Recipe.Ru

<Письмо> Минздрава России от 25.05.2015 N 11-8/3041203-287 <По вопросу недопустимости использования электронных носителей информации в сфере обязательного медицинского страхования> <Письмо> Минздрава России от 06.02.2015 N 11-8/3000027-4914 <Об оказании бесплатной медицинской помощи без оформления полиса обязательного медицинского страхования> <Письмо> Минздрава России от 11.09.2014 N 18-1/10/2-6945 <О реализации конституционных прав граждан РФ, не согласных с внедрением электронных документов и автоматизированной обработкой персональных данных>

Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 мая 2015 г. N 11-8/3041203-287

Финансово-экономический департамент рассмотрел обращение по вопросу недопустимости использования электронных носителей информации в сфере обязательного медицинского страхования, поступившее в адрес Минздрава России, и сообщает следующее. Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ) государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2011 года, направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Федеральным законом N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантии бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и, в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях, в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Тем самым обеспечивается реализация 41 статьи Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Статья 45 Федерального закона N 326-ФЗ предусматривает введение полиса обязательного медицинского страхования единого образца (далее — полис), действующего на всей территории Российской Федерации и обеспеченного федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ). Универсальная электронная карта в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 210-ФЗ представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. В соответствии с пунктами 5 и 10 статьи 26 Федерального закон N 210-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты, а также в любое время отказаться от использования универсальной электронной карты. В связи с вышеизложенным, использование универсальной электронной карты является добровольным и ее отсутствие не является основанием для отказа в оказании медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования, что в свою очередь в полной мере учитывает позицию верующей части населения в вопросах использования универсальных электронных карт. Кроме того, в соответствии с разделом II Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, при выборе или замене страховой медицинской организации застрахованное лицо вправе выбирать вид полиса — бумажный, электронный, электронный в составе универсальной электронной карты гражданина, отказ от получения полиса. В заявлении о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованное лицо (или представитель застрахованного лица) отмечает «отказ от получения полиса» в том случае, если застрахованное лицо отказывается от получения носителя полиса вообще, независимо от вида носителя. Отказ от получения полиса не означает отказ застрахованного лица от получения медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования на основании сведений о застрахованных лицах, предоставляемых страховой медицинской организацией. В сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 44 Федерального закона N 326-ФЗ). В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», согласно статье 6 которого согласие застрахованных лиц на обработку персональных данных не требуется. Информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования, в которых содержатся персональные данные, сформированы на основании требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Действующим законодательством об обязательном медицинском страховании удаление персональных данных застрахованных лиц из Единого регистра застрахованных лиц не предусмотрено.

Заместитель директора Департамента
П.И.КУЗЕНКО


Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 февраля 2015 г. N 11-8/3000027-4914

Финансово-экономический департамент рассмотрел в пределах компетенции обращение об оказании бесплатной медицинской помощи без оформления полиса обязательного медицинского страхования и сообщает следующее. Прежде всего, необходимо отметить, что согласно положениям статьи 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, включая правовое положение субъектов и участников указанного вида страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов в целях оказания медицинской помощи гражданам, урегулированы положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Так, согласно положениям статьи 45 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ полисом обязательного медицинского страхования является документ, удостоверяющий право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования. Кроме того, данный документ позволяет обеспечивать адресность при предоставлении государственных услуг в области здравоохранения, а также осуществлять обязанность страхователей по уплате страховых взносов на указанный вид страхования за конкретное застрахованное лицо. Следует отметить, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование включают в себя в полном объеме финансовое обеспечение видов медицинской помощи, включенных в тариф на оплату медицинской помощи в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования на соответствующий год. Согласно статье 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ структуру тарифа на оплату медицинской помощи составляют расходы, в том числе, на заработную плату медицинским работникам. Таким образом, в случае отсутствия у застрахованного лица полиса обязательного медицинского страхования, подтверждающего уплату страхователем за него страховых взносов на обязательное медицинское страхование, медицинским работникам, оказавшим данному лицу медицинскую помощь, не будет начислена заработная плата за оказание такой медицинской помощи, что в свою очередь не соответствует статье 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Таким образом, получение полиса обязательного медицинского страхования входит в комплекс мер по реализации права гражданина на оказание всех видов бесплатной медицинской помощи на территории Российской Федерации, за исключением экстренной медицинской помощи, оказываемой гражданам без предъявления полиса обязательного медицинского страхования. При этом каждый гражданин вправе самостоятельно определять, какими видами медицинской помощи он хотел бы воспользоваться, только экстренной медицинской помощью (без предъявления полиса обязательного медицинского страхования), либо иными видами бесплатной медицинской помощи, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации (при наличии полиса обязательного медицинского страхования). Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования» ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования на основании сведений о застрахованных лицах, предоставляемых страховой медицинской организацией. В сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированных учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 44 Федерального закона N 326-ФЗ). В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», согласно статье 6 которого согласие застрахованных лиц на обработку персональных данных не требуется. Информационные ресурсы в сфере обязательного медицинского страхования, в которых содержатся персональные данные, сформированы на основании требований законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Действующим законодательством об обязательном медицинском страховании удаление персональных данных застрахованных лиц из Единого регистра застрахованных лиц не предусмотрено.

Заместитель Директора Департамента
П.И.КУЗЕНКО


Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 сентября 2014 г. N 18-1/10/2-6945

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело обращение о реализации конституционных прав граждан Российской Федерации, не согласных с внедрением электронных документов и автоматизированной обработкой персональных данных, и в рамках компетенции сообщает следующее. Реализация прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ). Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), в соответствии с законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, является полис обязательного медицинского страхования. Согласно статье 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи гражданам Российской Федерации обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При оказании медицинской помощи запись на прием к врачу, а также прием пациентов осуществляются как по традиционным бумажным полисам и медицинским картам, так и по электронным документам. В соответствии со статьей 11 закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 44 закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах, включающий сбор, обработку, передачу и хранение сведений о застрахованных лицах в базах данных страховых медицинских организаций, осуществляется в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) «О персональных данных». Таким образом гарантируется сохранность персональных данных, доступ к которым имеет только лечащий врач, обязанный в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну. Необходимо также отметить, что при оказании медицинской помощи в медицинской организации, осуществляющей деятельность в системе обязательного медицинского страхования, согласие пациента на обработку персональных данных не требуется (за исключением обработки биометрических персональных данных). Изъятие и аннулирование сведений из баз данных медицинских организаций российским законодательством не предусмотрено. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что принятие дополнительных нормативных актов и создание дополнительного структурного подразделения в Министерстве в интересах правовой поддержки граждан, отказывающихся от электронных документов, нецелесообразно.

Н.А.ХОРОВА


Exit mobile version