Recipe.Ru

Статья. «Конкуренция в Российском здравоохранении: платная и бесплатная медицина» (В.М.Донин, О.П.Маркова) («Менеджер здравоохранения», 2005, N 7)

«Менеджер здравоохранения», 2005, N 7

КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПЛАТНАЯ И БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА

Современное развитие здравоохранения в Российской Федерации, в основу которого положены страховые принципы и введение рыночных отношений, неразрывно связывается с созданием конкурентной среды как фактора повышения эффективности. Как в связи, так и вне связи с действующим законодательством, конкуренция в сфере оказания медицинских услуг проявляется в широких масштабах, при этом многие ее проявления основаны не на экономических механизмах, а некоторые приводят к неприемлемым социальным эффектам. На современном этапе проявления конкуренции в здравоохранении России в комплексе мало изучены и освещены в литературе, хотя теоретически доказано, что ни одно положение рыночных отношений в этой специфической отрасли не может быть использовано безоговорочно. В свете намечаемых дальнейших реформ в этой сфере представляется, что анализ структуры складывающихся отношений, в которых проявляются элементы конкуренции, и возникающие при этом эффекты, достаточно важны для выработки рациональной политики развития здравоохранения, ориентированной на реализацию конституционных гарантий населению в части охраны здоровья. В сложившейся системе здравоохранения в России можно выделить три уровня отношений, в которых проявляется конкуренция за ресурсы здравоохранения: 1. Отношения между субъектами системы общественного здравоохранения. 2. Отношения в сфере развития бесплатных и платных медицинских услуг. 3. Отношения в сфере развития услуг, предоставляемых государственными и негосударственными учреждениями и организациями. В данной статье рассматриваются конкурентные отношения, складывающиеся в сфере развития бесплатных и платных медицинских услуг. С принятием Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», положившего начало коренному реформированию здравоохранения в России, одновременно с функционированием сектора общественного (бесплатного) здравоохранения, ориентированного на реализацию соответствующих конституционных гарантий, стал активно развиваться сектор предоставления медицинских услуг на платной основе. В 2002 году в денежном выражении объем взносов работодателей в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и фактический объем медицинских услуг, предоставленных на платной основе, стали вполне сопоставимыми. Поскольку анализу функционирования общественной системы здравоохранения посвящено достаточно много публикаций, в данной статье мы ограничимся рассмотрением развития сектора платных медицинских услуг за счет средств добровольного медицинского страхования (ДМС) и их влияния на функционирование сектора бесплатных (гарантированных) медицинских услуг. Изначально, к субъектам, формирующим спрос на платные медицинские услуги, относились врачи частной практики и некоторые хозрасчетные медицинские организации, а после 1993 г. — страховые организации добровольного медицинского страхования. В связи с хроническим недофинансированием государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), предоставляющих услуги по ОМС, последние стали осуществлять на платной основе дополнительные, по отношению к Базовой программе ОМС, медицинские услуги. Сегодня в экономике российского здравоохранения действуют факторы, как способствующие, так и сдерживающие развитие рынка платных медицинских услуг. К основным факторам, способствующим развитию платного сектора, могут быть отнесены следующие: 1. Законодательно декларированная идея выбора гражданами условий медицинского обслуживания в системе обязательного медицинского страхования на практике оказалась не реализованной. Вместо того чтобы выбирать страховую компанию с лучшими условиями, клинику с лучшими или более подходящими по профилю специалистами, застрахованные вынуждены довольствоваться услугами тех учреждений, к которым их приписали страховщики, которых они также не выбирали. Многие граждане, оказавшиеся не удовлетворенными качеством услуг и условиями медицинского обслуживания в системе ОМС на уровне минимальных стандартов и имеющие финансовые возможности для оплаты более качественных услуг и условий медицинского обслуживания, формируют платежеспособный спрос на медицинские услуги и сервис более высокого качества. 2. Альтернативой обязательному медицинскому страхованию законодательно было определено добровольное медицинское страхование. Это создало правовое поле для развития коммерческих организаций добровольного медицинского страхования. 3. Недостаточное финансирование ЛПУ как из средств бюджетов всех уровней так и из средств единого социального налога и, как следствие, низкая заработная плата в здравоохранении. Особенно последнее обстоятельство послужило интенсивному развитию платных услуг в здравоохранении, страхового медицинского бизнеса и жесткой конкуренции между системами ОМС и ДМС. Достигнутые в России масштабы и показатели деятельности страхового бизнеса в России (по предоставлению медицинской помощи) впечатляют. Так, например, в 2004 году на Кубани в сфере медицинского страхования работало двадцать местных страховых медицинских организаций (СМО) и 84 филиала российских страховых компаний. Кубанский страховой рынок за последние 3 года вырос почти в 7 раз. В 2003 году было собрано страховых премий на 4,1 млрд. рублей и произведено страховых выплат на 1,3 млрд. рублей. Таким образом, сумма премий более чем в три раза превысила сумму страховых выплат. Ежегодно в России страховые сборы в системе ДМС увеличиваются примерно на 30% (табл. 1). Менеджеры компаний ДМС ожидают, что такая тенденция сохранится в ближайшие 5-6 лет. Потенциальный объем рынка ДМС сегодня оценивается в 900 млн. долларов США.

