МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
2 июля 1999 г.
N 264
О НАРУШЕНИЯХ В РАСХОДОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТДЕЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ И РАМН
В первом квартале 1999 года Контрольно-ревизионным управлением в г. Москве Минфина России проведены проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за период 1997-1998 гг. в 15 научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждениях, подведомственных Минздраву России и РАМН: НИИ питания РАМН, НИИ ревматологии РАМН, НИИ неврологии РАМН, Научном центре хирургии РАМН, Научном центре психического здоровья РАМН, Научном центре здоровья детей РАМН, НИИ урологии Минздрава России, НИИ геронтологии Минздрава России, НИИ стоматологии Минздрава России, НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Минздрава России, Научном центре профилактической медицины Минздрава России, НИИ рентгенорадиологии Минздрава России, НИИ колопроктологии Минздрава России, Республиканском консультативно-диагностическом центре и клинической больнице N6 Федерального управления «Медбиоэкстрем» Минздрава России. В результате ревизии было установлено, что руководители проверенных учреждений не обеспечили эффективное использование бюджетных ассигнований, внебюджетных средств, средств фонда обязательного медицинского страхования, федерального имущества, не уделяли должного внимания выполнению основных сетевых показателей. В восьми учреждениях недоразвернуто 412 коек, по девяти — выполнение плана койко-дней в 1997-1998 гг. с учетом пролеченных пациентов за плату составило от 31 до 60 процентов, а по четырем — до 75 процентов. В штатные расписания тринадцати учреждений дополнительно введена 551 должность медицинского и административно-хозяйственного персонала сверх утвержденных индивидуальных штатов, и на их содержание израсходовано 3 млн. рублей средств федерального бюджета. Четыре учреждения не вывели из штатных расписаний 149 должностей медицинского персонала отделений, закрытых на капитальный ремонт, на содержание которых потрачено 357 тыс.рублей. Для поликлинического отделения НИИ геронтологии Минздрава России, обслуживающего сотрудников 23 акционерных обществ ВВЦ, руководство института израсходовало заработной платы на 78,5 должностей, на приобретение оборудования, медикаментов и медицинского инструментария на 1487 тыс. рублей бюджетных ассигнований. Научный центр хирургии РАМН вместо организации питания сотрудников за счет самоокупаемости истратил на содержание 21 должности персонала столовой и кафе 947,4 тыс. рублей бюджетных средств. Государственный научный центр профилактической медицины Минздрава России израсходовал 59 тыс. рублей на содержание 11,5 должности медицинского персонала для кабинета предстрахового обследования и оказания помощи на дому пациентам страхового акционерного общества «Россия». Фонд оплаты труда тринадцати учреждений профинансирован сверх тарификаций на 12,1 млн. рублей и израсходован в виде надбавок за интенсивный труд и премии при отсутствии нормативной нагрузки. При систематической незагруженности коек и финансирования фонда оплаты труда из бюджета сверх необходимой потребности, руководители учреждений здравоохранения своевременно не поставили вопрос перед Министерством здравоохранения Российской Федерации о сокращении используемого коечного фонда и тем самым не предотвратили нерациональное расходование 12,6 млн. рублей бюджетных средств на содержание 1585 должностей медицинского и обслуживающего персонала. Вместо этого, без каких-либо расчетов на оплату труда дополнительно направлено 58,3 млн. рублей внебюджетных средств, полученных от платных медицинских услуг и Московского городского фонда ОМС. В результате заработная плата некоторых работников превышала должностной оклад более чем в 50 раз. Руководители учреждений при наличии достаточных средств не оплачивали коммунальные услуги и расходы по содержанию помещений. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги на 01.01.99 составила 33,5 млн. рублей. В то же время перечислено на счета коммерческих структур и отвлечено в дебиторскую задолженность на 01.01.99 — 32,6 млн. рублей. Не наведен порядок в расходовании средств на заработную плату. Излишние выплаты: по завышенным разрядам ETC, за неотработанное время, интенсивность и напряженность при отсутствии нагрузки, за работу во вредных условиях труда, дополнительные отпуска и др., составили 3,7 млн.рублей. По десяти учреждениям необоснованно списано в расход продуктов питания на сумму 54 тыс. рублей за счет занижения выхода порции при увеличении закладки и завышения численности питающихся. В девяти учреждениях допущено необоснованное списание 141 кг спирта и учетных медикаментов, всего на 19,6 тыс. рублей. Так, в клиники Научного центра психического здоровья РАМН без подтверждения записями в историях болезни списано 15 тысяч психотропных таблеток циклодола, азалептина, трифена и 3 тысячи шт. одноразовых шприцев на сумму 11,5 тыс. рублей. В восьми учреждениях выявлены переплаты за капитальный и текущий ремонт, вывоз мусора, обслуживание лифтов, транспорта, охрану здания, всего на сумму 1,6 млн. рублей. Не уделялось должного внимания рациональному использованию автотранспорта, в шести учреждениях необоснованно списано 7 тыс. литров бензина на сумму 17,5 тыс. рублей. Руководители семи учреждений нарушали порядок сдачи помещений в аренду, в результате недополучено 764 тыс. рублей. Так, НИИ питания РАМН недополучил от арендатора ЗАО «Нефтестройсервис» на ремонтные работы по условиям договора 174 тыс. рублей. Не всегда по целевому назначению использовались средства, выделенные на оказание дорогостоящих видов лечения. В 1997 году в НИИ неврологии РАМН из 120 дорогостоящих операций 49 операций на сумму 134,5 тыс. рублей были проведены за счет средств больных, указанные средства не восстановлены на бюджетные счета, а использованы на необоснованные выплаты заработной платы. Аналогично в 1998 году не восстановлены на бюджетные счета средства в сумме 112,6 тыс. рублей за проведенные дорогостоящие операции за счет средств больных. Практически во всех учреждениях грубо нарушался порядок планирования, использования и учета внебюджетных средств, отсутствуют сметы доходов и расходов по спецсредствам. Как правило, расчеты к ним не составлялись или составлялись не в соответствии с установленными нормативами, тарифами, расценками и кодами, применительными к сметам по бюджету. Отсутствуют также тарификационные списки для расчета фонда оплаты труда. Все вышеизложенное привело к неэффективному использованию внебюджетных средств. В некоторых учреждениях требует существенного улучшения состояние бухгалтерского учета и работа по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей. В ряде учреждений нарушались сроки выплаты заработной платы, обнаружено несвоевременное оприходование денежных средств по кассе, также допускалось превышение лимита наличных денежных средств в кассе. Пятнадцати учреждениям предъявлено, в соответствии с действующим законодательством, 12 млн. рублей штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств, а одиннадцати учреждениям начислены штрафы в сумме 1,7 млн. рублей за превышение лимита наличных денежных средств в кассе. Проведенными ревизиями выявлены и другие нарушения, как в использовании средств федерального бюджета, так и внебюджетных средств. По итогам ревизий руководителями учреждений изданы приказы, где предусмотрены меры к устранению выявленных нарушений, и 63 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности, восстановлено незаконно израсходованных средств в сумме 2524,8 тыс.рублей. Руководствуясь Указами Президента Российской Федерации «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенного для выплаты заработной платы» и «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета», и в целях обеспечения целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета, фонда обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников, а также пресечения возможных злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности руководителями медицинских учреждений федерального подчинения, подведомственных Минздраву России и РАМН, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Указать руководителям вышеперечисленных научно-исследовательских и лечебных учреждений Минздрава России и клиник РАМН, учитывая принятые ими меры к возмещению причиненного ущерба, на ослабление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, фонда обязательного медицинского страхования и внебюджетных средств, необеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, нарушения в расходовании фонда оплаты труда при невыполнении производственных показателей, организации планово-финансовой работы и бухгалтерского учета. 2. Руководителям научно-исследовательских и лечебных учреждений Минздрава России и РАМН: 2.1. Обеспечить строгий контроль за целевым расходованием средств и соблюдением режима экономии. 2.2. Пересмотреть штатное расписание клиник учреждений в соответствии с занятостью коек пациентами, лечащимися за счет средств федерального бюджета. 2.3. Исключить практику необоснованного установления надбавок и доплат к заработной плате за увеличение объема работы, напряженный и интенсивный труд и работу во вредных условиях труда. 2.4. Обеспечить постоянный контроль за надлежащим выполнением должностных обязанностей лицами, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность учреждений, ежемесячно заслушивая их отчеты о проделанной работе. 2.5. Поручить заместителям руководителей по экономическим вопросам обеспечить контроль за соблюдением штатно-сметной дисциплины, бухгалтерского учета и порядка ведения кассовых операций в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. 2.6. Информацию о проделанной работе по устранению нарушений представить Департаменту экономики, планирования и финансирования здравоохранения в месячный срок. 3. Департаменту экономики, планирования и финансирования здравоохранения (Макаров В.И.) совместно с Управлением бухгалтерского учета и отчетности (Киреев А.С.) организовать и провести в 4 квартале 1999 года семинар для работников планово-финансовых служб и главных бухгалтеров научно-исследовательских и лечебных учреждений. 4. Департаменту экономики, планирования и финансирования здравоохранения (Макаров В.И.) предусмотреть в 4 квартале 1999 года выборочные проверки в научно-исследовательских и лечебных учреждений Минздрава России и РАМН по оценке выполненных мероприятий по устранению выявленных нарушений. 5. Руководителям научно-исследовательских и лечебных учреждений федерального подчинения Минздрава России и РАМН принять к сведению информацию о нарушениях, отмеченных в актах проверок Контрольно-ревизионным управлением в г. Москве Минфина России, и обратить особое внимание на недопустимость подобных нарушений. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Солодкого В.А.
И.о. Министра здравоохранения
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