При применении документа следует учитывать, что в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, N 426-ФЗ с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда. О применении результатов аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, см. часть 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Текст документа
Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2012 г. N 26440
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 2012 г. N 580н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтруда России от 24.05.2013 N 220н, от 20.02.2014 N 103н, от 29.04.2016 N 201н, от 14.07.2016 N 353н, от 31.10.2017 N 764н)
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554; 2011, N 45, ст. 6330), подпунктом 5.2.35 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю: (в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) 1. Утвердить Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению. 2. Ввести в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с 1 января 2013 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 декабря 2012 г. N 580н
ПРАВИЛА
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтруда России от 20.02.2014 N 103н, от 29.04.2016 N 201н, от 14.07.2016 N 353н, от 31.10.2017 N 764н)
- Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее соответственно — предупредительные меры, Правила), определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
- Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать: 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году; сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
- Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия: а) проведение специальной оценки условий труда; б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; в) обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников: руководители организаций малого предпринимательства; работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководители и специалисты служб охраны труда организаций; члены комитетов (комиссий) по охране труда; уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке <1> или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность); (пп. «в» в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
<1> Подпункт 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерацией и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767) (далее — Порядок N 1/29). (сноска <1> введена Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
КонсультантПлюс: примечание.
Подпункт «г» пункта 3 вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, устанавливающих, что за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ. Положения подпункта «г» пункта 3, устанавливающие, что за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ, вступают в силу с 1 августа 2017 года.
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации, (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории Российской Федерации из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация; (в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г. N 13796) (далее — Перечень); з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры); и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов); к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи; л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах; (пп. «л» введен Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н) м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации. (пп. «м» введен Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н) 4. Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) С заявлением представляются:
план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования; копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников). Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе: а) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Правил: — копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда; — копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест; б) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 Правил: — копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) порядком, не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда); — копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах; — копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования, — копию договора на проведение соответствующих работ; в) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 Правил: — копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда и (или) на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте с отрывом от производства; (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) — список работников, направляемых на обучение по охране труда и (или) на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) — копию договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее — обучающая организация) и аккредитованной в установленном порядке <2> и (или) копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте работники, указанные в абзаце восьмом подпункта «в» пункта 3 Правил; (в ред. Приказов Минтруда России от 14.07.2016 N 353н, от 31.10.2017 N 764н)
<2> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2010 г. N 17648) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. N 794н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г. N 18605), от 30 июня 2011 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г. N 21489) и от 22 ноября 2011 г. N 1379н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2011 г. N 22690).
- копию уведомления Минтруда России (Минздравсоцразвития России) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- копию программы обучения, утвержденной в установленном порядке;
- копию свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в случае направления работников на обучение по охране труда в соответствии с подпунктом 2.3.2 Порядка N 1/29 или на обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; (абзац введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, в которой проходили обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте работники, указанные в абзаце восьмом подпункта «в» пункта 3 Правил. (абзац введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) Одновременно со списком работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно: в случае включения в список руководителей организаций малого предпринимательства и работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда:
- копии приказов о назначении на должность руководителей организаций малого предпринимательства;
- справку о средней численности работников организации малого предпринимательства за прошедший календарный год;
- копии приказов о возложении на работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек) обязанностей специалистов по охране труда; в случае включения в список руководителей государственных (муниципальных) учреждений — копии трудовых книжек или копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей государственных (муниципальных) учреждений; в случае включения в список руководителей и специалистов служб охраны труда организаций — копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; в случае включения в список членов комитетов (комиссий) по охране труда — копии приказов работодателей об утверждении состава комитета (комиссии) по охране труда; в случае включения в список уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — выписки из протоколов решений профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов о назначении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда; в случае включения в список отдельных категорий работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, — копии приказов о назначении на должность (приеме на работу) работников, подлежащих обучению по охране труда в соответствии с подпунктом 2.3.2 Порядка N 1/29; (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
КонсультантПлюс: примечание. Подпункт «г» пункта 4 вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, устанавливающих, что за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ.
г) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 Правил:
- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; (в ред. Приказа Минтруда России от 14.07.2016 N 353н)
- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) порядком, не истек, то с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда), с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; (в ред. Приказа Минтруда России от 14.07.2016 N 353н)
- копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011), с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. N 221 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 20.11.2012); (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
- копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты; (абзац введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) д) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 Правил:
- заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (далее — заключительный акт);
- списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
- копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;
- копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, счетов на приобретение путевок; (в ред. Приказа Минтруда России от 14.07.2016 N 353н)
- калькуляцию стоимости путевки; е) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 Правил:
- копию списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного работодателем в установленном порядке <3>; (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
<3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г. N 22111).
