Recipe.Ru

Приказ Минздрава РФ от 27.03.2002 N 98 «Об отраслевой программе «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

27 марта 2002 г.

N 98

ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2003-2008 ГОДЫ)»

В целях реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и в соответствии с решением коллегии Минздрава России от 11 декабря 2001 года (протокол N 20) «О проекте отраслевой программы «(Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить отраслевую программу «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)» (приложение N 1). 2. Создать Дирекцию отраслевой программы «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)» (приложение N 2). 3. Назначить руководителем Дирекции отраслевой программы «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)» Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова. 4. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту организации и развития медицинской помощи населению ежегодно предусматривать финансовое обеспечение реализации отраслевой программы «Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003-2008 годы)» в части средств, выделяемых из федерального бюджета. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 27.03.2002 г. N 98

ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2003-2008 ГОДЫ)»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Наименование Программы     - Реорганизация сети                                психиатрической помощи в Российской                                Федерации (2003-2008 годы)

Основание для разработки — Европейская конвенция по

     Программы                  предупреждению пыток и                                бесчеловечного или унижающего                                достоинство обращения или наказания                                от 26 ноября 1987 года. Закон                                Российской Федерации от 2 июля 1992                                года N 3185-1 "О психиатрической                                помощи и гарантиях прав граждан при                                ее оказании". Постановление                                Правительства Российской Федерации                                от 20 апреля 1995 года N 383 "О                                федеральной целевой программе                                "Неотложные меры по                                совершенствованию психиатрической                                помощи (1995-1997 гг.)". Концепция                                развития здравоохранения и                                медицинской науки в Российской                                Федерации, одобренная                                постановлением Правительства                                Российской Федерации от 5 ноября                                1997 года N 1387. Решение Коллегии                                Минздрава России от 20-21 марта                                2001 года протокол N 6 "О ходе                                реализации Концепции развития                                здравоохранения и медицинской                                науки, задачах на 2001-2005 года                                и на период до 2010 года".     Дата утверждения           - Приказ Министерства     Программы                  здравоохранения Российской                                Федерации от 27.03.2002 года N 98     Заказчик Программы         - Министерство здравоохранения                                Российской Федерации     Основные разработчики      - Министерство здравоохранения     Программы                  Российской Федерации                                - ЗАО "ГИПРОЗДРАВ - научно -                                проектный центр по объектам                                здравоохранения и отдыха"

Цель и задачи Программы Цель Программы

Сроки и этапы реализации — 2003-2008 гг.

