. Федеральные клинические протоколы, хотя их становится все больше, не дают четких ответов на вопрос, как нужно действовать, применять их в конкретной МО. Хотя по замыслу, каждый из клинических протоколов может быть адаптирован для конкретных условий в конкретном учреждении. Основные причины возникающих проблем:
1. Руководители МО не владеют информацией о процессном системном подходе к управлению или считают его неприменимым к своей отрасли. 2. У руководителей МО отсутствует внутренняя мотивация к внедрению стандартов управления. 3. Органы по сертификации систем управления качеством вызывают недоверие (сертификация рассматривается как дань моде, а не как инструмент повышения эффективности МО). Можно купить документ либо формально подогнать работу под требования, которые предъявляет стандарт, при этом качество медицинской помощи не поменяется. Каковы пути решения этих проблем?
— Обучение руководителей (создание из руководящего звена не просто врачей, но врачей — менеджеров высокого класса). — Стимуляция и мотивация руководителей медучреждений к внедрению эффективных систем управления: введение системы эффективных контрактов для руководителей МО, в которых критерием эффективности является внедрение системы менеджмента качества; формирование рынка медицинских услуг, на котором «деньги идут за пациентом»; создание справедливых и прозрачных рейтингов медучреждений, повышающих их реноме). — Формирование независимых и транспарентных схем сертификации, которые бы не позволяли получать сертификат без реальных изменений в МО. Важно использовать эти стандарты, потому что надеяться на сильную личность, которая станет во главе учреждения, можно, но таких людей единицы. С учетом того, что постоянно идет обновление руководящего персонала, обучать людей и давать им в руки конкретные инструменты чрезвычайно важно. Надеяться на то, что инструменты адекватного управления каким-то образом сами появятся и начнут использоваться, не стоит. Сегодня уже идут процессы, которые создают предпосылки для введения стандартов управления качеством в медицинских учреждениях, в том числе государственного сектора. Еще в 2011 г. на Всероссийском форуме медицинских работников президент РФ В.В.Путин заявил, что следует создать эффективную систему управления качеством медпомощи: «Считаю, что нам нужно выстроить четкую, понятную, эффективную систему управления качеством медицинской помощи. Предлагаю ежегодно публиковать рейтинги медицинских учреждений и страховых компаний с обязательным учетом оценок пациентов». В плане реализации государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг. предполагается увеличение доли МО, внедривших систему управления качеством медицинских услуг, до 95%. Но перед руководителями, которые читают этот документ, встает вопрос: какую систему сертификации использовать? Как понять, что она в конце концов внедрена? На сегодняшний день есть масса стимулов, которые уже доказали свою эффективность в использовании (ISO, премия Правительства РФ в области качества, премия Э.Деминга (Япония), премия М.Болдриджа (США), премия Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) за деловое совершенство и т.п.). Можно предположить, что качество сертифицированной медицинской помощи будет улучшаться. Но какую бы систему сертификации мы ни использовали, надо понимать, что все современные модели управления имеют в своей основе TQM. Управление качеством — это забота главного врача, занимающего лидирующую роль, но к участию в этом процессе необходимо привлекать сотрудников любых уровней, начиная с начмедов, заведующих отделениями и заканчивая медсестрами и санитарками. Самое главное — понимание того, что лечебно-диагностический процесс — основополагающий процесс в работе любого учреждения. При этом такие моменты, как обеспечение условий содержания пациентов в стационаре, вывоз мусора, питание и т.д. должны быть состыкованы с лечебно- диагностическим процессом. Принципы управления качеством ISO 9000 включают;

Рисунок 1. Отраслевые стандарты

Рисунок 2. Интегрированная система менеджмента

JCI (Joint Commission Intemational) — неправительственная международная организация, аккредитованная Международным обществом по качеству в здравоохранении (ISQua) для сертификации МО. Перечень стандартов JCI:

  1. Стандарты, связанные с пациентами: — положения по обеспечению безопасности пациентов (IPSG);
    • доступность и преемственность лечения (АСС);
    • права пациентов и их семей (PFR);
    • оценка состояния пациентов (АОР);
    • лечение пациентов (СОР);
    • анестезия и хирургическое лечение (ASC);
    • медикаментозное лечение (MMU);
    • обучение пациента и его семьи (PFE).
  2. Стандарты (управления МО: — повышение качества и безопасности лечения (QPS);
    • профилактика и лечение инфекционных осложнений (PCI);
    • управление, руководство и наставничество (GLD);
    • эксплуатация и безопасность зданий и оборудования (FMS);
    • квалификация и образование сотрудников (SQE);
    • управление коммуникацией и информацией (MCI). В мире около 200 организаций, которые аккредитованы у этой комиссии. На сегодня сертифицироваться по этим стандартам довольно сложно и дорого. И с учетом соотношения затраты/эффективность возникает вопрос: нужно ли стремиться к аккредитации именно через эту комиссию? Каковы же важнейшие направления и возможные пути развития МО с целью улучшения качества оказания медпомощи? Первый вариант:
    • адаптация федеральных клинических рекомендаций внутри МО;
    • базовая стандартизация процессов на базе принципов ISO 9001 (либо премии Правительства РФ в области качества) — идентификация процессов и наведение элементарного порядка;
    • сертификация всех сопутствующих процессов на базе международных стандартов и их интеграция в единую систему. Второй вариант (мне он видится перспективным):
    • объединение профессионалов в отраслевые саморегулируемые организации (СРО);
    • создание систем добровольной сертификации и утверждение отраслевых стандартов управления качеством медпомощи с учетом медицинской специфики на базе международных стандартов;
    • внутренний контроль соответствия установленным требованиям. СРО не заинтересованы в членах, не соответствующих установленным стандартам. Может быть, кто-то считает, что еще рано обо всем этом думать. Но Уинстон Черчилль утверждал: «Уже сегодня надо делать то, о чем другие будут думать завтра».

К.М.Н., заместитель главного врача
по медицинской части
ГБУЗ «Психиатрическая больница N 10»,
заведующий организационно-методическим
и консультативным отделом
по психиатрии и суицидологии
Департамента здравоохранения
г. Москвы
Р.А.ЧЕРЕМИН


Exit mobile version