Recipe.Ru

Приказ Минздрава РФ от 24.11.1999 N 423 «Об организации оказания медицинской помощи застрахованным гражданам Украины, временно находящимся в Российской Федерации» <Письмо> ФФОМС от 03.11.1999 N 5545/30-3/и «О медицинском страховании иностранных граждан» <Письмо> ФФОМС от 29.10.1999 N 5470/30-3/и «О Методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями «Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него», утв. ФФОМС 27.10.1999) Приказ ГУЗМО, МОФОМС от 05.10.1999 N 127/418 «О формировании интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области» (вместе с «Положением об интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области и учета объемов медицинской помощи, предоставляемой населению Московской области в лечебно-профилактических учреждениях муниципального, областного и федерального подчинения»)

По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 21.12.1999 N 10608-ЭР Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 ноября 1999 г. N 423

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАСТРАХОВАННЫМ ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ, ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИМСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о медицинском страховании граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации, подписанного 28 октября 1999 года в городе Москве, приказываю: 1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских, образовательных и лечебно-профилактических учреждений Минздрава России, клиник научно-исследовательских центров и институтов РАМН, руководителям структурных подразделений Минздрава России: 1.1. Обеспечить организацию оказания медицинской помощи застрахованным гражданам Украины, временно находящимся на территории Российской Федерации. 1.2. В своей работе руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о медицинском страховании граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации, совместными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Украины, решениями Координационного совета по вопросам медицинского страхования граждан Российской Федерации и граждан Украины, другими нормативными актами, направленными на реализацию Соглашения. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО


Документ признан подлежащим применению в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и). Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 3 ноября 1999 г. N 5545/30-3/и

О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими из территориальных фондов ОМС обращениями по вопросам медицинского страхования иностранных граждан и оплаты за предоставленную им медицинскую помощь из средств обязательного медицинского страхования, в соответствии с разъяснениями Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы России, сообщает следующее.

Примечание.
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».


Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное. Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Примечание.
Закон СССР от 24.06.1981 N 5152-X утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.


Определение понятий «постоянно проживающий» и «временно пребывающий» иностранный гражданин содержится в статье 5 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 N 5152-х (в редакции Федеральных законов от 19.05.95 N 82-ФЗ, от 15.08.96 N 114-ФЗ). Согласно данной статье к постоянно проживающим в России иностранным гражданам относятся лица, имеющие соответствующее разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они въезжают на территорию России по действующим документам и обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы в органах внутренних дел и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания. Указанные толкования понятий «постоянно проживающие» и «временно пребывающие» иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в т.ч. к гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств, и безотносительно к тому, занимаются ли эти лица трудовой деятельностью в Российской Федерации.


Примечание.
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».


Кроме того, в соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Закона иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в Российской Федерации, если это совместимо с целями их пребывания в России.


Примечание.
Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ за исключением части 3 статьи 12 в части продажи ценных бумаг, которая утратила силу с 1 января 2002 года.


В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.91 N 1998-1 (в редакции Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ) к физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2146, предусмотрено, что в проектах трудовых контрактов или других документов о намерении привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, предоставляемых работодателями в Федеральную миграционную службу России, условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами. Правовые нормы, предусмотренные Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 N 1488, не вносят изменений в существующий порядок, касающийся обязательного медицинского страхования иностранных граждан, установленный нормативно-правовой базой по обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, действие данного Положения не распространяется на иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, но работающих в Российской Федерации по трудовым договорам (подпункт «б» пункта 2 Положения). В соответствии с Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в т.ч. предприятия с иностранными инвестициями. При этом плательщики страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.


Примечание.
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».


Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.


Примечание.
Инструкция, утвержденная Приказом ФФОМС от 25.04.1996 N 36, утратила силу в связи с изданием Приказа ФФОМС от 23.08.2000 N 70. Приказом ФФОМС от 08.05.2009 N 97 утвержден новый Порядок организации проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь, оказанную гражданам в РФ вне территории страхования по видам, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования.


Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта). При этом положения Инструкции о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме Базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную за пределами территории страхования граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Федерального фонда ОМС от 25.04.96 N 36, в части указания в реестре номера и серии паспорта, в случае отсутствия у гражданина страхового медицинского полиса обязательного страхования, в отношении вышеупомянутых иностранных граждан не применяются. Одновременно сообщаем, что согласно Федеральному закону «О беженцах» от 19.02.93 N 4528-1 (в редакции от 21.07.98 N 117-ФЗ) лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Закона). Соответственно, обязательное медицинское страхование иностранных граждан и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», осуществляется на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в случае установления им органами Федеральной миграционной службы России юридически статуса беженца и выдачи соответствующего удостоверения. При этом страхователями для неработающих иностранных граждан, признанных беженцами, являются органы исполнительной власти, местная администрация.

Директор
А.М.ТАРАНОВ


Документ признан подлежащим применению в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и).


Примечание.
При применении документа следует учитывать, что Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 утратили силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, статьей 20 которого определен порядок дачи информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство и на отказ от него. Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 29 октября 1999 г. N 5470/30-3/и

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для использования в практической работе Методические рекомендации «Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него». В Методических рекомендациях предложен механизм обеспечения установленных Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС просит довести данный методический материал до сведения филиалов территориальных фондов ОМС, а также страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

Заместитель Директора
В.В.АБОЙМОВ

Утверждаю
Директор Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования
А.М.ТАРАНОВ
27 октября 1999 года

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
НА СОБЛЮДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТЕ ОБРАЩЕНИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ И СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ СВЕДЕНИЯХ, ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗ ОТ НЕГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Введение

Права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. N 5488-1 (далее — Основы). В настоящих Методических рекомендациях предложен механизм обеспечения установленных Основами прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в системе обязательного медицинского страхования.

2. Термины, используемые в Методических рекомендациях

Пациент — лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевания. Представитель пациента — лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством. Медицинская помощь — лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах. Медицинское вмешательство — любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту. Информированное добровольное согласие — добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске. Конфиденциальность медицинской информации — доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику при обращении и получении медицинской помощи. Врачебная тайна — не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагнозе, и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации (см. также статью 61 Основ).

3. Нормативная правовая база

3.1. Право граждан на конфиденциальность информации

В соответствии со статьей 30 «Права пациента» Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (пункты 6, 9 статьи 30). Частью второй упомянутой статьи Основ также установлено, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд. Данное положение закреплено в правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством. Правовой нормой статьи 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ. Согласно статье 61 «Врачебная тайна» информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи. Частями третьей и четвертой упомянутой статьи Основ установлено, что с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Право граждан на конфиденциальность передаваемых ими сведений при обращении и получении медицинской помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, порождает ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение. Так, частью 5 статьи 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

3.2. Право пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства

Право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него определено правовой нормой статьи 30 «Права пациента» Основ. Согласно упомянутой статье при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ, а также на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ (пункты 7 и 8 статьи 30). В соответствии со статьей 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» Основ каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Данное положение корреспондируется с правовой нормой, установленной статьей 24 «Права несовершеннолетних» Основ, согласно которой несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме, при этом несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ. Согласно статье 32 «Согласие на медицинское вмешательство» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц данного медицинского учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей пациента. В соответствии со статьей 33 «Отказ от медицинского вмешательства» Основ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц. Условия оказания медицинской помощи без согласия граждан регламентированы правовыми нормами, установленными статьей 34 «Оказание медицинской помощи без согласия граждан» Основ, где определено, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей — судом. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

4. Деятельность территориальных фондов ОМС по обеспечению конфиденциальности информации

4.1. Обеспечение соблюдения конфиденциальности в территориальных фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях

Право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, составляющих врачебную тайну, порождает обязанность медицинских работников и других лиц, имеющих доступ к данной информации, к обеспечению ее конфиденциальности, С введением обязательного медицинского страхования граждан увеличился круг лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим согласно статье 61 Основ врачебную тайну. Такое положение предопределяет соответствующую организационную деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению упомянутого права граждан и соблюдения конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну. В целях обеспечения права граждан на конфиденциальность информации, составляющей врачебную тайну, территориальные фонды обязательного медицинского страхования организуют свою работу в соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 25.03.98 N 30 «О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну». Подобная работа должна проводиться и в страховых медицинских организациях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования. В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях определяется круг лиц из числа работников и внештатных врачей-экспертов, которые в силу своих служебных и профессиональных обязанностей имеют доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну. Данные лица включаются в списки, которые утверждаются соответствующим приказом руководителя территориального фонда ОМС или страховой медицинской организации. Работникам территориального фонда ОМС и страховых медицинских организаций, включенным в упомянутые списки, а также внештатным медицинским экспертам, пользующимся медицинской документацией и другими материалами, содержащими сведения, составляющие врачебную тайну, в силу своих профессиональных обязанностей, выдается специальный вкладыш к служебному удостоверению, дающий право на допуск к данной документации. Работников территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций, а также внештатных врачей-экспертов, включенных в списки лиц, имеющих право на доступ к информации, составляющей врачебную тайну, знакомят с данными приказами и мерами ответственности за ее разглашение, изложенными в статье 61 Основ, под роспись. Одновременно, для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, в территориальном фонде ОМС и страховой медицинской организации устанавливается порядок прохождения поступивших в территориальный фонд ОМС или страховую медицинскую организацию документов из учреждений и обращений от граждан со сведениями, составляющими врачебную тайну. Данный порядок должен исключать возможность для сторонних лиц, а также работников территориального фонда ОМС или страховой медицинской организации, не имеющих допуск к сведениям, составляющим врачебную тайну, знакомиться и пользоваться поступившими, находящимися на рассмотрении или оставляемыми в фонде ОМС (страховой медицинской организации) документами, содержащими эти сведения, или их копиями. Кроме того, территориальные фонды обязательного медицинского страхования могут в целях реализации прав граждан на неразглашение сведений о факте обращения за медицинской помощью, поставленном диагнозе, иной информации о состоянии здоровья пациента, полученной в результате обследования и лечения и составляющей врачебную тайну, включить упомянутые положения в качестве дополнительных условий в соответствующие договоры, предусмотренные в системе обязательного медицинского страхования. Поскольку Основами предусмотрено оформление соответствующих сведений записями в медицинской документации, контроль за обеспечением реализации прав граждан на неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну, целесообразно объединить с вневедомственным контролем качества медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию. При этом внести соответственно в договор о финансировании обязательного медицинского страхования и в договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию дополнения, касающиеся обязанности страховщика контролировать не только объем и качество медицинских услуг, но и обеспечение права пациента на конфиденциальность сообщаемой им медицинским работникам информации при обращении и получении медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

4.2. Контроль за соблюдением конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну, в медицинских учреждениях

При обращении граждан за медицинской помощью и ее получении в лечебно-профилактических учреждениях информация о том, кому могут предоставляться сведения о факте обращения за медицинской помощью, в том числе о пребывании пациента в медицинском учреждении в настоящее время, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, должна со слов пациента заноситься в его медицинскую документацию и им подписываться. Соответственно, в отношении амбулаторного пациента эта информация должна быть отражена в медицинской карте амбулаторного больного, в отношении больного в стационаре — в медицинской карте стационарного больного. Аналогичная информация должна заноситься в соответствующие медицинские карты пациентов, не достигших возраста 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и быть подписана их законными представителями. В последующем, в соответствии с Основами, лечащий (или дежурный) врач, другие должностные лица лечебно-профилактического учреждения, сотрудники справочного бюро и других подразделений медицинского учреждения должны учитывать данную информацию при общении с третьими лицами, а также при ответах на письменные и устные обращения юридических и физических лиц по вопросам, касающимся данного пациента.