- копию договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
- копию лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников; ж) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 3 Правил:
- перечень работников, которым выдается ЛПП, с указанием их профессий (должностей) и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт Перечня;
- номер рациона ЛПП;
- график занятости работников, имеющих право на получение ЛПП;
- копии документов о фактически отработанном работниками времени в особо вредных условиях труда;
- копии постатейных смет расходов, запланированных страхователем на обеспечение работников ЛПП, на планируемый период;
- копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если выдача ЛПП производилась не в структурных подразделениях страхователя;
- копии документов, подтверждающих затраты страхователя на обеспечение работников ЛПП; з) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «з» пункта 3 Правил:
- копию локального нормативного акта о проведении предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников;
- копию лицензии страхователя на осуществление предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников или копию договора страхователя с организацией, оказывающей услуги по проведению предсменных и (или) предрейсовых медицинских осмотров работников, с приложением лицензии данной организации на право осуществления указанного вида деятельности;
- копии счетов на оплату приобретаемых алкотестеров или алкометров; и) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «и» пункта 3 Правил:
- копии лицензий на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок (при наличии) и (или) копию документа, подтверждающего соответствующий вид экономической деятельности страхователя;
- перечень транспортных средств (далее — ТС), подлежащих оснащению тахографами, с указанием их государственного регистрационного номера, даты выпуска, сведений о прохождении ТС последнего технического осмотра;
- копии паспортов ТС;
- копию свидетельства о регистрации ТС в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- копии счетов на оплату приобретаемых тахографов; к) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «к» пункта 3 Правил — перечень приобретаемых медицинских изделий <4> с указанием количества и стоимости приобретаемых медицинских изделий, а также с указанием санитарных постов, подлежащих комплектацией аптечками; (в ред. Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н)
<4> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2011 г. N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2011 г. N 20452).
л) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктами «л» и «м» пункта 3 Правил: — копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования; — копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах; — сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, в случае приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию обучения работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации. (абзац введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) (пп. «л» введен Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н) 5. Документы (копии документов), указанные в пункте 4 Правил, за исключением документов, предусмотренных настоящим пунктом, представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы. В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда запрашивает посредством межведомственного запроса: а) в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда), — в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Правил; сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, — в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 Правил; б) в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации, — в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 3 Правил; сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, — в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 Правил; сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг) организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников — в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «з» пункта 3 Правил; в) в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору — сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; (пп. «в» введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) г) в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки — сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности. (пп. «г» введен Приказом Минтруда России от 31.10.2017 N 764н) Сведения о лицензии на осуществление страхователем пассажирских и (или) грузовых перевозок и (или) сведения, подтверждающие соответствующий вид экономической деятельности страхователя, которые входят в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «и» пункта 3 Правил, ежедневно поступают в территориальный орган Фонда в рамках системы «одного окна» из территориального органа Федеральной налоговой службы. Страхователь вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда документы (копии документов), сведения о которых могут быть запрошены территориальным органом Фонда в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с настоящим пунктом. 6. Копии документов, представляемых страхователем в соответствии с пунктом 4 Правил, должны быть заверены печатью страхователя (при наличии печати). (в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) Требование представления иных документов (копий документов), помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, с учетом исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил, не допускается. 7. Территориальный орган Фонда размещает на сайте территориального органа Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию: о поступившем заявлении, включая дату и время поступления заявления, наименование страхователя, в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления; о ходе рассмотрения заявления.
8. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — решение) принимается: а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000,0 тыс. рублей включительно — территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил; (в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000,0 тыс. рублей — территориальным органом Фонда после согласования с Фондом. (в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 4 Правил, направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. 9. Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании — с обоснованием причин отказа). 10. Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки; (пп. «а» в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; г) при представлении страхователем неполного комплекта документов. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации. 11. Решение территориального органа Фонда об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе территориального органа Фонда или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 12. Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы. 13. Страхователь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. 14. Расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов. (п. 14 в ред. Приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н) 15. Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер.
Приложение
к Правилам финансового обеспечения
предупредительных мер по сокращению
производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
работников и санаторно-курортного
лечения работников, занятых на работах
с вредными и (или) опасными
производственными факторами,
утвержденным приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 декабря 2012 г. N 580н
План финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами ______________________________________________ (наименование страхователя)
N п/п
Наименование предупредительных мер
Обоснование для проведения предупредительных мер (коллективный договор, соглашение по охране труда, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда) Срок исполнения
Единицы измерения
Количество
Планируемые расходы, руб.
всего
в том числе по кварталам
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Руководитель Главный бухгалтер _________________________________ ______________________________ (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
«__» _________ 20__ год
СОГЛАСОВАНО
Управляющий
(наименование территориального органа Фонда (подпись) (Ф.И.О.) социального страхования Российской Федерации)
«__» _________ 20__ год
М.П.
