Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2013 г. N 2212/30-4
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования рассмотрел обращение и сообщает. Согласно статье 4 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон) государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. В области иммунопрофилактики государство гарантирует в том числе использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 6 Закона финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, осуществляют организацию проведения профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, в соответствии с объемом поставленных учреждениям муниципальной системы здравоохранения медицинских иммунобиологических препаратов.
Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 8, а не статья 4 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», определившем порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Лечащий врач в течение 3 дней с момента выявления при профилактическом медицинском осмотре у обследуемого признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, направляет его в лечебно-профилактическое специализированное противотуберкулезное учреждение для завершения обследования. Порядком проведения профилактического медицинского осмотра, утвержденным приказом Минздрава России от 06.12.2012 N 1011н (зарегистрировано Минюстом России 29.12.2012, регистрационный N 26511), установлено, что профилактический медицинский осмотр взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше) проводится 1 раз в два года медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» («лабораторной диагностике»). Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Проведение туберкулинодиагностики при проведении профилактического медицинского осмотра не предусмотрено. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.04.2003 N 62 (зарегистрировано Минюстом России 08.05.2003, регистрационный N 4523) введены в действие санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика туберкулеза. СП 3.1.1295-03» (далее — Правила). Правилами установлено, что в целях раннего выявления туберкулеза у детей проводят туберкулинодиагностику вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб. Согласно статье 5 Закона граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074, финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе при туберкулезе, осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Заместитель председателя
И.В.СОКОЛОВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 28 марта 2012 г. N 60
О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ФОМС В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ
(с изм., внесенными Приказом ФФОМС от 09.04.2013 N 80)
В связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, а также кадровыми изменениями в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и территориальных фондах обязательного медицинского страхования приказываю: 1. Утвердить:
1.1. Положение о представителе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральном округе (Приложение 1).
Приказом ФФОМС от 09.04.2013 N 80 в состав представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральном округе были внесены изменения.
1.2. Состав представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральном округе (приложение 2 — не приводится). 1.3. Типовую форму отчета представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральном округе (Приложение 3). 2. Приказы Федерального фонда ОМС от 27.11.2009 N 256 «О представителях ФОМС в федеральных округах», от 03.02.2010 N 18 «О назначении представителей ФОМС в федеральных округах», от 15.04.2010 N 75 «О внесении изменений в Приказ ФОМС от 03.02.2010 N 18» считать утратившими силу.
Председатель
А.В.ЮРИН
Приложение N 1
к Приказу ФОМС
от 28 марта 2012 г. N 60
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования в федеральном округе (далее — Представитель) является должностным лицом, представляющим председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования в пределах соответствующего федерального округа.
- Представитель содействует координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных фондов обязательного медицинского страхования по реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, приоритетного национального проекта и социальных программ в сфере здравоохранения.
- Представитель назначается приказом председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) из числа членов Совета директоров фондов обязательного медицинского страхования.
- Представитель руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФОМС и настоящим Положением.
II. ЗАДАЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
- Содействие в координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования по реализации мероприятий в сфере обязательного медицинского страхования, приоритетного национального проекта и социальных программ в сфере здравоохранения.
- Участие в осуществлении контроля за реализацией действующего законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказов и распоряжений ФОМС в сфере обязательного медицинского страхования в соответствующем федеральном округе.
- Оказание организационной и методической помощи руководителям территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ.
III. ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции: 1. Участвует в обеспечении контроля за деятельностью территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, учреждений и организаций здравоохранения, расположенных в соответствующем федеральном округе, по реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе осуществляет мониторинг деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 2. Содействует координации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, учреждений и организаций здравоохранения субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, по исполнению ими нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ФОМС по вопросам обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью; 3. Участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления здравоохранением, территориальными фондами обязательного медицинского страхования в организации работы по реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, приоритетного национального проекта и социальных программ в сфере здравоохранения; 4. Участвует в разработке проектов нормативных правовых и методических документов по обязательному медицинскому страхованию; 5. Участвует при необходимости в работе правлений территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ, с правом совещательного голоса; 6. Принимает участие в работе Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации соответствующего федерального округа; 7. Участвует совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами управления здравоохранением в организации работы по реализации федеральных и региональных целевых программ в сфере здравоохранения в соответствующем федеральном округе; 8. Участвует в совещаниях территориальных фондов обязательного медицинского страхования, входящих в соответствующий федеральный округ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования с предоставлением повестки и состава участников совещания; 9. Участвует по компетенции в рассмотрении обращений граждан и принимает по ним необходимые меры; 10. Предоставляет председателю ФОМС отчет о работе, проводимой в соответствии с поставленными задачами; 11. По запросам ФОМС и в инициативном порядке в пределах своей компетенции представляет информацию о ходе реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, приоритетного национального проекта и социальных программ в сфере здравоохранения в соответствующем федеральном округе.
IV. ПРАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Представитель имеет право:
1. В целях реализации полномочий запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы у руководителей структурных подразделений ФОМС, руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ; 2. Направлять на рассмотрение структурных подразделений ФОМС, руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ, обращения граждан; 3. Вносить в пределах своей компетенции предложения по вопросам развития обязательного медицинского страхования, координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, реализации приоритетного национального проекта и социальных программ в сфере здравоохранения в соответствующем федеральном округе; 4. Вносить предложения о поощрении руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
- Руководство деятельностью Представителя осуществляет председатель ФОМС. Совещания с Представителями проводятся по мере необходимости, но не реже 2-х раз в год с участием при необходимости руководителей структурных подразделений ФОМС.
- Заслушивание Представителя с отчетом о проделанной работе проводится в соответствии с Планом мероприятий по взаимодействию ФОМС с Представителями Федерального фондами обязательного медицинского страхования в федеральных округах.
- Ответственным за координацию взаимодействия ФОМС с Представителями и организацию совещаний с Представителями является Управление организации ОМС ФОМС.
Приложение N 3
к Приказу ФОМС
от 28 марта 2012 г. N 60
ТИПОВАЯ ФОРМА
ОТЧЕТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ФОМС В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ <*>
<*> Типовая форма отчета представителя ФОМС в федеральном округе содержит примерный перечень вопросов для включения в отчетный доклад о результатах деятельности представителя ФОМС в федеральном округе, который может быть дополнен и детализирован
- Взаимодействие с Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
- Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления здравоохранением, территориальными фонда обязательного медицинского страхования.
- Организация методической и консультативной помощи руководителям территориальных фондов обязательного медицинского страхования.