Таблица 1

Рост российского рынка ДМС [2]

Год Страховые сборы (млрд. руб.)

1999 20

2000 27

2001 38

2002 34

2003 65

Общими закономерностями бурного развития относительно новой для России сферы страхового медицинского бизнеса являются создание уникальной и выгодной для страховых компаний позиции, определяющей виды и формы страхования, принятие компромиссных решений относительно приоритетных направлений долгосрочного развития бизнеса, оптимизация состава страховых услуг. Позиционирование страхового бизнеса (по медицинскому страхованию) базируется на четырех основных принципах: — сегментация потребителей, по способам доступа к ним, — сегментация рынка производителей медицинских услуг; — сегментация страховых услуг;
— сегментация потребностей для различных групп потребителей.

Сегментация потребителей

Основными клиентами страховых компаний ДМС стали организации оплачивающие медицинский полис для своих сотрудников. Физических лиц среди клиентов системы ДМС всего 5%. Развитию корпоративного страхования способствует предоставление юридическим лицам, при заключении договоров добровольного медицинского страхования, значительных налоговых льгот. Согласно ст. 238 Налогового кодекса РФ (НК РФ) страховые платежи по договорам ДМС на срок не менее 1 года не подлежат обложению социальным налогом, а согласно ст. 235 НК РФ компания, страхующая своих сотрудников по ДМС, имеет право уменьшать налогооблагаемую базу на сумму уплаченных взносов, но не больше 3% от суммы расходов на оплату труда. Для корпораций приобретение полисов ДМС для своих сотрудников позволяет повысить лояльность сотрудников, а для сотрудников корпораций полис можно рассматривать как добавку к зарплате, с которой не платится подоходный налог. Корпоративные договоры выгодны страхователям тем, что они дают значительную экономию по сравнению с индивидуальными полисами ДМС. Для страховщиков корпоративные договоры выгодны потому, что для них снижается риск банкротства. Подсчитано, что при корпоративном страховании за медицинской помощью обращаются около 50% застрахованных. Для населения медицинское страхование, по сравнению с оплатой за конкретные услуги, повышает доступность к медицинской помощи, а также снижает риск чрезмерных расходов в случаях сложных заболеваний, а в случаях корпоративного страхования — улучшает социальную защищенность работающих. Рост сборов ДМС происходит за счет двух факторов: роста числа застрахованных и роста цен. Рост цен, как правило, совсем не свидетельствует о повышении объема, себестоимости или качества услуг, а является скорее реакцией на увеличение спроса.

Сегментация рынка производителей медицинских услуг

В настоящее время коммерческая медицина доступна, прежде всего, в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких других крупных городах. В регионах спрос на ДМС значительно меньше, поскольку там отсутствует материально-техническая база для альтернативной медицины и качество услуг, предоставляемых ДМС в регионах, примерно соответствует уровню обслуживания в рамках системы ОМС. Невысокое качество местной медицины заставляет более или менее состоятельных граждан приобретать полисы, по которым они могут обследоваться и лечиться в ближайших крупных городах, а если хватает средств, то и в лучших клиниках Москвы или административных центрах субъектов РФ. Условно ЛПУ, с которыми заключаются договора на ДМС, подразделяются на 3 класса: VIP (типа поликлиники при Управлении делами Президента РФ по цене за год 650-1500 долларов США), выше среднего (типа поликлиники при Минэкономразвития РФ по цене 250-750 долларов США), и стандартные (типа поликлиники Минздрава РФ по цене 75-450 долларов США). 70% потенциальных пациентов предпочитают ЛПУ первого и второго типов. Количество таких ЛПУ невелико, например, в Москве их функционирует всего 10-15. При существующем наплыве пациентов ЛПУ могут поднимать цены несколько раз в год. Страховые компании не имеют достаточной силы для влияния на цены независимых производителей.