     Программы                  - Первый этап (2003-2004 годы) -                                подготовка и реализация предложений                                по реорганизации сети учреждений                                психиатрической помощи в                                территориях - представителях                                каждого из 6 типов и, одновременно,                                по одной территории из каждого                                Федерального округа.                                - Второй этап (2005-2008 годы) -                                подготовка и реализация предложений                                по реорганизации сети учреждений                                психиатрической помощи по остальным                                субъектам Российской Федерации.     Перечень основных          - Определение пригодности     мероприятий Программы      существующей сети учреждений,                                оказывающих психиатрическую и                                психотерапевтическую помощь, с                                учетом их максимального приближения                                к населению,                                -   проведение пообъектного анализа                                    зданий на их соответствие                                    санитарным нормам,                                -   разработка Проектов                                    территориальных стандартов с                                    приведением сети и структуры                                    учреждений, оказывающих                                    психиатрическую и                                    психотерапевтическую помощь, к                                    стандартам, разработанным для 6                                    типов территорий Российской                                    Федерации,                                -   реализация Проектов                                    территориальных стандартов в                                    территориальных Программах                                    неотложных мер развития                                    психиатрической помощи.     Основные исполнители       - Министерство здравоохранения     Программы                  Российской Федерации.                                - Органы исполнительной власти                                субъектов Российской Федерации.     Объемы и источники         - Общий объем финансирования     финансирования Программы   Программы в 2003-2008 годах                                составляет 42,4 млн. рублей, в                                т.ч.:                                -   затраты на паспортизацию                                    существующих учреждений - 7,0                                    млн. руб.,                                -   затраты на пообъектный анализ                                    пригодности зданий - 8,3 млн.                                    руб.,                                -   затраты на формирование                                    территориального стандарта 9,5                                    млн. руб.,                                -   затраты на разработку                                    пообъектных предложений по                                    новому строительству и                                    реконструкции - 8,3 млн. руб.,                                -   затраты на подбор модулей,                                    определение очередности и                                    ориентировочной стоимости                                    реконструкции сети 8,3 млн.                                    руб.                                - Затраты на реализацию мероприятий                                первого этапа составляют - 4,52                                млн. руб., второго этапа - 37,86                                млн. рублей.                                - Источники финансирования                                Программы: Федеральные бюджетные и                                внебюджетные средства - 12,1 млн.                                рублей. Органам государственной                                власти субъектов Российской                                Федерации предлагается                                предусмотреть бюджетные и                                внебюджетные средства в размере                                30,3 млн. рублей.     Ожидаемые конечные         - Корректировка по унифицированной     результаты реализации      методике территориальных Программ     Программы                  неотложных мер развития                                психиатрической помощи по разделам:                                -   Реорганизация сети учреждений с                                    целью приближения помощи к                                    населению.                                -   Использование блок - модулей                                    для нового строительства и                                    реконструкции существующих                                    учреждений.                                -   Рациональное использование                                    бюджетных средств на                                    капитальное строительство и                                    реконструкцию учреждений.                                -   Повышение качества оказания                                    психиатрической и                                    психотерапевтической помощи за                                    счет децентрализации                                    стационарной психиатрической                                    помощи, усиления ее                                    амбулаторного звена и                                    использования                                    стационарозамещающих                                    технологий.     Система организации        - Управление и контроль за     контроля за исполнением    реализацией Программы     Программы                  осуществляется Министерством                                здравоохранения Российской                                Федерации и органами управления                                здравоохранением субъектов                                Российской Федерации. Основные                                направления и положения Программы                                ежегодно уточняются и                                контролируются, исходя из хода ее                                выполнения и эффективности                                использования средств.
  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Принятие Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», введенного в действие 1 января 1993 г., явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество. Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 606), которым утверждены положения об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно — производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. Реализация Программы требует принятия первоочередных экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических расстройств, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность, непригодность к военной службе и других. За последние 7 лет число лиц, впервые признанных в течение года инвалидами, вследствие психических расстройств в Российской Федерации, увеличилось более чем на 50%, из которых 80% составляют инвалиды I-II групп. Исходя из этого, укрепление материально — технической базы стационарной и внебольничной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, должно быть направлено на создание учреждений профилактического типа. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий для трудоустройства и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами. В связи с остановкой специализированного производства на обычных предприятиях и предприятий, поддерживавших в прошлом через систему заказов внебюджетное финансирование деятельности лечебно — трудовых мастерских (ЛТМ) при психиатрических учреждениях, происходит значительное сокращение объема трудовой терапии. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи. Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей — психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно, что в значительной мере связано с непропорциональным распределением сети специализированных учреждений и подразделений. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 2000 специалистов по социальной работе, 9500 социальных работников. Создание условий для работы этих специалистов позволит во многом решить кадровую проблему. Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости приложить серьезные усилия к укреплению материально — технической базы психиатрической службы, состояние которой в настоящий момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного электроснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективен. Необходимость реорганизации сети психиатрической помощи в России обусловлена не только чрезмерной централизацией коечного фонда в крупных психиатрических стационарах, но также неудовлетворительным состоянием материальной базы этих стационаров и слабым развитием полустационарных и других внебольничных форм организации психиатрической помощи. С учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 05.11.97 N 1387, в 1999 г. Минздравом России разработаны и направлены для использования в субъектах Российской Федерации соответствующие методические рекомендации. Однако, как показывает практика, без целенаправленного методического и технического руководства со стороны Минздрава России в субъектах Российской Федерации мероприятия, предусмотренные в решении Коллегии Министерства «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 — 2005 годы и на период до 2010 года» — не могут быть выполнены в необходимом объеме. Прежде всего, требуется внедрение стандартов в области сетевого планирования и проектирования учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, разработанных Минздравом России для 6 типов территорий. На первом этапе (2002-2004 гг.) экспериментальная разработка таких стандартов для ряда конкретных территорий (по одной для каждого Федерального округа России), позволила бы создать перспективу улучшения материально — технической базы для всей психиатрической службы страны, традиционно находящейся в неблагополучном состоянии. Следует учесть, что в последние годы в Минздрав России с предложениями об улучшении материально — технической базы психиатрической службы в России обращается проводящий инспекцию психиатрических учреждений на территории страны Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) Совета Европы. По информации, полученной в 2000 году от администрации субъектов Российской Федерации, в программе неотложных мер развития психиатрической помощи в масштабе России готовы принять участие 41 субъект Российской Федерации. С учетом того, что в настоящее время в 75 субъектах Российской Федерации реализуются или разрабатываются территориальные программы развития психиатрической помощи, реализация отраслевой программы может сыграть значительную роль в их поддержке и своевременной коррекции, служить основой для долгосрочного планового развития психиатрической службы на территории.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа предназначена для реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантируемого государством современного уровня и качества психиатрической помощи. Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, Программа устанавливает стратегические и тактические цели и задачи, которые реализуются поэтапно. Основной целью Программы является:
— разработка стратегии организации и развития психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации, включающих: — проведение плановой децентрализации стационарной и внебольничной психиатрической помощи в стране; — улучшение условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах; — расширение сети амбулаторного звена психиатрической помощи за счет увеличения числа дневных стационаров, ЛТМ, общежитий, психоневрологических диспансеров и кабинетов, максимально приближенных к населению. Задачи программы:
— Паспортизация существующих учреждений на территории субъекта Российской Федерации с пообъектным анализом пригодности существующих зданий с учетом соответствия площадей санитарным нормативам. — Разработка пообъектных предложений по приведению существующей материально — технической базы к стандартам, установленным для 6 типов территорий. — Разработка рекомендаций по подбору проектов блок — модулей подразделений для каждого объекта. — Разработка рекомендаций по очередности строительства и реконструкции объектов. Программа рассчитана на 2003 — 2008 годы и будет реализовываться в два этапа. На 1-м этапе (2003-2004 гг.) намечается разработка предложений по реорганизации сети психиатрической помощи в субъектах Российской Федерации — представителях 6 типов расселения и одновременно представителях 7 Федеральных округов (Табл. 1, 2).

