Recipe.Ru

Решение коллегии Минздрава РФ «О мерах по повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении» (протокол от 28.11.2001 N 19)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

28 ноября 2001 г.

N 19

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Коллегия Минздрава России, отмечает, что задачи реформирования отрасли, определенные Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки на период до 2010 года решаются недостаточно динамично. Ограниченное финансирование и неэффективное управление медицинскими учреждениями снижают темпы перехода на интенсивные методы обследования и лечения, замедляют организационные реформы системы здравоохранения. Вопросы совершенствования финансирования отечественного здравоохранения на основе внедрения принципов оплаты по конечному результату решаются с конца восьмидесятых годов путем попыток введения «нового хозяйственного механизма». Однако до настоящего времени проблема возмещения бюджетному лечебному учреждению общественно необходимых затрат за оказанную медицинскую помощь остается не решенной и весьма актуальной. Внедрение бюджетно — страховой модели финансирования с привлечением средств обязательного медицинского страхования лишь частично способствовало уменьшению негативных последствий бюджетного дефицита отрасли. Российское здравоохранение в сложных экономических условиях в целом справляется с выполнением задачи сохранения бесплатной медицинской помощи для населения Российской федерации. Основополагающим документом, определяющим обязательства государственной системы здравоохранения перед обществом, является «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», финансируемая за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС. В 2001 году в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год и на среднесрочную перспективу» было сказано об отсутствии необходимого финансового покрытия реализации конституционного права граждан России на бесплатное медицинское обслуживание. В Послании говорится о несбалансированности государственных материальных ресурсов и социальных обязательств перед гражданами, о необходимости приведения обязательств государства в соответствие с имеющимися у него возможностями финансирования непроизводственного сектора экономики. Бюджетное послание прямо указывает на необходимость внедрения контрактных форм финансирования учреждений здравоохранения по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее деятельности. Оплачивается не содержание, а выполнение определенного объема социально значимой качественной работы. В связи с этим, органы управления здравоохранением и главные врачи лечебных учреждений при планировании и оценке своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, экономической целесообразностью без ущерба качеству оказываемой медицинской помощи. Принципы и основы методических подходов к повышению эффективности использования финансовых, кадровых и материально — технических ресурсов в бюджетных учреждениях здравоохранения изложены в совместном приказе Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 N 70М4 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения». В 2001 году налажена работа тарифной комиссии Минздрава России и РАМН, рассчитаны и утверждены Министром здравоохранения и Президентом РАМН классификаторы услуг и тарифы для ведущих медицинских центров страны.


Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка. Номер приказа Минздрава России и РАМН от 28.02.2000 «О повышении эффективности использования финансовых средств в учреждениях здравоохранения федерального подчинения» 70/14, а не 70М4.


Практика показывает, пока с трудом изменяются стереотипы мышления главных врачей, акцентирующих внимание на экстенсивных показателях работы ЛПУ. Сохранение «лишних» коек любой ценой, затрудняющее сдвиг финансирования в пользу первичного амбулаторного звена, использование специализированных мощностей для оказания помощи непрофильным больным, разрыв в квалификационных уровнях врачей стационаров и поликлиник, села и города, — являются наиболее характерными и очевидными причинами медленной реорганизации медицинской отрасли. В условиях дефицита средств, чаще всего приносятся в жертву именно прогрессивные технологии медицинской помощи, которые в конечном итоге и должны сделать экономически эффективной работу ЛПУ. Существуют и объективные трудности реформирования отечественной системы охраны здоровья. Это, в первую очередь, так называемая проблема «гуманизации экономики», когда развитие промышленного производства опережает инвестиционные процессы в социальной сфере хозяйственного комплекса. Также необходимо обратить внимание на серьезное отставание законодательной базы, жестко регламентирующей сферу административно — хозяйственной деятельности руководителей учреждений здравоохранения и управленческого персонала, непосредственно занятых в «производственном» процессе. Не приняты важнейшие для здравоохранения законы «О здравоохранении в Российской Федерации» и «О регулировании частной медицинской деятельности». Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного институтов охраны здоровья, на основе конкурентных отношений между которыми произойдет неизбежное повышение качества медицинских услуг при снижении их относительной стоимости. Вместе с тем, накоплен позитивный опыт рационального использования имеющихся в сети денежных и материальных ресурсов многими руководителями ЛПУ как федерального подчинения, так и находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Руководители этих ЛПУ в рамках своих бюджетов, за счет консолидации доходов и использования внебюджетных средств, находят возможность стимулировать труд своих сотрудников при повышении качества и расширении объемов оказываемой медицинской помощи, дифференцирование увеличивая заработную плату последних в 1,5 — 2 раза. Они не планируют деятельность подразделений, исходя из затратного механизма освоения бюджетных ассигнований, а «зарабатывают деньги», целенаправленно развивая наиболее рентабельные виды обследования и лечения. Заслуживает внимания (представляет интерес) опыт внедрения многоуровневой системы медицинского обслуживания в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Тыва.

На основании вышеизложенного Коллегия Министерства здравоохранением Российской Федерации считает необходимым:

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ


Exit mobile version