Таблица 2

Характеристика стоимости полисов ДМС для корпоративных клиентов в 2003 г. [2]

Медицинское Стоимость полиса ДМС в долларах в год на человека для различных страховых учреждение компаний

                  Альфа-  Гута-   Ингос-  Капи- НАСТА- РЕСО Росгос-   РОСНО   Страхо-  Энерго-                   Страхо- Страхо- страх   талъ  Центр  -    страх-            вой Дом  гарант                    вание   вание           Стра-        Га-  Столица           ВСК                                                        хова-        ран-                                                                              ние          тия                                                                                                                                      Мединцентр      838/671         718/664  775   600   1070 965/820 1080/1020 750/655  890/830  

ГЛАВУПДК

Поликлиника N 1 937/754 550/500 618/571 460 564 557 560/504 1080/1020 675/445 930/880 Медицинского центра управления делами Президента РФ

ОАО «Медицина» 1472/ 900/880 893 873 1240 1285 1100/ 1000/995 845/735 1380

1182 990

Поликлиника 678/543 750/740 949/877 — — 765 725/690 1080/1020 690/625 790/690 ОАО «Газпром» ГУ поликлиника N 220

Поликлиника ЗАО 626/500 450/440 414/383 557 564 557 560/505 675/638 600/555 570/540 «Медси»

  ОАО             590/472 500/475 453/418  473   605    557 530/450 675/638   495/425  520/480   "Моситалмед"            (35)                              (45-90)                             

ЗАО «Лечебный 585/468 470/450 496/458 460 460 557 560/505 390(20)/ 525/420 460/450 центр» 370(20)

Поликлиника при 327/308 250/235 286/285 203 420 478 395/355 396(20)/ 250(65)/ 260/240 ЦБ N 8 МПС РФ (40) (45-90) 365(20) 195(50)

  Поликлиника     544/437 350/340 380/351  476   690    399 395/355 478(20)/  350/295  365/345   Минэкономразви-                          (40)             (45-90) 478(20)                     

тия РФ

  Центральная     453/363 380/350 273/252   -     -     478 530/450 513(20)/  345/275  360/340   поликлиника             (35)                              (45-90) 485(20)                     

литфонда

Примечание: Указана стоимость полисов полного амбулаторно-поликлинического обслуживания для компаний со штатом 50-100 и свыше 100 человек (цифры до и после косой соответственно). Цены включают вызов врача на дом, стоматологию и вызов скорой помощи. Если в поликлинике такая услуга не предусмотрена, дополнительная стоимость вызова скорой помощи указана в скобках.

Из данных, представленных в таблице 2, можно увидеть следующее: — компании ДМС заключают договоры с несколькими государственными ЛПУ и частными медицинскими центрами. При этом на страховом поле наблюдается ценовая конкуренция страховых компаний. Стоимость страховки для обслуживания в одном и том же учреждении в различных страховых компаниях может различаться до 1,5 раз; — престижные ЛПУ и коммерческие медицинские центры (МЦ) имеют возможности для практически неограниченного получения коммерческих заказов на медицинское обслуживание пациентов. Постоянный рост сборов и числа клиентов не приводят к удешевлению их продукта. Из-за роста цен на медицинские услуги полисы дорожают ежегодно на 20-40%. Устойчивая динамика роста цен на медицинские услуги заставляет страховщиков учитывать этот фактор при определении стоимости программ. В условиях возможности значительного изменения цен страховщики могут нести незапланированные расходы. Бороться с этим они не могут, так как ЛПУ являются независимыми поставщиками услуг. Повышение спроса и отсутствие ограничений на объемы заключенных договоров приводят к перегруженности ЛПУ, вследствие чего падает качество обслуживания, образуются длинные очереди, нарушается документооборот; — стоимость страховки в системе ДМС в десятки раз (до 50 раз) превышает расчетный подушевой норматив финансирования медицинской помощи в системе ОМС (около 50 долларов США). Менеджеры страховых компаний ДМС высокую стоимость страховых полисов объясняют высокой себестоимостью платных медицинских услуг, которые, в отличие от услуг в ОМС, должны полностью окупаться. Однако данные о финансовых потоках в ДМС не вполне соответствуют этим утверждениям. Так данные табл. 3 о лидирующих компаниях ДМС свидетельствуют о значительном превышении объемов страховых премий над страховыми выплатами.