5. Организационная деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению права пациента на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства

В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования возложена на фонды ОМС. Соответственно, территориальные фонды ОМС должны осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений по соблюдению ими установленных законодательством прав граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него. Предусмотренное в соответствии со статьей 31 Основ право гражданина на информацию о состоянии здоровья обеспечивается лечащим врачом, который обязан разъяснить пациенту в доступной для него форме имеющуюся информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях, а также информировать пациента о ходе лечения, а при завершении лечения — о результатах проведенного лечения. В отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, данное право обеспечивается лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении больного, посредством представления соответствующей информации их родителям или законным представителям. Получение пациентом либо его законным представителем вышеуказанной информации и согласие на медицинское вмешательство оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и лечащим врачом. При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для них форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий также оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем и медицинским работником. При отказе пациента поставить свою подпись, удостоверяющую информированность его о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, запись об отказе пациента от медицинского вмешательства подписывается заведующим отделением и лечащим врачом. Порядок оформления и форма согласия и отказа пациента от медицинского вмешательства (до установления законодательно) может определяться руководителем учреждения здравоохранения или территориальным органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Деятельность территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению права граждан на информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства должна осуществляться также в рамках консультаций при обращении граждан, через средства массовой информации, выпуск брошюр, бюллетеней, памяток для пациентов, в ходе проведения семинаров и обучения медицинских работников, работников территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций. Для более эффективного обеспечения законодательно установленных прав и свобод граждан, включая право на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, необходимо наличие данной информации в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, приемных отделениях больниц и сестринских постах стационаров.


АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПРИКАЗ

5 октября 1999 г.

N 127/418

О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
РЕСУРСАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области N 76/25 от 17.08.1998 г. «О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации Концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года» и в развитие Приказа ГУЗМО N 148 от 19.10.1998 г. «Об отработке системы управления потоками обращаемости населения за оказанием консультативной и стационарной помощи в лечебно-профилактических учреждениях Балашихинского района, г.г. Реутов и Железнодорожный», в целях повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения Московской области и отработки интегрированной модели информационно-технического обеспечения систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования населения Московской области ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. В развитие «Меморандума о взаимопонимании между ГУЗМО, МОФ ОМС и главами администраций отдельных территорий» от 20.07.97 г. согласиться с предложениями Главы администрации Наро-Фоминского района Крамкова В.И. и Главы администрации Балашихинского района Кибальника В.И. по отработке интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области на территориях Наро-Фоминского и Балашихинского районов с привлечением специалистов Республиканского расчетно — аналитического медицинского центра (по согласованию). 2. Утвердить Положение об интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области и учета объемов оказанной медицинской помощи, предоставляемой населению Московской области в лечебно-профилактических учреждениях муниципального, областного и федерального уровня (Приложение). 3. Первому заместителю Начальника Главного управления здравоохранения Московской области Берташ С.А., заместителю Начальника Главного управления здравоохранения Московской области Семенову В.Ю., заместителю исполнительного директора МОФОМС Слиденко Ю.В.: Подготовить предложения по отработке общесистемного подхода к формированию информационных потоков в управлении ресурсами здравоохранения Московской области. С этой целью:
3.1. Сформировать рабочую группу по созданию интегрированной модели информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области, организации единой системы учета финансовых ресурсов и объемов медицинской помощи, предоставляемой населению в лечебно — профилактических учреждениях муниципального, областного подчинения, а также в учреждениях прямого подчинения Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения Российской Федерации. 4. Руководителям территориальных органов управления здравоохранения Балашихинского (Вайгант А.Р.), Наро-Фоминского (Пахоменко Л.А.) районов: Обеспечить сбор и передачу информации об обращаемости жителей районов в муниципальные, областные и федеральные учреждения здравоохранения Отделу информационных технологий и областной медицинской статистики (Максаков В.В.). 5. Начальнику отдела информационных технологий и областной медицинской статистики (МОНИКИ) Максакову В.В.: 5.1. Подготовить и согласовать с ГУЗМО и МОФОМС единые информационные стандарты обмена данными между всеми субъектами системы здравоохранения. 5.2. Обеспечить единообразие программ автоматизированного учета и обработки медико — экономической и учетно — статистической информации о деятельности учреждений здравоохранения подведомственных ГУЗМО. 5.3. Подготовить и представить на утверждение ГУЗМО и МОФОМС общесистемные справочники и классификаторы, обеспечивающие информационную совместимость программных комплексов системы обязательного медицинского страхования и учреждений здравоохранения Московской области. 6. Начальнику Управления здравоохранения Наро-Фоминского района Пахоменко Л.А., Главному врачу Муниципального объединения учреждений здравоохранения Балашихинского района Вайганту А.Р., совместно с руководителями филиала МОФОМС Наро-Фоминского района Маркуш.Н.А., руководителем филиала МОФОМС Балашихинского района Сумароковой Л.М. 6.1. Провести анализ оснащенности лечебно — профилактических учреждений района вычислительной техникой на предмет готовности к установке и отладке информационно — программного комплекса по реализации интеграционной схемы информационно — технического обеспечения управления экономическими ресурсами в системе здравоохранения. 6.2. Обеспечить информационно — техническое взаимодействие органов Управления здравоохранения; филиалов МОФОМС; учреждений здравоохранения районов; страховых медицинских организаций, действующих на территориях Наро-Фоминского и Балашихинского районов, по установке и отладке информационно-программных комплексов, подготовленных специалистами рабочей группы. 7. Заместителю начальника ГУЗМО Семенову В.Ю., Заместителю исполнительного директора МОФ ОМС Слиденко Ю.В. решить вопрос о выделении медицинским учреждениям Наро-Фоминского и Балашихинского районов средств вычислительной техники согласно представленному техническому обоснованию. 8. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника ГУЗМО Берташ С.А. и заместителя исполнительного директора МОФ ОМС Слиденко Ю.В.

