Вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года пункт 3 данного документа.
По вопросу, касающемуся порядка направления в 2008 году дотаций из бюджета ФФОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, см. Постановление Правительства РФ от 05.03.2008 N 147. Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2007 г. N 102
О ПОРЯДКЕ
НАПРАВЛЕНИЯ В 2007 ГОДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В соответствии со статьями 5 и 13 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 6) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. 2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием Федерального фонда обязательного медицинского страхования давать необходимые разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 февраля 2007 г. N 102
ПРАВИЛА
НАПРАВЛЕНИЯ В 2007 ГОДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В БЮДЖЕТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СРЕДСТВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
- Настоящие Правила определяют порядок направления в 2007 году Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — территориальные фонды) средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
- Фонд направляет в бюджеты территориальных фондов: а) субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — субсидии); б) средства федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — средства федерального бюджета на лекарственное обеспечение).
- Субсидии направляются в бюджеты территориальных фондов ежемесячно в следующих размерах: в I квартале 2007 г. — одна двенадцатая годового объема средств, предусмотренных на указанные цели в приложении 4 к Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»; со II квартала 2007 г. — исходя из одной двенадцатой годового объема средств, предусмотренных на указанные цели в приложении 4 к Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», с учетом фактического исполнения бюджета Фонда.
- Средства федерального бюджета на лекарственное обеспечение направляются Фондом в бюджеты территориальных фондов ежемесячно при их поступлении из федерального бюджета в размере одной двенадцатой годового объема средств, предусмотренных на указанные цели в приложении 4 к Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год».
- В случае недостаточности средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение Фонд по итогам расходования средств за отчетный квартал вправе направить на указанные цели субсидии, а также другие средства в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год».
- Для решения вопроса о направлении субсидии на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в Фонд представляется заявка по форме согласно приложению. К заявке прилагается отчет территориального фонда об использовании средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение за отчетный период, предоставляемый по форме и в порядке, которые устанавливаются Фондом.
- Территориальный фонд ведет раздельный учет средств, представляемых в качестве субсидии, и средств федерального бюджета на лекарственное обеспечение и ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Фонд отчет по форме, устанавливаемой Фондом по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
- Решение о направлении субсидии на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами принимается Фондом на основании предусмотренной пунктом 6 настоящих Правил заявки не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления.
- Направление субсидии в бюджет территориального фонда осуществляется Фондом в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
- В случае необоснованного превышения потребности в средствах федерального бюджета на лекарственное обеспечение Фонд вправе принять решение об отказе в направлении субсидии в бюджет территориального фонда и проинформировать об этом территориальный фонд в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
- Фонд перечисляет в бюджеты территориальных фондов платежными поручениями средства, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящих Правил, на отдельные счета территориальных фондов, открытые в установленном порядке в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов.
- Контроль за целевым использованием средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Правилам направления
в 2007 году Федеральным
фондом обязательного
медицинского страхования
в бюджеты территориальных
фондов обязательного
медицинского страхования
средств на выполнение
территориальных программ
обязательного медицинского
страхования в рамках базовой
программы обязательного
медицинского страхования
ЗАЯВКА о направлении субсидии на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в связи с недостаточностью средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами
(наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации)
в связи с недостаточностью средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, направленных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в _____ квартале 2007 г. (отчет прилагается), просит направить на указанные цели субсидию на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотренную для ___________________________________________________ на ___ квартал
(наименование субъекта Российской Федерации) 2007 г. в размере ______ тыс. рублей.
При направлении субсидии на указанные цели финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в объеме, предусмотренном законом ________________________________________________________ о бюджете
(наименование субъекта Российской Федерации) территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год, и в соответствии с утвержденной в установленном порядке территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Руководитель ______________________________ _________ ____________
(наименование органа (подпись) (расшифровка исполнительной власти субъекта подписи) Российской Федерации)
М.П.
Согласовано:
Руководитель территориального
фонда обязательного медицинского
страхования ____________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2007 г.
N ГКПИ06-1446
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Михеевой Е.Ю., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 9 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 570, в части слов: «засвидетельствованных в нотариальном порядке»,
установил:
пунктом 9 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании установлено, что регистрация адвоката в качестве страхователя осуществляется на основании заявления по форме, предусмотренной в приложении N 2 к настоящим Правилам, подаваемого в срок не позднее 30 дней с даты выдачи удостоверения адвоката с приложением копий следующих документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке: удостоверение адвоката;
документы, удостоверяющие личность страхователя и подтверждающие его регистрацию по месту жительства. Гражданин С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 9 настоящих Правил в части слов: «засвидетельствованных в нотариальном порядке». Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации «О медицинском страховании в Российской Федерации», поскольку содержат требование нотариального свидетельствования копии паспорта и служебного удостоверения, возлагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом. В суде С. поддержал заявленные требования. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 13 ноября 2006 г. N ДМ-П12-5379). В суде представитель Правительства РФ Вислогузова Т.Ф. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению порядка регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Свидетельствование в порядке статьи 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате верности копий документов, представляемых страхователями в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по существу служит гарантией реализации застрахованными конституционного права на получение бесплатной медицинской помощи. Выслушав объяснения заявителя Степанова Ю.А., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Вислогузовой Т.Ф., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 570 утверждены Правила регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании. В соответствии с пунктом 9 Правил регистрация адвоката в качестве страхователя осуществляется на основании заявления с приложением копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке (удостоверение адвоката, а также документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства). Из содержания данной нормы следует, что обязательным условием регистрации страхователя-адвоката в территориальном фонде медицинского страхования является представление засвидетельствованных в нотариальном порядке удостоверения адвоката и документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его регистрацию по месту жительства. Между тем Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает, что регистрация адвокатов-страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется в территориальных фондах медицинского страхования по месту их жительства (в случае осуществления ими деятельности в другом месте по месту осуществления этой деятельности) на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства (абзац 3 статьи 9.1.). Законодатель определил, копии каких документов должен представить адвокат в территориальный орган наряду с заявлением о регистрации в качестве страхователя и не предусмотрел представление копий этих документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате установили, какие нотариальные действия совершают нотариусы. Так, в силу статьи 77 Основ нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации. Представление копий засвидетельствованных в нотариальном порядке документов предполагает обращение гражданина к нотариусу, который должен совершить нотариальное действие. Однако Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» такого требования не содержит. Более того, на территории Российской Федерации применяется Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Согласно пункту 2 настоящего Указа предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке. Доводы представителя Правительства РФ Вислогузовой Т.Ф. о том, что установление нотариальной формы документов, представляемых в территориальный орган, относится к порядку регистрации страхователей и направлено на защиту прав граждан, являются несостоятельными. Порядок — это последовательность действий регистрирующего органа и заявителей при совершении юридически значимых действий, а возложение на гражданина дополнительного требования по представлению засвидетельствованных в нотариальном порядке документов не могут рассматриваться как отвечающие интересам граждан. В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление С. удовлетворить:
признать недействующим пункт 9 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 570, в части слов: «засвидетельствованных в нотариальном порядке», со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