Таблица 3

Лидеры рынка ДМС (1 полугодие 2003 г.) [2]

             Компании               Взносы            Выплаты                                        (млн. руб.)       (млн. руб.)                                                                         Группа СОГАЗ                       2130              1644                                                                             РОСНО                              1123               599                                                                             МАКС                                629               404                                                                             Ингосстрах                          594               331                                                                             РЕСО-Гарантия                       452               209                                                                             Росгосстрах                         319               115                                                                             Альфа-Страхование                   314               189                                                                             Прогресс-Гарант                     314               169                                                                             Капиталъ-Страхование                282               134                                                                             Сибирь                              267               104                                                                             Группа Ренессанс-Страхование        235               118                                                                             Никойл-Страхование                  223               148                                                                             Энергогарант                        202               116                                                                             Группа Росэнерго                    187                61                                                                             Страховой Дом ВСК                   185                81                                                                             Россия                              146                82                                                                             Капиталъ-Медицинское                129               123         

страхование

Источник: Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Показатели получены на основании предоставленных компаниями отчетов по форме 1-ВСС.

Роль посредников, не имеющих достаточного влияния на политику цен, перестает устраивать многих страховщиков. Страховые компании, имеющие большой объем операций, начинают задумываться о создании собственных, подконтрольных им учреждений, деятельность которых заставит ЛПУ и частные МЦ изменить ценовую политику. Процесс появления таких центров идет достаточно медленно, так как построить и оборудовать полноценное ЛПУ стоит не менее 5-10 млн. долларов США, а для оказания высокотехнологичных видов медицинских услуг — сотни тысяч долларов США. Лишь несколько крупных компаний, среди которых «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и «Альфа-Страхование», открыли собственные многопрофильные поликлиники. Страхователям выгоднее заключать долгосрочные договоры. Однако страховые компании страхуют не более чем на год, так как инфляция съедает прибыль. Подстегивает цены и своеобразная структура спроса на ЛПУ по программам ДМС. Как правило, страховые компании не работают с районными ЛПУ, участвующими только в системе ОМС. Страховщики предпочитают заключать договоры с ЛПУ, которые полностью или частично являются коммерческими. В то же время страховщики считают, что нехватка качественной медицины в регионах — это временная проблема, которая будет постепенно решаться по мере роста спроса на платные услуги. Большие надежды при этом связываются с разработкой законов о переводе государственных ЛПУ в новые организационно-правовые формы. Принятие этих законов облегчит развитие мощностей платной медицины. Частный сектор на российском рынке представлен в основном узкоспециализированными медицинскими организациями, которые оказывают услуги, не входящие в гарантируемый государством пакет бесплатных услуг. В настоящее время намечается тенденция вторжения частной медицины на поле медицинских услуг общего профиля. В силу действующих высоких ценовых барьеров для вхождения частных медицинских организаций на среднеценовой сегмент рынка платных услуг, основой позиционирования страховых компаний являются достаточно оснащенные государственные и муниципальные ЛПУ. «Частники» не берут на себя риски приема пациентов с патологией, требующей неотложных вмешательств, поскольку диагностическая и лечебная база не позволяет большинству из них в экстренной ситуации поставить точный диагноз и оказать высококвалифицированную помощь. Не доступны частной медицине и сложная внутриполостная, нейро- и кардиохирургия, так как круг пациентов, готовых платить за операции реальную цену, пока узок. Обеспечить плановый поток операций рынок не в состоянии. В современных условиях частным компаниям сложно содержать многопрофильные стационары, так как они экономически не выгодны.