Таблица 1

Общая характеристика типов территорий России

Тип Население Общая площадь Площадь сельских территорий (тыс. чел.) (тыс. кв. м) районов (тыс. кв. м)

1 Меньше 500 Меньше 50 Меньше 5

2 Меньше 500 Больше 50 Больше 5

3 500-1000 Меньше 50 Меньше 5

4 500-1000 Больше 50 Меньше 5

5 1000-2000 Меньше 50 Меньше и больше 5

6 Больше 2000 Больше 50 Меньше и больше 5

Таблица 2

Территории, включенные в 1-й экспериментальный этап разработки предложений по реорганизации сети учреждений психиатрической помощи

N Наименование Наименование территории Тип территории п/п Федерального округа

1 Волжский Пензенская область 5

2 Дальневосточный Магаданская область 2

3 Северо — Западный Республика Карелия 4

4 Сибирский Кемеровская область 6

5 Уральский Республика Башкортостан 6

6 Центральный Орловская область 3

   7  Южный               Республика Карачаево -          1                                  Черкесская                                

После разработки и апробации методики реорганизации сети учреждений психиатрической помощи на 1-м этапе, на 2-м этапе (2005 — 2008 гг.) предполагается реализация проектных мероприятий, направленных на охват реорганизацией психиатрической помощи всех остальных территорий Российской Федерации. На 2-м этапе территории сгруппированы по годам и месту расположения, что целесообразно для оптимизации проведения работы.

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных во времени по ресурсам и исполнителям на всех стадиях разработки предложений по реорганизации сети психиатрической помощи. Основными мероприятиями Программы являются: — Определение пригодности существующей сети учреждений к оказанию психиатрической помощи, максимально приближенной к населению. — Проведение пообъектного анализа соответствия санитарным нормам площади существующих зданий. — Приведение сети и структуры учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, к стандартам, разработанным для 6 типов территорий Российской Федерации. — Реализация проектов реорганизации сети психиатрической помощи путем включения их в территориальные программы неотложных мер развития психиатрической помощи.

Таблица 3

Расчет стоимости работ 1-го (экспериментального) этапа

Наименование Наименование и стоимость работ (тыс. руб.) территории

               Паспортизация Пообъектный  Определение   Пообъектные     Подбор     Всего                   учреждений     анализ    регионального  предложения    модулей и   (тыс.                                пригодности   стандарта     по новому    определение  руб.)                                  зданий                  строительству   стоимости                                                                        и       реорганизации                                                                реконструкции      сети                                                                                                          Пензенская       100          150          221           150           100         721    

область

Магаданская 30 40 40 40 30 180 область

Республика 70 80 80 80 70 380 Карелия

Кемеровская 150 170 241 170 150 881 область

Республика 250 300 496 300 250 1596 Башкортостан

Орловская 80 120 169 120 80 569 область

Карачаево — 32 42 46 42 32 194 Черкесская Республика

Итого по 712 902 1293 902 712 4521 1-му этапу

Примечания к Таблице 3:
— Стоимость работ по территориям на 1-м этапе определена из расчета — 20 тыс. руб. — на одно муниципальное образование (городской или сельский район). — Стоимость остальных территорий определена из расчета 15 тыс. руб. — на одно муниципальное образование. — Разница в стоимости обусловлена тем, что на 1-м этапе исполнения программы разрабатывается методика паспортизации, критерии оценки существующей материально — технической базы и программное обеспечение, которые на 2-м этапе будут использованы для всех территорий России. В настоящее время можно выделить ряд принципов, которые должны быть положены в основу реорганизации сети учреждений и подразделений психиатрической помощи. Принцип децентрализации, который в последние три десятилетия был использован при реформировании служб психического здоровья в странах Европы. В нашей стране использование данного принципа актуально в связи с наличием большого числа психиатрических больниц с числом коек более 500 в обширных по площадям территориях субъектов Российской Федерации. Достаточно сказать, что средняя площадь территории 36 из 89 субъектов Российской Федерации составляет более 50 тыс. кв. км. Принцип территориальности. Подразумевается традиционно используемое в России распределение психиатрической помощи по административным единицам (городским и сельским районам) с определением зоны обслуживания для каждого учреждения. Предусмотренное Законом о психиатрической помощи бюджетное финансирование психиатрической помощи облегчает переход межмуниципальных учреждений на муниципальный уровень или уровень финансирования субъекта Российской Федерации. Принцип интегрирования психиатрических служб. Одной из важнейших тенденций развития психиатрической помощи в настоящее время является ее интеграция в учреждения здравоохранения соматического профиля, уход от изоляции от общества лиц, страдающих психическими расстройствами. Принцип преемственности, также достаточно традиционный для нашей страны, будет сохранен и в процессе предлагаемой реорганизации сети психиатрической помощи при установившемся равенстве в большинстве субъектов Российской Федерации численности медицинского персонала в стационарных и внебольничных ее звеньях. Этот принцип будет укрепляться за счет увеличения и дифференциации полустационарных форм помощи и дальнейшей интеграции психиатрических учреждений в многопрофильные (в первую очередь — в центральные районные больницы). Принцип дифференциации. Наиболее распространено в настоящее время деление учреждений и подразделений по возрасту пациентов: дети и подростки, лица трудоспособного возраста, пациенты старших возрастных групп. Доли указанных возрастных групп в России составляют, соответственно, 21%, 58% и 21 %. Принцип оптимизации подразумевает взвешенное перераспределение на территории субъекта Российской Федерации приоритетов в сторону более эффективных и менее дорогостоящих стационарозамещающих форм оказания психиатрической помощи. Международный опыт показывает, что часть тех услуг, которые в настоящее время оказываются населению в условиях психиатрического стационара, возможно обеспечить в полустационарном и амбулаторно — поликлинических звеньях психиатрической помощи. Кроме того, за счет внедрения разработанных унифицированных блок — модулей стоимость последующих проектных работ по конкретным объектам снижается примерно на 40%.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных средств. Органам государственной власти субъектов Российской федерации предлагается предусмотреть необходимые финансовые средства в соответствии с прилагаемым расчетом объемов финансирования мероприятий на реализацию программы. Ассигнования на капитальные вложения Программой не предусматриваются. Объем и источники финансирования Программы представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Объем и источники финансирования
(млн. руб. в ценах 2001 года)

Всего В том числе по годам

                             2003-2008    2003-2004    2005-2008                                   годы         годы         годы                                                                          Всего:                      42,38          4,52        37,86                                                                          В т.ч федеральный бюджет    12,1           4,52         7,58                                                                          Прочие источники            30,3            -          30,3       

Направления расходов:

НИОКР 33,9 3,6 30,3

В т.ч. федеральный бюджет 9,68 3,6 6,08

Прочие текущие расходы 8,48 0,92 7,56

В т.ч. федеральный бюджет 2,42 0,92 1,5

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы представлены в Приложении 1.