Начальник Главного
управления здравоохранения
Московской области
В.В.ЛЯБИН

Исполнительный
директор МОФ ОМС
А.А.ЧЕРЕПОВА

Приложение
к Приказу
ГУЗМО и МОФ ОМС
от 05.10.1999 г. N 127/418

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И УЧЕТА ОБЪЕМОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО, ОБЛАСТНОГО И ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ

  1. Общие положения

Модель информационного обеспечения управления ресурсами здравоохранения Московской области создается в целях реализации наиболее качественного и действенного механизма сбора, обработки, агрегирования и хранения данных о деятельности медицинских учреждений областного и территориального уровня, осуществления социально — гигиенического мониторинга населения, анализа и прогнозирования динамики основных медико — экономических показателей, обеспечения оперативной и обоснованной выработки управленческих решений, и в целом — оптимизации использования экономических ресурсов системы здравоохранения Московской области.

2. Задачи построения модели

2.1. Обеспечение должностных лиц органов управления здравоохранением Московской области и МОФОМС сводной и детальной информацией оперативного агрегированного характера о состоянии системы здравоохранения, заболеваемости населения, эффективности использования экономических, материальных и кадровых ресурсов, деятельности медицинских учреждений. 2.2. Обеспечение оперативного и достоверного формирования данных официальной государственной статистики. 2.3. Создание и внедрение единого отраслевого стандарта (системы нормативов, классификаторов, справочников и форматов обмена данными), обеспечивающего информационную совместимость для всех субъектов системы здравоохранения Московской области. 2.4. Формирование ресурсной базы показателей медицинских учреждений территориального уровня. 2.5. Создание сводного реестра медицинских услуг, оказываемых в лечебных учреждениях территориального уровня, автоматизированный расчет стоимости услуг и формирование медико — экономических стандартов с учетом всех затратных статей рассматриваемых учреждений, включая учет особенностей оказания медицинской помощи (использование уникального оборудования, научных методик, лекарственных препаратов). 2.6. Создание и постоянная актуализация сводного банка персонифицированных данных, содержащего агрегированную информацию о всех случаях обращения пациентов за медицинской помощью в медицинские учреждения области («электронного архива историй болезни» жителей области). 2.7. Осуществление социально — гигиенического мониторинга населения, контроля эпидемиологической обстановки, демографических и миграционных процессов. 2.8. Разработка и внедрение информационно — справочной системы «Медицинские услуги в Московской области» на базе сводного реестра лицензиатов — владельцев лицензий на право проведения основной и вспомогательной медицинской деятельности в Московской области с дифференциацией по районам, формам собственности, видам медицинской деятельности, срокам действия лицензий. 2.9. Обеспечение решения широкого спектра контрольно — аналитических и прогностических задач, направленных на повышение эффективности использования средств ОМС, оптимизации работы субъектов обязательного медицинского страхования на всех уровнях системы, обоснованного расчета тарифов и страховых платежей, прогнозирования потребностей в финансовых ресурсах. 2.10. Совершенствование механизма межтерриториальных расчетов в системе ОМС за счет осуществления мониторинга потоков пациентов, обращающихся за медицинской помощью из других районов области, других регионов РФ, а также — пациентов, обратившихся в лечебные учреждения областного и федерального уровня. 2.11. Обеспечение руководителей медицинских учреждений совокупностью сводной и детальной информации о всех аспектах деятельности ЛПУ в системе здравоохранения, позволяющей оперативно контролировать работу различных подразделений и служб, отдельных врачей — специалистов, анализировать динамику изменений ключевых медико — экономических показателей работы медицинского учреждения. 