Recipe.Ru

<Письмо> Минздрава России от 17.04.2015 N 12-3/989 <По вопросу лицензирования страховых медицинских организаций, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи> <Письмо> Банка России от 10.12.2013 N 50-13-ИЖ-11/12262 <О некоторых вопросах обязательного медицинского страхования> <Письмо> Минздравсоцразвития России от 02.12.2011 N 20-1/298541 <О порядке реализации застрахованными лицами права на выбор и замену страховой медицинской организации>

Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 апреля 2015 г. N 12-3/989

Правовой департамент Минздрава России в соответствии с обращением о разъяснении вопроса необходимости получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности страховыми медицинскими организациями, осуществляющими экспертизу качества медицинской помощи (далее — обращение), сообщает следующее. Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России не наделен полномочием по разъяснению указанного в обращении вопроса. В этой связи сообщаем мнение специалистов Минздрава России с учетом позиции Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 3 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) установлены обязанности страховой медицинской организации при осуществлении деятельности по обязательному медицинскому страхованию, включая и обязанность по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля. Все обязанности страховой медицинской организации, предусмотренные вышеназванной статьей Федерального закона N 326-ФЗ, являются неотделимыми друг от друга элементами, составляющими деятельность по обязательному медицинскому страхованию. В соответствии с частью 7 статьи 40 Федерального закона для реализации указанных выше обязанностей страховые медицинские организации поручают проведение экспертизы качества медицинской помощи экспертам качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи, имеющих высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедших подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Порядок ведения реестров экспертов качества территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.12.2011 N 230, определил перечень документов, содержащих сведения об экспертах качества медицинской помощи, включаемых в территориальный реестр экспертов качества: основной документ, удостоверяющий личность гражданина на территории Российской Федерации; диплом о высшем медицинском образовании; сертификат (сертификаты) специалиста или свидетельство (свидетельства) об аккредитации (при наличии); свидетельство (свидетельства) о присвоении квалификационной категории (при наличии); диплом (дипломы) об ученой степени (при наличии); свидетельство о подготовке по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Таким образом, законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании предусмотрены жесткие требования к специалистам, осуществляющим контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Обращаем внимание, что страховые медицинские организации не вправе осуществлять иную, за исключением деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, деятельность. Статьей 14 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, обязана иметь лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1227 «Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что лицензирование деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования производится Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации N 4015-1). Статьей 32 Закона Российской Федерации N 4015-1 в качестве специального разрешения на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела, предусмотрена лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее — лицензия на осуществление страхования). Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации по вопросу лицензирования в сфере страховой деятельности, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования, определена обязанность страховых медицинских организаций для осуществления своей деятельности в указанной сфере иметь лицензию только на осуществление страхования.

Директор
Правового департамента
С.Б.СОЛОВЬЕВА


Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 декабря 2013 г. N 50-13-ИЖ-11/12262

Служба Банка России по финансовым рынкам (далее — Служба) сообщает следующее. 1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», указанного Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено, что обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается. Таким образом, по мнению Службы, привлечение организаций, не являющихся участниками обязательного медицинского страхования, к выполнению функций страховых медицинских организаций по договорам поручения или иным сделкам посреднического характера не соответствует указанным нормам. 2. Дополнительно обращаем внимание на следующее. В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено, что для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 6 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо после приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия — законный представитель) обращается в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации, уполномоченные субъектом Российской Федерации (далее — иные организации), с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации. Обращение застрахованного лица в иные организации с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации осуществляется исключительно в случае выбора страховой медицинской организации, в которой он был застрахован ранее, и в данном случае временное свидетельство не выдается (пункт 6.2 Правил обязательного медицинского страхования). Таким образом, по мнению Службы, действующее законодательство в сфере обязательного медицинского страхования допускает привлечение организаций, не являющихся участниками ОМС, к участию в выдаче полисов обязательного медицинского страхования на следующих условиях: 1. такие организации должны быть надлежаще уполномочены субъектом Российской Федерации; 2. при обращении застрахованного лица в такие организации ему может быть оформлен полис обязательного медицинского страхования исключительно с указанием страховой медицинской организации, в которой он был застрахован ранее. При этом оформление временного свидетельства такими организациями застрахованному не производится.

Заместитель руководителя
И.Н.ЖУК


Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 декабря 2011 г. N 20-1/298541

Департамент развития медицинского страхования рассмотрел обращение по вопросу порядка реализации застрахованными лицами права на выбор и замену страховой медицинской организации и сообщает. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) застрахованные лица имеют право на выбор страховой медицинской организации. В связи с вступлением Федерального закона в силу с 1 января 2011 года застрахованные лица, имеющие на руках действующие полисы обязательного медицинского страхования (далее — полис), выданные до 1 января 2011 года, не являются лицами, реализовавшими право на выбор страховой медицинской организации. Право на выбор страховой медицинской организации считается реализованным в случае, когда застрахованным лицом лично или через представителя подано заявление о выборе страховой медицинской организации в порядке, предусмотренном правилами обязательного медицинского страхования. Выбор страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом путем обращения в любую страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Выбор страховой медицинской организации осуществляется в течение календарного года. Федеральным законом не установлены ограничения по срокам реализации права на выбор страховой медицинской организации. Согласно статье 51 Федерального закона лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу Федерального закона, обладают правами застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом. Полисы, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до вступления в силу Федерального закона, являются действующими до их замены на полисы единого образца. Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона определено, что замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, он осуществляет один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию. Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования застрахованное лицо имеет право на замену страховой медицинской организации, выбранной им после 1 января 2011 года, в течение текущего года в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

Заместитель директора Департамента
П.И.КУЗЕНКО


Exit mobile version