5. Механизмы реализации Программы

Заказчиком работ по Программе является Министерство здравоохранения Российской Федерации. К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация программных мероприятий осуществляется посредством контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации с организациями — исполнителями. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет работу по заключению договоров, соответствующих соглашений о намерениях с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ниже приводятся некоторые основные характеристики выделенных 6 типов территорий и соответствующие подходы к реорганизации сети психиатрической помощи. В первый тип входят территории России с небольшой численностью населения (до 500 тыс. чел.) и наиболее компактной площадью (до 50 тыс. кв. км). Практически все регионы с этими параметрами имеют небольшую среднюю площадь сельских административных районов (меньше 5 тыс. кв. км). К этому типу относятся 4 территории: Республики Адыгея, Ингушетия, Карачаево — Черкесская и Усть — Ордынский Бурятский автономный округ. Компактность этих территорий, обеспечивающая радиус доступности до 100 км при небольшой численности населения обусловливает возможность концентрации всех видов стационарной психиатрической помощи в городе — центре. Поскольку около 40% населения на территориях этого типа проживает в городе — центре, а в пределах одного часа транспортной доступности (общественным транспортом) от города — центра проживает еще 10% населения, то при психиатрических больницах могут быть организованы дневные стационары с числом мест до 50. На территориях данного типа целесообразна организация психоневрологических диспансеров со стационарами (до 200 коек), дневным стационаром на 50 мест и лечебно — трудовыми мастерскими (ЛТМ) на 80 мест. Компактность территорий позволяет организовывать амбулаторный прием по участковому принципу. Необходимо создание общежитий (групповых домов, пансионатов) в каждой территории. Ко второму типу относятся территории, имеющие, как и территории, первого типа, малую численность населения (до 500 тыс. чел.), но расположенные на очень большой площади (свыше 50 тыс. кв. км). Практически все эти территории имеют площадь сельских административных районов свыше 5 тыс. кв. км. К этому типу относятся 7 территорий: Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Камчатская и Магаданская области, Чукотский и Ямало — Ненецкий автономные округа. Плохая взаимодоступность районных центров, связанная со значительными расстояниями и отсутствием дорог при отсутствии районов или городов с численностью населения, необходимой для создания минимального по числу коек общепсихиатрического отделения, обусловливает целесообразность создания психиатрических кабинетов и стационаров. Последние могут быть рассчитаны на обслуживание нескольких районов. Мощность психоневрологического диспансера с дневным стационаром (50 мест) рассчитывается в среднем на население города — центра в 100 тысяч жителей. Таким образом, на территориях второго типа образуется сеть психиатрических учреждений, состоящая из диспансера с небольшим стационаром (до 300 коек) в территориальном центре с организацией специализированных отделений для пациентов в многопрофильных учреждениях, центральных районных больницах (ЦРБ) при психиатрических кабинетах, оказывающих полипрофессиональную амбулаторную и стационарную помощь жителям одного или нескольких районов. Структура службы должна включать общежития (групповые дома, пансионаты) в каждой из территорий. В третий тип входят территории с населением от 500 до 1000 тысяч человек, компактной площадью региона (до 50 тыс. кв. км) и компактными сельскими административными районами (до 5 тыс. кв. км). К их числу относятся 4 территории: Орловская область, Республики Марий Эл, Мордовская и Северная Осетия. В поселениях и райцентрах с населением свыше 40 тыс. человек возможна организация общепсихиатрических отделений при ЦРБ. На территориях данного типа образуется сеть психиатрических кабинетов с возможностью оказания полипрофессиональной помощи в сочетании с районными общепсихиатрическими отделениями, дневными стационарами на 25-50 мест, а также психиатрические больницы (на 500 коек) со всеми современными типами специализированных отделений психиатрического профиля и ЛТМ. Возможна организация соматопсихиатрических отделений в многопрофильных больницах. Дневные стационары с суммарным числом мест до 200 могут разделяться по своему назначению на общепсихиатрические, соматогериатрические и детские. Необходимы также «промежуточные» учреждения для социально — бытовой адаптации — общежития (групповые дома, пансионаты) на 20-50 мест. В территориях четвертого типа особенностями являются значительная населенность (от 500 до 1000 тыс. чел.) и значительная площадь (свыше 50 тыс. кв. км) при небольших площадях сельских административных районов (до 5 тыс. кв. м), а также хорошая доступность райцентров и отсутствие сельских административных районов с населением свыше 40 тыс. К данному типу относятся 7 территорий: Республики Карелия и Хакасия, Калининградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Сахалинская области. На территориях данного типа, помимо районных психиатрических кабинетов с полипрофессиональным обслуживанием, образуется сеть общепсихиатрических отделений мощностью 50 коек с использованием режима дневного стационара при ЦРБ или психиатрических больницах, обслуживающих население нескольких районов, и территориальной психиатрической больницы (от 400 до 500 коек) с набором всех специализированных отделений, дневным стационаром на 50 мест и ЛТМ на 150 мест. Возможна организация соматопсихиатрических отделений в многопрофильных больницах. Суммарное число мест дневных стационаров достигает 200. Обязательно создание общежитий (пансионатов, групповых домов) минимум по одному (50 мест) на каждую территорию. В пятый тип входят 34 территории с численностью населения от 1 до 2 млн. человек: Республики Бурятия, Дагестан, Кабардино — Балкарская, Коми, Удмуртская, Чувашская, Чеченская, Якутия (Саха), Хабаровский край, Амурская, Астраханская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская, Ярославская области и Ханты — Мансийский АО. Сходство принципов организации сети психиатрических стационаров в них объясняются наличием поселений с численностью населения свыше 100 тысяч, в связи с чем могут организовываться межрайонные учреждения. Образуется следующая сеть психиатрических стационаров. В районах с населением от 40 до 100 тысяч при ЦРБ, при психиатрических кабинетах, располагающих условиями для полипрофессионального обслуживания создаются общепсихиатрические отделения, использующие также режим дневного стационара. В районах и поселениях с населением свыше 100 тыс. могут создаваться психоневрологические диспансеры со стационарными отделениями, мощность которых варьируется в зависимости от потребности в психиатрических койках. В зависимости от потребности в стационарной психиатрической помощи, в региональном центре, помимо психиатрической больницы, создаются соматопсихиатрические отделения. Возможны также профильные психиатрические стационары: детские, для принудительного лечения и др. В территориальном центре и городах с населением 100 и более тыс. создаются дневные стационары и диспансеры. Все стационары должны располагать реабилитационными центрами (ЛТМ и др.). Обязательны также общежития (групповые дома, пансионаты) — 1-2 на территорию (50-100 мест). В шестой тип входят 21 территория с численностью населения свыше 2 млн.: Республики Башкортостан, Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Самарская, Тюменская области. Почти все территории данного типа площадью свыше 50 тыс. кв. км и имеют в своем составе поселения или административные районы с населением свыше 100 тысяч. Особенность территорий — значительные площади при наличии крупных городов и сельских административных районов. В районах с населением от 40 до 100 тысяч жителей при ЦРБ, в которых располагаются психиатрические кабинеты для оказания полипрофессиональной помощи, создаются общепсихиатрические отделения мощностью до 50 коек, часть из которых может работать в режиме дневного стационара. В районах и городах с населением свыше 100 тысяч — психоневрологические диспансеры (150-210 коек) и, в зависимости от числа обслуживаемого населения, с дневными стационарами на 50 мест. В территориальном центре суммарная коечность стационарных психиатрических учреждений колеблется от 730 до 930 коек. Возможна организация соматопсихиатрических отделений при многопрофильной больнице и психиатрической больницы для принудительного лечения на 100 — 150 коек. Предусматривается создание детско — подросткового диспансера со стационаром и дневным стационаром. Общее число мест в дневных стационарах в территориальном центре должно составлять не менее 500. Диспансеры и стационары должны располагать помещениями для организации реабилитационных центров. Необходимым звеном помощи являются общежития (групповые дома, пансионаты) — не менее 2-3-х в каждой территории с общим числом мест 100-150. В целях реорганизации сети психиатрической помощи с децентрализацией стационаров и созданием системы внебольничных учреждений и с учетом разработанной концепции организации помощи в территориях разного типа для нового строительства и реконструкции Минздравом России и ГИПРОЗДРАВом рекомендованы 45 блок — модулей для стационаров и 53 модуля для внебольничных психиатрических учреждений. В составе модулей для стационаров:
— палатные отделения на 25-50 коек различной специализации: общепсихиатрические, психосоматические, психотерапевтические, соматогериатрические, лечебно — реабилитационные (разделенные на секции с различным режимом пребывания), а также детские (разделенные на секции для детей разного возраста); — дневные стационары на 50 и 25 мест;
— приемное отделения, в т.ч. детское;
— лечебно — консультационное отделение; — отделение функциональной диагностики; — отделение восстановительного лечения; — клинико — диагностическая лаборатория; — лечебно — трудовые мастерские на 50 и 90 мест; — социо — реабилитационный (культурно — спортивный) центр больницы с двухсветным решением наиболее крупных функциональных элементов: бассейна и зрительного зала; — центральное стерилизационное отделение; — внутрибольничная аптека;
— административный центр.
Внебольничные модули предназначены для 3-х различных по численности групп населения: до 100 тыс., от 100 до 250 тыс., свыше 250 тыс. К ним относятся: — входные группы помещений;
— отделения врачебного приема;
— отделения функциональной диагностики; — административно — хозяйственные отделения; — лечебно — восстановительные отделения; — отделения судебно — психиатрической экспертизы; — социально — реабилитационный центр (клуб); — общежития (групповые дома, пансионаты) для лиц, утративших социальные связи или как звено для социально — бытовой адаптации;
— психотерапевтический центр;
— медико — социальная экспертная комиссия (МСЭК); — клинико — диагностическая лаборатория; — кабинет социально — психологической помощи; — отделение семейного врачебно — психологического консультирования.

