Recipe.Ru

Решение коллегии Минздрава РФ «О Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации» (протокол от 24.06.2003 N 11)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

24 июня 2003 г.

N 11

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заслушав и обсудив доклад о проекте Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что в комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление. Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний. Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса. В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5 млн. человек. Вместе с тем, особенности работы санаторно-курортных учреждений в условиях рыночной экономики, значительное сокращение объемов финансирования здравниц из федерального, местных бюджетов и средств обязательного социального страхования, ослабление координации их деятельности со стороны государства привели к сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них — на 20%, а также к ухудшению материально-технической базы ряда санаторно-курортных учреждений. Сложилась диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получении из-за низкой платежеспособности населения. В связи с возрастанием стоимости услуг по лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов уменьшился объем их использования в практике курортов. Имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель. В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Требуется совершенствование имеющихся и разработка новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их эффективности и качества. Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной правовой базы деятельности курортов и санаторно-курортных организаций, медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц. Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса. Для обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. N 284 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, разработан проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Основные положения проекта данной Концепции были обсуждены и одобрены участниками Всероссийского форума «Здравница — 2002» в октябре 2002 года. Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. Будет улучшено состояние инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса, что позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысит уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса. В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции на период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации. Успешная реализация положений настоящей Концепции и плана мероприятий положительно скажется на состоянии здоровья населения, позволит снизить уровни заболеваемости и инвалидности, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах, направить высвободившиеся ресурсы на профилактику болезней. Рассмотрев проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Одобрить, в основном, Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. 2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Российскому научному центру восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н. Разумов): 2.1. В срок до 1 октября 2003 года доработать проект Концепции с учетом поступивших в ходе обсуждения на коллегии предложений, разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и направить их для рассмотрения федеральным министерствам, ведомствам и субъектам Российской Федерации. 2.2. В срок до 1 декабря 2003 года внести предложение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. 3. Контроль за выполнением решения Коллегии оставляю за собой.

Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (далее — Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 1202-р, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. N 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, а также в соответствии с планом Минздрава России по реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года. Настоящая Концепция определяет основные задачи и направления государственной политики развития курортного дела в России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее реализации.

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

Концепция — система взглядов, определяющих замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д. Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Курортное дело (деятельность) — совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов. Курортология — (курорт + греч. logos учение, наука) — наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных лечебно-профилактических учреждениях. Курортный фонд — совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов недвижимости санаторно-курортного назначения. Природные лечебные ресурсы — природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата. Путевка (курсовка) — документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг. Санаторно-курортные организации — предприятия, учреждения, организации, различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов. Санаторно-курортное (амбулаторно-курортное) лечение — медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях. Санаторно-курортные услуги — услуги по оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги, оказываемые на курорте, в лечебно-оздоровительной местности и в санаторно-курортных организациях.

2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса. Федеральным законом от 23.02.95 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации. Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них — на 20%. Внимание к проблемам организации санаторно-курортной помощи населению во многом обусловлено негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, в т.ч. детей и подростков, высоким уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан. Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, являются: недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности; сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения; крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и др.); существенное сокращение финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств обязательного социального страхования; ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортных учреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местных бюджетов; недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц; урбанизация и перенаселение курортных местностей, чему способствует возросшая миграция населения; полулегальный и нелегальный захват участков и территорий курортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям; отсутствие механизма функционирования здравниц в условиях рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса; отсутствие государственной рекламы и системы информирования населения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортов и мест отдыха; ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работы санаторно-курортных организаций; значительное сокращение проведения научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления больных в санаторно-курортных условиях; отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследований по работке современных технологий лечебно-профилактического применения природных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения; отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц; недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.

3. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для укрепления здоровья населения страны и удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. Основными задачами государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации являются: восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном и региональном уровнях; разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в сфере курортного дела; организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации; межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности; контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений; разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными, сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами, страховыми и туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг; создание условий для привлечения инвестиций в курортный комплекс Российской Федерации путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и других мер федеральной и региональной поддержки; приоритетность обеспечения санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (детей, инвалидов, ветеранов войны и труда) за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф; улучшение финансирования санаторно-курортных учреждений из средств федерального и местных бюджетов; разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационарозамещающих технологий, в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения природных и преформированных лечебных факторов; использование санаторно-курортных учреждений для создания на их базе сети центров и школ здоровья, отделений восстановительного лечения, реабилитации и долечивания больных, перенесших острый инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, некоторые операции на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте; разработка медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц; повышение эффективности санаторно-курортного лечения и качества обслуживания больных на курортах и в здравницах, использование современных технологий приема, размещения, питания, экскурсионного обслуживания лиц, находящихся на курортах; защита прав и интересов граждан в период их пребывания на курорте; совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортного комплекса; активизация международного сотрудничества по вопросам совершенствования санаторно-курортной деятельности; установление экономически выгодных правил въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России; разработка и реализация рекламно-информационных программ о деятельности отечественных курортов, внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных организаций, проведение Всероссийских форумов «Здравница», выставок, конгрессов, конференций. Задачи по осуществлению государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации должны осуществляется на основе плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на период до 2010 года. Эффективное развитие курортного дела в Российской Федерации положительно скажется на состоянии здоровья населения, уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Кроме того, реализация Концепции будет способствовать улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.


Exit mobile version