Сегментация страховых услуг

В связи с интенсивным развитием ДМС на основе корпоративных договоров все острее корпоративными страхователями озвучивается проблема дублирования страховых выплат в системах обязательного и добровольного медицинского страхования. Интенсивно начинают обсуждаться варианты объединения ресурсов ОМС и ДМС, а также возможности выхода граждан из системы ОМС. Современные тенденции развития медицинского страхования заключаются в совмещении страховыми компаниями обязательного и добровольного медицинского страхования, а государственными и муниципальными медицинскими учреждениями — платных (включая услуги по ДМС) и бесплатных медицинских услуг. Именно перемешивание средств у одного юридического лица не исключает их «переливания» из одного вида страхования в другой. Перемешиванию средств способствуют противоречия в существующей нормативной правовой базе. С одной стороны Программа государственных гарантий медицинской помощи населению (ежегодно пересматриваемая и утверждаемая Правительством Российской Федерации) ограждает население от ущемления бесплатности медицинской помощи в пользу ДМС. С другой стороны, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 утверждается перечень медицинских услуг, «суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщиков учитываются при определении суммы социального налогового вычета». Данный перечень во многом дублирует виды медицинской помощи, указанные в Программе госгарантий. Это во многом снижает барьеры для заключения договоров с государственными и муниципальными ЛПУ, имеющими коммерческие отделения, и открытия страховыми компаниями собственных многопрофильных ЛПУ, ориентированных не только на лечение, но и на профилактику заболеваний. В последнее время, с целью сокращения числа обращений застрахованных в стационары по договорам ДМС за счет своевременного прохождения обследований и профилактических процедур, крупные страховые компании совместно с органами исполнительной власти регионов начинают принимать участие в создании своеобразных миниполиклиник, называемых семейными практиками. В результате возникает меньше ситуаций, в которых требуется госпитализация пациентов. Например, компания «РОСНО-МС» приняла участие в открытии семейных практик в городах: Волгограде, Барнауле, Ульяновске, Рязани, Нижнем Новгороде, Пятигорске, Нижневартовске. Однако многие страховые компании не согласны с подходом, ориентированным на создание собственных медицинских центров и не готовы к его реализации. Они считают, что на рынке много хороших государственных и ведомственных ЛПУ с большим опытом работы, с которыми конкурировать не просто. Эти компании ориентируют свою политику на заключение договоров с этими ЛПУ и вовлечение в сферу добровольного медицинского страхования новых производителей. При этом ожесточается соперничество за мощности государственных ЛПУ между добровольным и обязательным медицинским страхованием. При совмещении ОМС и ДМС в одном ЛПУ ограничиваются возможности получения медицинской помощи гражданами, застрахованными в системе ОМС. Проявления таких ограничений различны. Типичными из них являются организация очередей и ухудшение сервиса в обслуживании бесплатных пациентов, приоритетное обслуживание платных. Для бесплатных пациентов ограничивается число выдаваемых талонов на прием к врачам, увеличивается время ожидания в очереди на плановую госпитализацию, снижаются условия пребывания пациентов в стационарах, например в коридорах. Для платных пациентов напротив, предоставляется обслуживание наиболее квалифицированными врачами, обслуживание врачами без очереди, сокращенные сроки ожидания госпитализации, приоритетное размещение госпитализируемых больных в более комфортные условия стационаров и др. В большинстве случаев совмещение платных и бесплатных услуг в одном ЛПУ снижает доступность бесплатной медицинской помощи и ухудшает ее качество. Нередки случаи, когда больному прямо говорят, что «талонов к врачу или мест в стационаре нет, но если купите полис ДМС или оплатите услуги врачей, то добро пожаловать». Высокие цены на полисы ДМС представляют серьезные барьеры для использования корпоративного страхования. Менеджеры многих фирм, непосредственно производящих продукцию или услуги, при обсуждении вопросов финансирования медицинского обслуживания своего персонала отмечают, что до ДМС они не доросли, а используют собственные медпункты и профилактории, которые получают финансирование на медицинское обслуживание персонала из собственных средств этих фирм, а также оказывают платные медицинские услуги. Зато страховые компании, например страховая компания «Транснефть», страхуют всех своих работников. Им предоставляется медицинское обслуживание как по месту постоянного проживания, так и там, где они вынуждены работать. Всем гарантирован полный социальный пакет: амбулаторное стационарное, стоматологическое, реабилитационно-восстановительное лечение, а также вакцинация и профилактика. Для страховых компаний такой объем страхования не слишком обременителен. Приведенный пример лишь подтверждает сложившееся мнение о том, что «страховщики живут значительно лучше, чем медики». Именно это понимание приводит к конкуренции между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями за перераспределение страховых премий в пользу непосредственных производителей медицинских услуг. Страховые же компании, не желая терять высокий уровень доходности, увеличивают стоимость страховых полисов. Представляется, что именно фактор несправедливого распределения страховых премий между производителями медицинских услуг и посредниками, а не рост себестоимости услуг, является основной причиной роста стоимости полисов ДМС.