6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком — Министерством здравоохранения Российской Федерации. К реализации Программы привлекаются организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — исполнители программных мероприятий. Исполнители отчитываются перед Министерством здравоохранения Российской Федерации о выполнении мероприятий и использовании выделенных средств. Для текущего управления Программой создается дирекция, возглавляемая заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации. В состав дирекции включаются руководители структурных подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации. В целях рационального использования выделяемых на реализацию Программы бюджетных и внебюджетных средств и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дирекция Программы устанавливает и, при необходимости, изменяет очередность реализации основных мероприятий и их финансирование. Министерство здравоохранения Российской Федерации и дирекция Программы: — организуют выполнение мероприятий Программы посредством заключения Договоров с организациями любых форм собственности; — несут ответственность за рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств; — оказывают соисполнителям Программы методическую помощь по реорганизации сети психиатрических учреждений. Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно анализирует ход реализации Программы и эффективность использования финансовых средств.

7. Оценка эффективности, социально — экономических и экологических последствий реализации Программы

Программные мероприятия носят медико — социальный и экономический характер. Разработка и внедрение современных методов проектирования, строительства, реконструкции и оснащения учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, с учетом внедрения бригадных технологий в лечение и реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами, позволит с улучшением общей экономической ситуации в стране значительно снизить размер экономического ущерба, который наносят инвалидность и преступность вследствие психических расстройств. По расчетам, до 5-6% экономических затрат государства связаны с последствиями наиболее тяжелых психических расстройств. При улучшении качества психиатрической помощи, активизации мер медицинской и психосоциальной реабилитации больных и инвалидов можно добиться снижения указанного ущерба не менее чем на одну треть. За счет проведенных работ по улучшению материально — технического обеспечения психиатрической и психотерапевтической помощи предполагается значительно улучшить условия труда медицинского и другого персонала учреждениях, оказывающих указанные виды медицинской помощи.

Приложение
к Отраслевой программе
«Реорганизация сети
психиатрической помощи в
Российской Федерации
(2003-2008 годы)

РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2003-2008 ГОДЫ)»

   N       Мероприятия          2003-            В том числе             Исполнители           п/п                           2008                                                                                         годы    2003 2004 2005  2006 2007 2008                                                       всего   год  год  год   год  год  год                                                                                                                                                   в т.ч.                                                                                       из феде-                                                                                     рального                                                                                     бюджета                                                                                      тыс. руб.                                                                                                                                                      1              2               3      4    5    6     7    8    9            10                                                                                                                Всего:                  42381   2350 2171 11230 9830 7590 8385                                                     --------- ---- ---- ----- ---- ---- ----                                                       12093   2350 2171  2246 1966 1518 1677                                                                                                                      1.    1-й этап                 4521                                                                                      Разработка и          ---------                                                                                    апробация методики и     4521                                                                                      проектов                                                                                                           реорганизации сети                                                                                                 учреждений,                                                                                                        оказывающих                                                                                                        психиатрическую                                                                                                    помощь                                                                                                                                                                                                    1.1.  Республика                      1596                           Минздрав России                                     Башкортостан                    ----                           Кабинет Министров                                                                   1596                           Республики                                                                                                         Башкортостан                                                                                                                               1.2.  Республика Карачаево             194                           Минздрав России               - Черкессия                     ----                           Правительство                                                  194                           Республики Карачаево                                                                         - Черкессия                                                                                                          1.3.  Республика Карелия               380                           Минздрав России                                               ----                           Правительство                                                  380                           Республики Карелия                                                                                                   1.4.  Магаданская область              180                           Минздрав России                                               ----                           Администрация                                                  180                           Магаданской области                                                                                                  1.5.  Орловская область                     569                      Минздрав России                                                    ----                      Администрация                                                       569                      Орловской области                                                                                                    1.6.  Кемеровская область                   881                      Минздрав России                                                    ----                      Администрация                                                       881                      Кемеровской области                                                                                                  1.7.  Пензенская область                    721                      Минздрав России                                                    ----                      Администрация                                                       721                      Пензенской области     