2.12. Унификация информационно-программных средств автоматизированного учета данных о медицинской помощи, оказанной пациентам, обеспечивающих корректный ввод, обработку и хранение совокупности персонифицированных сведений о работе ЛПУ в системе обязательного медицинского страхования, формирование сводных счетов — фактур для предъявления к оплате в страховую медицинскую организацию (СМО), расчет показателей загрузки подразделений ЛПУ и конкретных врачей — специалистов, формирование широкого спектра иных отчетно — справочных материалов и документов. 2.13. Автоматизированный учет направлений на оказание медицинской помощи вне системы здравоохранения области и учет фактически оказанных услуг. 2.14. Сбор данных о свободных ресурсах учреждений здравоохранения областного уровня, которые могут быть задействованы для оказания медицинской помощи пациентам муниципального уровня. 2.15. Установка и апробация в медицинских учреждениях программного комплекса по учету оказанных пациентам платных медицинских услуг, обеспечивающего автоматизированное формирование всей необходимой отчетно — учетной документации. 2.16. Обеспечение врачей — экспертов медицинских учреждений информационно — программными средствами для проведения постоянного контроля за объемом, качеством, корректностью и достоверностью учета медицинской помощи, оказываемой специалистами ЛПУ, своевременного выявления и всестороннего анализа наиболее сложных, нестандартных случаев, требующих проведения дополнительной экспертизы. 2.17. Автоматизация сбора, обработки и хранения данных количественного и стоимостного учета лекарственных препаратов, реализованных в аптечных учреждениях по рецептам ЛПУ, формирование статистической отчетности по отпущенным лекарственным формам, проведение комплексной автоматизированной экспертизы (сопоставительного анализа) данных лечебных и аптечных учреждений о выписке рецептов и отпуске лекарственных препаратов.

3. Мероприятия по реализации поставленных задач

3.1. Управление здравоохранения Наро-Фоминского и Балашихинского районов, территориальное представительство МОФОМС, специалисты рабочей группы проводят обследование медицинских учреждений района по степени технической готовности к установке и отладке элементов единой информационно — программной системы. 3.2. По результатам проведенного обследования специалистами рабочей группы осуществляется подготовка системно — технических решений по установке сетевого и коммуникационного оборудования, подготовка спецификаций аппаратной части локальных вычислительных сетей (ЛВС) медицинских учреждений. 3.3. Рабочая группа разрабатывает организационно — методические материалы по установке элементов единой информационно — программной системы в медицинских и аптечных учреждениях, органах управления здравоохранения, представительстве МОФОМС Наро-Фоминского и Балашихинского районов. 3.4. Информационное управление МОФОМС, совместно с представителями рабочей группы, разрабатывает и представляет на утверждение в ГУЗМО документацию по созданию и внедрению единого стандарта информационного взаимообмена между субъектами системы здравоохранения области (включая перечень отраслевых классификаторов и справочников). 3.5. Специалисты рабочей группы разрабатывают и представляют на утверждение положение об информационно — техническом обслуживании медицинских учреждений района. 3.6. Московский областной Фонд ОМС производит закупку вычислительной техники, сетевого и коммуникационного оборудования в соответствии с представленным рабочей группой техническим обоснованием и спецификацией, финансирует проведение монтажных и пуско — наладочных работ по развертыванию ЛВС в медицинских учреждениях. 3.7. Специалисты рабочей группы представляют на утверждение программу обучения пользователей работе с установленными аппаратно — программными средствами в медицинских учреждениях Наро-Фоминского и Балашихинского районов.


Exit mobile version