«Фармацевтический вестник», 2017, N 35
ЗАКАЗЧИК ИНОГДА ПРАВ
Минздрав выиграл иск к ФАС по поводу взаимозаменяемости
Апелляционный суд 19 октября 2017 г. не удовлетворил жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на решение Арбитражного суда г. Москвы об отмене предписаний ФАС в адрес Минздрава пересмотреть результаты аукциона по закупке цепэгинтерферона альфа-2b. Таким образом, еще одна инстанция подтвердила, что в полномочия ФАС не входит определение взаимозаменяемости лекарственных средств.
Вначале было дело
Дел о взаимозаменяемости, с тех пор как это понятие появилось в ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в судах рассматривается много. Несмотря на то, что для лекарств есть специальный нормативный акт, который расписывает порядок определения эквивалентности, процесс определения взаимозаменяемости пока не окончен. ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (НЦ ЭСМП), которому поручена эта работа, должен ее окончить к 1 января 2018 г. На период безвременья ФАС решила взять эту функцию на себя, руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции». До сих пор Минздрав не вмешивался в споры заказчиков и ФАС и сам не спорил. Однако когда ФАС признала взаимозаменяемыми лекарства с разными МНН, терпение Минздрава лопнуло. Антимонопольный орган уверен, что препараты пэгинтерферон альфа-2b и цепэгинтерферон альфа-2b взаимозаменяемы, они содержат одно и то же действующее вещество пэгинтерферон альфа-2b, в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции относятся к одному товарному рынку и могут применяться в одной группе пациентов (старше 18 лет) по одним и тем же показаниям (комбинированная терапия гепатита С). Эту позицию ФАС изложила в нескольких письмах, где в том числе упомянула, что заказчикам при формировании конкурсной документации необходимо обеспечить возможность одновременного участия в такой закупке поставщиков препаратов с МНН пэгинтерферон альфа-2b и цепэгинтерферон альфа-2b. Минздрав ослушался: в марте 2017 г. объявил конкурсы на закупку цепэгинтерферона альфа-2b и отклонил заявки компания предложивших пэгинтерферон альфа-2b. Тогда ФАС выдала Минздраву предписания отменить прежние протоколы и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок. Министерство выполнило предписание, однако обратилось в суд с иском о признании предписаний незаконными.
Теперь есть слово
Суд первой инстанции, точно так же, как и апелляция, согласились с Минздравом. Суд отмечает, что для определения взаимозаменяемости лекарств есть отдельный нормативный порядок, в рамках которого Минздрав и ФАС могут давать разъяснения, но только в рамках их компетенций. В решении есть ссылка на определение Верховного суда РФ от 21.06.2017 N 310-КГ17-1939, где указано, что, не обладая специальными познаниями в рассматриваемой области медицины, антимонопольный орган в обоснование правомерности его вывода о нарушении законодательства обязан представить надлежащие доказательства, опровергающие доводы о несовместимости и невзаимозаменяемости препаратов. Суд посчитал, что в случае с цепэгинтерфероном ФАС как раз и не представила веских доказательств своей правоты. В решении отдельно указывается, что письма о закупках препаратов с МНН пэгинтерферон альфа-2b и цепэгинтерферон альфа-2b не являются нормативными актами и не обязательны к исполнению. Кроме того, суд указал: Минздрав осуществил закупку на основании заявок на конкретное МНН цепэгинтерферон альфа-2b Федерального медико-биологического агентства, Роспотребнадзора, ФСИН и других учреждений. Все заявки основаны на выписанных рецептах, исходя из индивидуальной потребности больных. Точно так же по заявкам закупался и пэгинтерферон альфа-2b. Здесь суд вновь обратился к Верховному суду, точнее к обзору судебной практики применения законодательства о контрактной системе от 28.06.2017 г., где в п. 1 указывается, что упоминание в аукционной документации особых характеристик, которые необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Суд отклонил замечание ФАС о том, что благодаря ее действиям было сэкономлено 18,8 млн. руб. «Основной задачей норм, содержащихся в Законе «О контрактной системе», является не столько обеспечение максимального широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре», — гласит решение суда. Это не означает, что заказчик всегда прав и что на госторгах по закупке лекарств нет нарушений. Но суд, как видится, говорит о том, что есть вполне обоснованные заявки, которые могут ограничивать число участников закупки Заказчик не обязательно нарушитель, если он хочет приобрести конкретное лекарство. Так что ФАС, Минздраву и другим заинтересованным ведомствам придется потрудиться, чтобы найти золотую середину при закупке лекарств государством. Времени для этого остается немного, ведь новая система госзакупок должна заработать уже с 2018 г.
Е.КАЛИНОВСКАЯ
Подписано в печать
26.10.2017