2. 2-й этап. Разработка 37860 <*>

        проектов по           ---------                                                              реорганизации сети     7574                                                                  учреждений,                                                                                  оказывающих                                                                                  психиатрическую                                                                              помощь                                                                                                                                                                              2.1.  Республика Алтай                            150                Правительство                                                           -----                Республики Алтай                                                           30                Минздрав России                                                                                                      2.2.  Агинский Бурятский АО                        45                Администрация                                                           -----                Агинского Бурятского                                                        9                АО                                                                                           Минздрав России                                                                                                      2.3.  Алтайский край                             1125                Администрация                                                           -----                Алтайского края                                                           225                Минздрав России                                                                                                      2.4.  Амурская область                            420                Администрация                                                           -----                Амурской области                                                           84                Минздрав России                                                                                                      2.5.  Республика Бурятия                          390                Правительство                                                           -----                Республики Бурятия                                                         78                Минздрав России                                                                                                      2.6.  Еврейская АО                                 90                Правительство                                                           -----                Еврейской АО                                                               18                Минздрав России                                                                                                      2.7.  Иркутская область                           645                Администрация                                                           -----                Иркутской области                                                         129                Минздрав России                                                                                                      2.8.  Камчатская область                          135                Администрация                                                           -----                Камчатской области                                                         27                Минздрав России                                                                                                      2.9.  Корякский АО                                 60                Администрация                                                           -----                Корякского АО                                                              12                Минздрав России                                                                                                      2.10. Красноярский край                           945                Администрация                                                           -----                Красноярского края                                                        189                Минздрав России                                                                                                      2.11. Ленинградская область                       495                Правительство                                                           -----                Ленинградской области                                                      99                Минздрав России                                                                                                      2.12. Новосибирская область                       690                Администрация                                                           -----                Новосибирской области                                                     138                Минздрав России                                                                                                      2.13. Омская область                              645                Администрация                                                           -----                Омской области                                                            129                Минздрав России                                                                                                      2.14. Пермская область                            735                Администрация                                                           -----                Пермской области                                                          147                Минздрав России                                                                                                      2.15. Приморский край                             600                Администрация                                                           -----                Приморского края                                                          120                Минздрав России                                                                                                      2.16. Рязанская область                           480                Администрация                                                           -----                Рязанской области                                                          96                Минздрав России                                                                                                      2.17. Республика Саха                             540                Правительство                 (Якутия)                                  -----                Республики Саха                                                           108                Минздрав России                                                                                                      2.18. Сахалинская область                         390                Администрация                                                           -----                Сахалинской области                                                        78                Минздрав России                                                                                                      2.19. Таймырский АО                                60                Администрация                                                           -----                Таймырского АО                                                             12                Минздрав России                                                                                                      2.20. Республика Тыва                             210                Правительство                                                           -----                Республики Тыва                                                            42                Минздрав России                                                                                                      2.21. Тюменская область                           420                Администрация                                                           -----                Тюменской области                                                          84                Минздрав России                                                                                                      2.22. Усть - Ордынский                             90                Администрация Усть -          Бурятский АО                              -----                Ордынского                                                                 18                Бурятского АО                                                                                Минздрав России                                                                                                      2.23. Хабаровский край                            420                Администрация                                                           -----                Хабаровского края                                                          84                Минздрав России                                                                                                      2.24. Республика Хакасия                          165                Правительство                                                           -----                Республики Хакасия                                                         33                Минздрав России                                                                                                      2.25. Ханты - Мансийский АО                       315                Администрация Ханты -                                                   -----                Мансийского АО                                                             63                Минздрав России                                                                                                      2.26. Читинская область                           540                Администрация                                                           -----                Читинской области                                                         108                Минздрав России                                                                                                      2.27. Эвенкийский АО                               45                Администрация                                                           -----                Эвенкийского АО                                                             9                Минздрав России                                                                                                      2.28. Ямало - Ненецкий АО                         195                Администрация Ямало -                                                   -----                Ненецкого АО                                                               39                Минздрав России                                                                                                      2.29. Чукотский АО                                190                Администрация                                                           -----                Чукотского АО                                                              38                Минздрав России                                                                                                      2.30. Астраханская область                             240           Администрация                                                                 ----           Астраханской области                                                            48           Минздрав России                                                                                                      2.31. Белгородская область                             420           Администрация                                                                 ----           Белгородской области                                                            84           Минздрав России                                                                                                      2.32. Брянская область                                 525           Администрация                                                                 ----           Брянской области                                                               105           Минздрав России                                                                                                      2.33. Волгоградская область                            690           Администрация                                                                 ----           Волгоградской области                                                          138           Минздрав России                                                                                                      2.34. Воронежская область                              660           Администрация                                                                 ----           Воронежской области                                                            132           Минздрав России                                                                                                      2.35. Республика Калмыкия                              210           Правительство                                                                 ----           Республики Калмыкия                                                             42           Минздрав России                                                                                                      2.36. Кировская область                                705           Администрация                                                                 ----           Кировской области                                                              141           Минздрав России                                                                                                      2.37. Курская область                                  525           Администрация                                                                 ----           Курской области                                                                105           Минздрав России                                                                                                      2.38. Липецкая область                                 375           Администрация                                                                 ----           Липецкой области                                                                75           Минздрав России                                                                                                      2.39. Республика Марий Эл                              255           Правительство                                                                 ----           Республики Марий Эл                                                             51           Минздрав России                                                                                                      2.40. Республика