Сегментация потребностей для различных групп потребителей

На рынке ДМС для корпоративных клиентов просматривается тенденция сегментации продуктов. Если раньше страховые компании предлагали, как правило, единую корпоративную программу для всех сотрудников по цене 500-600 долларов США за полис, то сегодня многие страховщики разбивают застрахованных на группы. Стоимость программ для топ-менеджеров увеличивается до 800-900 долларов США, а для рядовых членов трудового коллектива снижается до 200-300 долларов США. Посередине находится управленческое звено. Всем группам обеспечивается похожий набор услуг, но в учреждениях разного уровня. В то же время происходит дифференциация стоимости полисов в зависимости от риска заболеваний. Так стоимость полисов увеличивается примерно в 1,5 раза для работников пенсионного возраста. Специфическим видом добровольного медицинского страхования являются одноразовые сделки с выдачей «монополисов», однако, при проведении оперативных медицинских вмешательств риск неблагоприятного исхода вмешательства как правило не страхуется.

Протекционистская поддержка страхового бизнеса

По различным причинам существенную поддержку развитию ДМС начинают оказывать власти регионов. В Краснодарском крае [6], например, за счет роста страхового рынка в 2003 году на 30% увеличились поступления в консолидированный бюджет края. Страховщики при страховых сборах в 4,1 млрд. рублей принесли краевой казне доход в 88 млн. рублей. В 2004 г. страховщикам была поставлена задача увеличить сбор премий в полтора раза и обеспечить поступления в бюджет 117 млн. рублей. Поскольку большинство страховых компаний пока работают только в крупных городах, муниципалитетам было рекомендовано активнее сотрудничать со страховыми компаниями. Добровольное медицинское страхование вместе со страхованием урожая признаны в крае приоритетными направлениями развития рынка страхования. Признано также целесообразным оказывать поддержку тем страховщикам, которые основную часть страховых резервов будут размещать на территории края. Другой причиной поддержки добровольного медицинского страхования является сокращение контингента лиц, обслуживаемых в рамках ОМС. Поскольку по полисам ДМС обычно осуществляется и медицинское обслуживание в объеме Базовой программы ОМС, эта категория населения добровольно выпадает из обслуживания в системе ОМС и сокращает фактический объем медицинской помощи в общественном секторе. Тенденции, складывающиеся в российском здравоохранении, демонстрируют, что развитие платной медицины в России происходит не как альтернативное (на выбор) дополнение к системе ОМС, а как замещение гарантируемых бесплатных для населения услуг платными. В таком развитии событий на деле заинтересованы все участники рынка медицинских услуг, за исключением населения. Против такого хода событий не возражает и высокодоходная и влиятельная часть российских и находящихся в России иностранных граждан. Сегодня не видно заинтересованных и влиятельных сил, которые могли бы противостоять вытеснению бесплатных медицинских услуг ОМС, основной функцией которого, согласно законодательству, является обеспечение государственных социальных гарантий населению. В заключение следует отметить, что в рассмотренном аспекте конкуренции прослеживается несбалансированность конкурентных сил на российском рынке медицинских услуг. Однако для выстраивания рациональной политики, обеспечивающей гармоничное развитие российского здравоохранения в интересах всех слоев общества, необходимо рассмотреть в комплексе и другие срезы конкурентных отношений. Этому будут посвящены последующие публикации авторов.

Литература

  1. Обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации 10 лет (1993-2002 гг.): Справочно-аналитический материал // Федеральный фонд ОМС. — 2003. — 288 с.
  2. Н.Мамон. Без страха и упрека // О страховании. — 2004. — N 6 (85). — С. 20.
  3. И.Земцева. Здоровье за корпоративный счет // О страховании. — 2004. — N 6 (85). — С. 39-43.
  4. Е.Денисенко. Последний бастион / Развитие рынка медицины общего профиля сдерживается преференциями государственного здравоохранения и теневым сектором // О страховании. — 2004. — N 6 (85). — С. 45-48.
  5. Майкл Э.Портер. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс». — 2003.
  6. Публикации и информационные материалы в журналах «О страховании» за 2003-2004 гг.

К.э.н., начальник отдела
реструктуризации сектора
социальных услуг
Департамента стратегии
социально-экономических реформ
Минэкономразвития России,
г. Москва
В.М.ДОНИН

К.э.н., заместитель директора
Департамента стратегии
социально-экономических реформ
Минэкономразвития России,
г. Москва
О.П.МАРКОВА


Exit mobile version