Мордовия                              405           Правительство                                                                 ----           Республики Мордовия                                                             81           Минздрав России                                                                                                      2.41. Нижегородская область                            975           Администрация                                                                 ----           Нижегородской области                                                          195           Минздрав России                                                                                                      2.42. Самарская область                                660           Администрация                                                                 ----           Самарской области                                                              132           Минздрав России                                                                                                      2.43. Саратовская область                              980           Администрация                                                                 ----           Саратовской области                                                            196           Минздрав России                                                                                                      2.44. Тамбовская область                               480           Администрация                                                                 ----           Тамбовской области                                                              96           Минздрав России                                                                                                      2.45. Республика Татарстан                             900           Кабинет Министров                                                             ----           Республики Татарстан                                                           180           Минздрав России                                                                                                      2.46. Ульяновская область                              405           Администрация                                                                 ----           Ульяновской области                                                             84           Минздрав России                                                                                                      2.47. Чувашская Республика                             420           Кабинет Министров                                                             ----           Чувашской Республики                                                            84           Минздрав России                                                                                                      2.48. Архангельская область                                 390      Администрация                                                                      ----      Архангельской области                                                                78      Минздрав России                                                                                                      2.49. Владимирская область                                  405      Администрация                                                                      ----      Владимирской области                                                                 81      Минздрав России                                                                                                      2.50. Вологодская область                                   450      Администрация                                                                      ----      Вологодской области                                                                  90      Минздрав России                                                                                                      2.51. Ивановская область                                    465      Администрация                                                                      ----      Ивановской области                                                                   93      Минздрав России                                                                                                      2.52. Калужская область                                     450      Администрация                                                                      ----      Калужской области                                                                    90      Минздрав России                                                                                                      2.53. Республика Коми                                       360      Администрация                                                                      ----      Республики Коми                                                                      72      Минздрав России                                                                                                      2.54. Костромская область                                   495      Администрация                                                                      ----      Костромской области                                                                  99      Минздрав России                                                                                                      2.55. Московская область                                   1320      Правительство                                                                      ----      Московской области                                                                  364      Минздрав России                                                                                                      2.56. Мурманская область                                    240      Администрация                                                                      ----      Мурманской области                                                                   48      Минздрав России                                                                                                      2.57. Ненецкий АО                                            15      Администрация                                                                      ----      Ненецкого АО                                                                          3      Минздрав России                                                                                                      2.58. Новгородская область                                  360      Администрация                                                                      ----      Новгородской области                                                                 72      Минздрав России                                                                                                      2.59. Псковская область                                     405      Администрация                                                                      ----      Псковской области                                                                    81      Минздрав России                                                                                                      2.60. Смоленская область                                    510      Администрация                                                                      ----      Смоленской области                                                                  102      Минздрав России                                                                                                      2.61. Тверская область                                      765      Администрация                                                                      ----      Тверской области                                                                    153      Минздрав России                                                                                                      2.62. Тульская область                                      540      Администрация                                                                      ----      Тульской области                                                                    108      Минздрав России                                                                                                      2.63. Ярославская область                                   420      Администрация                                                                      ----      Ярославской области                                                                  84      Минздрав России                                                                                                      2.64. Республика Адыгея                                          135 Кабинет Министров                                                                       ---- Республики Адыгея                                                                         27 Минздрав России                                                                                                      2.65. Республика Дагестан                                        765 Правительство                                                                           ---- Республики Дагестан                                                                      153 Минздрав России                                                                                                      2.66. Кабардино -                                                165 Правительство                 Балкарская Республика                                     ---- Кабардино -                                                                               33 Балкарской Республики                                                                        Минздрав России                                                                                                      2.67. Калининградская                                            375 Администрация                 область                                                   ---- Калининградской                                                                           75 области                                                                                      Минздрав России                                                                                                      2.68. Коми - Пермяцкий АО                                        105 Администрация Коми -                                                                    ---- Пермяцкого АО                                                                             21 Минздрав России                                                                                                      2.69. Краснодарский край                                         930 Администрация                                                                           ---- Краснодарского края                                                                      186 Минздрав России                                                                                                      2.70. Курганская область                                         405 Администрация                                                                           ---- Курганской области                                                                        81 Минздрав России                                                                                                      2.71. Оренбургская область                                       765 Администрация                                                                           ---- Оренбургской области                                                                     153 Минздрав России                                                                                                      2.72. Республика Ингушетия                                       120 Правительство                                                                           ---- Республики Ингушетия                                                                      24 Минздрав России                                                                                                      2.73. Ростовская область                                         990 Администрация                                                                           ---- Ростовской области                                                                       198 Минздрав России                                                                                                      2.74. Свердловская область                                      1005 Правительство                                                                           ---- Свердловской области                                                                     201 Минздрав России                                                                                                      2.75. Республика Северная                                        165 Правительство                 Осетия                                                    ---- Республики Северная                                                                       33 Осетия                                                                                       Минздрав России                                                                                                      2.76. Ставропольский край                                        570 Правительство                                                                           ---- Ставропольского края                                                                     114 Минздрав России                                                                                                      2.77. Томская область                                            360 Администрация                                                                           ---- Томской области                                                                           72 Минздрав России                                                                                                      2.78. Удмуртская Республика                                      510 Правительство                                                                           ---- Удмуртской Республики                                                                    102 Минздрав России                                                                                                      2.79. Челябинская область                                        780 Администрация                                                                           ---- Челябинской области                                                                      156 Минздрав России                                                                                                      2.80. Чеченская Республика                                       240 Правительство                                                                           ---- Чеченской Республики                                                                      48 Минздрав России        

<*> В числителе - общая стоимость работы, в знаменателе - объем, выплачиваемый из федерального бюджета, равный 20% от общей стоимости работы.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 27.03.2002 г. N 98

                               СОСТАВ                   ДИРЕКЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ             "РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ              В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2003-2008 ГОДЫ)"     Вялков А.И.             Первый заместитель Министра     (руководитель)          здравоохранения Российской федерации     Хальфин Р.А.            Руководитель Департамента организации     (зам. руководителя)     и развития медицинской помощи                             населению Минздрава России

Члены Дирекции:

     Былим И.А.              Главный психиатр Минздрава                             Ставропольского края                             (по согласованию)     Виноградова Р.Н.        Главный психиатр Департамента                             здравоохранения администрации Тверской                             области (по согласованию)     Волошин В.М.            Главный детский психиатр Минздрава                             России     Дмитриева Т.Б.          Директор ГНЦ социальной и судебной                             психиатрии Минздрава России     Казаковцев Б.А.         Заместитель начальника отдела                             психоневрологической помощи, главный                             психиатр Минздрава России     Какорина Е.П.           Начальник отдела прогнозирования и                             информационных систем Минздрава России     Карпов А.С.             Начальник отдела психоневрологической                             помощи     Корсунский А.А.         Начальник Управления медицинских                             проблем материнства и детства                             Минздрава России     Краснов В.Н.            Директор Московского НИИ психиатрии                             Минздрава России     Пудовкина Н.А.          Начальник отдела программ развития                             медицинской помощи населению Минздрава                             России     Путин М.Е.              Руководитель Департамента                             экономического развития                             здравоохранения, управления финансами                             и материальными ресурсами Минздрава                             России     Юрьев А.С.              Заместитель руководителя Департамента                             организации и развития медицинской                             помощи населению Минздрава России     Ястребов B.C.           Руководитель отдела Научного центра                             психического здоровья РАМН                             (по согласованию)

Exit mobile version